Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Ответить на вопросы теста:
Задание 2: Ответить на вопросы: Особенности русской философии XIX – XX вв. Формы познания. Истина в философии.
Вера, её значение в жизни человека. Роль философии в обществе. Функции философии. Философия о понятии «материя». Философия морали.
Задание 3 : Дать определение терминов:

Файлы: 1 файл

Готовая осн.философии.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия о понятии «материя».

С точки зрения диалектики, материя есть объективная  реальность — причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее кардинальные свойства материи — объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов  и процессов внешнего мира есть такой  общий признак: они существуют вне  и независимо от сознания, отражаясь  прямо или косвенно в наших  ощущениях. Другими словами, они  объективны. Прежде всего по этому  признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам  как нечто неизменное — изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя — это не реальная возможность всех, форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия морали.

Философия морали — это область размышлений, предметом которой является не только мораль и ее теория — этика как весьма отдаленный предмет, но и нормативная и описательная этика или нравственность как более понятный, а значит и более близкий предмет. Ее называют также критической этикой или метаэтикой. Философия морали сосредоточивает свое внимание на определенной сфере человеческой действительности и человеческой жизни. Она включает в себя мораль, философскую рефлексию о ней — этику, а также методологию этики или метаэтику.

Мораль (нравственность) (лат. Moralis — нравственный, mores — нравы) — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и др.), Мораль выступает, как правило, в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. Мораль генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. В социально – личностной  и духовной сферах мораль носит всепронизывающий  и всеохватывающий характер. Все отношения людей, от интимных до «межконтинентальных», проникнуты ею, подвержены моральной оценке и с ее помощью проходят проверку на жизненную целесообразность. Поскольку мораль существует на двух уровнях: общечеловеческом и личностном, постольку можно утверждать, что она — один из способов разрешения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рецептурного характера.

Мораль — постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура — сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Отсюда — ответственность за моральность выбора и деятельности человека. Основными социальными функциями морали являются: регулятивная, ценностно – ориентационная и социализирующая. Мораль предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственно воспитаннее личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Структура Морали включает в себя нравственные взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди, мотивы, цели, отношения, поступки, оценки, категории добра, совести, чести, справедливости, счастья и т. д. Сюда же относятся нравственные качества личности, феномены милосердия, благотворительности, добродетели. Каждый из перечисленных элементов имеет парную категорию: добро — зло, честь — бесчестие и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3 : Дать определение терминов:

 

  1. Индукция (от лат. inductio – выведение) – процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:
    • всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие);
    • всегда, когда есть феномен (следствие), ему предшествует причина;
    • если варьирует причина, варьирует и феномен;
    • если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства.

 

  1. Пантеизм (греч. pan – «все, всякий» и греч. theos – «бог, божество») – учение о том, что все есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

 

  1. Позитивизм – это  философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

 

  1. Прагматизм –  Направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истинно лишь то, что дает практически полезные результаты.

 

 

  1. Онтология – (греч on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом.

 

 

  1. Креационизм – (от лат. creatio -сотворение) — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии «творческий акт», в течение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. представлений во всех областях знаний. Сокрушит, удар по К. был нанесен теорией Ч. Дарвина. Данные совр. науки убедительно показывают абсолют, несостоятельность К. Однако и в наст. вр. в модернизированных формах К. используется теологией для обоснования религ. картины мира. Таковыми являются религ.-филос. концепции «непрерывно продолжающегося творения», «обновления сотворенного в процессе формирующей деятельности духа», различные ви-талистич. теории («эмерджентной эволюции», «первичной активности» и др.).

 

  1. Концептуализм – (от лат. система, формулировка) - направление в средневековой схоластике, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утверждать, что реально существует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя приписывать статус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. Универсалия - это образ, это концепт.

 

 


Информация о работе Основы философии