Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Ответить на вопросы теста:
Задание 2: Ответить на вопросы: Особенности русской философии XIX – XX вв. Формы познания. Истина в философии.
Вера, её значение в жизни человека. Роль философии в обществе. Функции философии. Философия о понятии «материя». Философия морали.
Задание 3 : Дать определение терминов:

Файлы: 1 файл

Готовая осн.философии.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИСОВСКИЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по «Основам философии»

Вариант № 2

 

 

Выполнила студентка группы ЭБУ-IV-1(11)

К.Ю. Манылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижняя Тура

2013

Задание 1. Ответить на вопросы теста:

 

1.  Функция  философии, связанная с оценкой  существующих теорий, идей общества, называется:

а) аксиологическая,

б) критическая,

в) коммуникативная,

г) мировоззренческая.

2. Термин «философия» обозначает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости

3. В развитии философии нет:

а) преемственности;

б) научных достижений;

в) ценностной составляющей,

г) устаревших идей

4. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума

5. Какой вопрос  не относится к исходным вопросам  высших и вечных интересов  человеческого разума, согласно представлениям Канта:

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

  г) На что я  могу надеяться? 

6. Наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и познания:

а) социология,

б) история,

в) философия,

г) математика

7.  Определите основные черты философского мировоззрения:

 а) эмоциональность, символизм;

 б) опора на разум, сомнение;

 в) догматизм, опора  на авторитет

8. Что изучает онтология:

а) вопросы смысла жизни,

б) проблемы бытия,

в) проблемы познания,

г) проблемы материи

 

9. Имя античного философа, впервые употребившего слово «философия»:

 а) Фалес,

б) Пифагор,

в) Сократ,

г) Демокрит

  1. Назовите направление эллинистической философии, утверждавшее: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно»:    

 а) эпикуреизм,

 б) стоицизм,

 в) скептицизм,

г) рационализм

  1. Назовите главную область схоластики:

а) философия- служанка теологии,  

б) философия, основанная на доказательстве христианских догм,

 в) философия, разрабатывающая  вопросы теологии,

г) всё перечисленное выше

12. Культура - это:

а) возделывание почвы,

б) степень начитанности и утончённости в манерах поведения  человека,

в) сфера литературы и  искусства,

г) всё выше перечисленное

13. Основной особенностью глобальных проблем является то, что они …

А) знакомы учёным,

Б) имеют планетарный характер,

В) описаны в литературе,

Г) изучаются в школе.

14. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, определяющих выбор определённых жизненных позиций, отношение к миру и другим людям - это:

а) мировосприятие,

б) миропонимание,

в) мировоззрение,

г) мироощущение

  1. Сократ относился к философской школе:

а) софистов,

б) пифагорейцев,

в) милетцев,

г) элеатов.

16. Человеческому  сознанию присуще:

а) пассивное отражение  действительности,

б) активная, творческая деятельность,

в) непосредственное воздействие  на действительность,

г) порождение объективной  реальности.

17. Философское  направление 19 в., представители  которого объясняли поведение людей их бессознательными влечениями:

а) материализм,

б) философия психоанализа,

в) иррационализм,

г) сенсуализм

18. В философии  «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания,

б) рассмотрение объектов познания,

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания,

г) сомнение в возможности  познания

19. Поскольку  истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна,

б) объективна,

в) субъективна,

г) абсолютна.

20. В западноевропейской  философии рационализм преимущественно развивался на основе:

а) индукции,

б) аналогии,

в) дедукции,

г) анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2: Ответить на вопросы:

 

  1. Особенности русской философии XIX – XX вв. 

Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и  искусство, на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии, особенно с конца XIX века.

В русской философии  этого времени получили известность  следующие направления.

Противостоящие  друг другу славянофильство и западничество. Здесь развернулись дебаты по поводу определения пути будущего развития России.

Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.).

Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен).

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.) и марксизм (Г. Плеханов, А Богданов, В. Ленин и др.). В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный.Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.

Поборником материалистического  принципа был и Д. Писарев, развивший теорию реализма, суть которого состояла в том, что при изучении природы необходимо принимать в соображение только действительно существующие явления, а при анализе общества – реальные потребности человеческого организма.

Писарев возвел в культ естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и  религии из-за их бесполезности, с  его точки зрения, для человека.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г. В. Плеханов. Г. Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы.

Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

  • гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
  • социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
  • аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра. Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).

Духовный мир  человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Все пороки человека - следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием.

Другая тенденция  представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания и в то же время стремившимися к построению широкого гуманистического взгляда на универсум. Речь идет прежде всего о русском космизме - философском явлении, зародившемся в XIX веке, все значение которого, однако, стало ясно только в XX столетии. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.

В философии  «общего дела» Николая Федоровича Федорова (1829-1903) центральной стала  тема постоянного расширения, под  влиянием внутренних импульсов эволюции, поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство.

Замысел философии  всеединства В. С. Соловьева заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество».

Другая тенденция  в русском космизме была тесно  связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы XIX века ее представлял  физик Николай Алексеевич Умов (1846- 1915). Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были углублены и развиты Константином Эдуардовичем Циолковским (1857- 1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его «космической философии», рисующей космос заполненным различными формами жизни. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Вернадский исследовал значение биосферы в формировании вещества Земли, огромные потенции ноосферы, расширяющиеся с развитием науки и общества.

Информация о работе Основы философии