Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа
Задание 1. Ответить на вопросы теста:
Задание 2: Ответить на вопросы: Особенности русской философии XIX – XX вв. Формы познания. Истина в философии.
Вера, её значение в жизни человека. Роль философии в обществе. Функции философии. Философия о понятии «материя». Философия морали.
Задание 3 : Дать определение терминов:
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы.
Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.
В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и группа людей и человечество в целом.
Объект - вся существующая реальность.
Принято разделять 2 стороны познания:
чувственная и логическая.
Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление - устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом. Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека - "рациональной".
В логическом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)
Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.
Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Высказывание носят 3-х членную основу: осмысленное повествовательное предложение (предмет мысли + предикатом + связка) На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.
Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность. Его представители: Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах. Противоположную линию в философии проводили рационалисты (рационализм): Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали разум основой - познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания.
Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают.
Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос, этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.
Истина – представление об объекте самого объекта. Истина зависит от субъекта.
Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто
— без предварительной фактической ил
Вера обусловлена
Значение веры в жизни современного человека ничуть не меньше ее значения в жизни наших далеких и близких предков. Как и тысячелетия, назад, так и теперь у нас нет никаких научных доказательств тому, что дружба лучше вражды, что бытие лучше небытия, что человек не должен мучить и убивать себе подобных. Убеждение в этом есть проявление нашей веры. Оно может быть философски обоснованно, но не может быть научно доказано. Разумное оправдание и обоснование веры есть функция философии, но не задача науки.
Расхождения в объеме и характере жизненного опыта и в определенном структурой личности и воспитанием мировосприятии недаром именуются “идеологическими расхождениями”. Они и в самом деле суть расхождения в идеях, в наших представлениях о мире и, что еще важнее, в наших оценках явлений, которые мы, в самом деле, видим по-разному, расхождения в самой постулативной основе нашего мышления.
В основе каждой идеологии (веры) непременно лежат постулативные утверждения. Утверждения, которые не доказываются, а декларируются, постулируются, подобно тому, как Эвклид постулировал, что через точку, лежащую вне прямой, можно провести лишь одну параллельную прямую. Такого рода утверждения или постулаты нередко обозначаются латинским словом “кредо”, что значит “верую”.
Это обозначение заимствовано из христианского Символа Веры, начинающегося, как известно, со слов “Верую в единого Бога-Отца Вседержителя”. Утверждение Ленина, что “учение Маркса всесильно, потому что оно верно” можно назвать ленинским символом веры, в котором корень “вер” перенесен в слово “верно”. “Декларация прав человека и гражданина” не доказывает, а объявляет, что человек родится свободным, и тот, кто не верит этому, не может быть либеральным демократом. Это утверждение принимается на веру. Оно опирается на целый ряд философских обоснований, но, в конечном счете, эти обоснования лишь оправдывают веру, на которой оно покоится.
Марксистско-ленинский “критерий практики” отнюдь не универсален. Геометрические теоремы, ни в какой практической проверке не нуждаются. Законы механики, физики или химии проверяются экспериментом, а вовсе не практикой. Но убеждения и верования проверяются именно практикой. В Евангелии сказано “по делам их знаете их”. И свой трактат по этике Кант не случайно назвал “Критикой практического разума”. В геометрии или в физике лицемерие невозможно. В идеологических вопросах оно не только возможно, но появляется, как неизбежное следствие нежелания признаться в нравственной неудаче, в несостоятельности своих идеологических или религиозных верований.
Евангельские фарисеи — вечный образец идеологического лицемерия, когда слова произносятся в целях — порой вполне благочестивого — обмана, когда убеждения поколеблены, но люди продолжают произносить выражающие их слова, подчас бессознательно обманывая себя, подчас сознательно желая обмануть других. Последнее почти всегда безуспешно.
Ибо живая вера рождается в муках сомнений, а подлинная убежденность ищет критической проверки. Абсолютизация идеологических предпосылок почти всегда начинается в тот момент, когда защитники теряют веру в свою способность отстоять их в открытом и честном споре. Возгласы “Не троньте мою веру!” и “Оставьте меня при моих убеждениях!” свидетельствуют о слабости веры и негодности убеждений. Абсолютная истина не дана человеку. Абсолютное непостижимо, и попытки объявить его постигнутым ведут лишь к абсолютизации относительного, к нетерпимости и лицемерию. Идеология как система обоснованных определенной точкой зрения продуманных и последовательных взглядов необходима и нужна до тех пор, пока не претендует на абсолютную истинность. Как только она предъявляет эту претензию, она теряет свое обоснование, свою точку зрения, становится неспособной понять чужую, замыкается в самой себе и вырождается.
Все функции философии
можно разделить на две группы:
мировоззренческие и
- гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;
- социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно - ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;
- культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;
- отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:
- онтология - учение о бытии;
- гносеология - учение о познании;
- социальная философия - учение об обществе;
- этика - учение о морали;
- эстетика - учение о прекрасном;
- логика - учение о законах мышления;
- философская антропология - учение о человеке;
- аксиология - учение о природе ценностей;
- методология - учение о методе;
- история философии - учение о развитии философских знаний.
Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:
- философия науки -
раздел философии, включающий
исследования структуры
- философия техники
- раздел философии, связанный
с интерпретацией феномена
- философия истории
- раздел философии, связанный
с интерпретацией
- философия политики
- раздел философии, исследующий
общие вопросы политической
- философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;
- философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;
- философия религии
- это философия в ее отношениях
с религией. Со стороны своего
метода философия способна
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.
Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.