Особенности античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян,
зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда
император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу,
Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................................2
Периоды античной философии...................................................................................3
Особенности античной философии............................................................................3
1. Генезис философии: переход от мифа к логосу.......................................................4
2. Рождение первых философских диалектических идей............................................6
3.От протофилософии к философии: единство и множественность бытия...............7
Заключение.....................................................................................................................9
Список использованной литературы......................................................................

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Зарождающаяся греческая философия хотя уже вышла на уровень философских

проблем, но ещё не была философией в собственном смысле слова, а

протофилософией или предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов мифологии, не разработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации.

     3. От протофилософии к философии: единство и множественность бытия

Труды философов Элейской школы (Элеатов), основателем которой был Ксенофан (р.ок 570 г. до н. э.), а главными представителями – Парменид (р.ок 540 г до н. э.) и Зенон (р.ок 480 – 430 гг. до н. э.), ознаменовали переход от

протофилософского к философскому знанию. Элиаты сделали серьёзный шаг вперед от некритически-нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новыхфилософских понятий.

Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Он также поставил

вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники

мыслили бытие, не задумываясь об этом.

В центре внимания Парминида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательство для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; То, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие. Ибо, по Пармениду, «одно и то же есть мысль и бытие».

Бытие – это то, что всегда есть; Оно едино и вечно – вот главные его

признаки. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То,

что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино,

тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно.Ибо откуда взяться движению из того что не изменяется?

Невозможность движения доказывал последователь Парменида Зинон в своих

апориях «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». Логика

доказательств Зенона следующая: мыслить движения нельзя, так как мысль о

возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не

существует.

В атомистическом учении Демокрита (460-370 гг. до н. э.) была выдвинута идея

множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элиаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.

В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная

причина существования вещей, и как их сущность, невидимая зрением, но

постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда

философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира – мир един, так

как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы

множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало

возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны,а их сочетание носят временный, преходящий характер. К концу V века до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходило к саморазложению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной философии, но и всё её тысячелетнее существование?

А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии

и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была

мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.

Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов

тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума,

необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.

В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии,

которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией

рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное,

ум и душа, душа и тело – все эти пары противоположностей, создавшие собою

тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически

преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа.

Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и

кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь

от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода

высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и

нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую

подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических

этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде

строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной

мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием

диалектики погибла и вся античная мифология.

 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 2008 г. с 3-17

2.Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 2005г.

3.Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов.

–М.:ЮНИТИ, 2000 г.

4.Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 2008 г., с 3-4

    

 

1

 



Информация о работе Особенности античной философии