Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 17:46, реферат
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян,
зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда
император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу,
Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет.
Введение..........................................................................................................................2
Периоды античной философии...................................................................................3
Особенности античной философии............................................................................3
1. Генезис философии: переход от мифа к логосу.......................................................4
2. Рождение первых философских диалектических идей............................................6
3.От протофилософии к философии: единство и множественность бытия...............7
Заключение.....................................................................................................................9
Список использованной литературы......................................................................
Зарождающаяся греческая философия хотя уже вышла на уровень философских
проблем, но ещё не была философией в собственном смысле слова, а
протофилософией или предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов мифологии, не разработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации.
3. От протофилософии к философии: единство и множественность бытия
Труды философов Элейской школы (Элеатов), основателем которой был Ксенофан (р.ок 570 г. до н. э.), а главными представителями – Парменид (р.ок 540 г до н. э.) и Зенон (р.ок 480 – 430 гг. до н. э.), ознаменовали переход от
протофилософского к философскому знанию. Элиаты сделали серьёзный шаг вперед от некритически-нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новыхфилософских понятий.
Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Он также поставил
вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники
мыслили бытие, не задумываясь об этом.
В центре внимания Парминида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательство для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; То, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие. Ибо, по Пармениду, «одно и то же есть мысль и бытие».
Бытие – это то, что всегда есть; Оно едино и вечно – вот главные его
признаки. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То,
что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино,
тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно.Ибо откуда взяться движению из того что не изменяется?
Невозможность движения доказывал последователь Парменида Зинон в своих
апориях «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». Логика
доказательств Зенона следующая: мыслить движения нельзя, так как мысль о
возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не
существует.
В атомистическом учении Демокрита (460-370 гг. до н. э.) была выдвинута идея
множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элиаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.
В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная
причина существования вещей, и как их сущность, невидимая зрением, но
постигаемая умом.
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда
философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира – мир един, так
как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы
множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало
возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны,а их сочетание носят временный, преходящий характер. К концу V века до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходило к саморазложению.
ВЫВОД
Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной философии, но и всё её тысячелетнее существование?
А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии
и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была
мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума.
Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов
тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума,
необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии.
В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии,
которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией
рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное,
ум и душа, душа и тело – все эти пары противоположностей, создавшие собою
тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически
преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа.
Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и
кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь
от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода
высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и
нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую
подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических
этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде
строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной
мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием
диалектики погибла и вся античная мифология.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 2008 г. с 3-17
2.Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 2005г.
3.Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов.
–М.:ЮНИТИ, 2000 г.
4.Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 2008 г., с 3-4
1