Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:31, курсовая работа
В античной же философии движение небесных светил описывалось с помощью геометрических моделей. Астрономическими изысканиями занимался ранний философский мыслитель античности Фалес, предсказавший солнечное затмение 28 мая 585 г. Фалес полагал, что Земля представляет собой плоский диск, плавающий в океане.
Особенности и основные этапы развития античной философии
Подробности
Категория: Античная философия
Античная философия возникла
в первой половине VI до н. э. в малоазиатской
части тогдашней Эллады — в Ионии, в г.
Милете.
Именно в рамках античной философии стали
развиваться первые научные представления.
Большое влияние на эти представления
оказывали математические знания Вавилонии
и Египта. Уже в 7 в. до н.э. вавилонские
астрономы применяли математические методы
для описания периодичности движения
небесных тел.
В античной же философии движение небесных
светил описывалось с помощью геометрических
моделей. Астрономическими изысканиями
занимался ранний философский мыслитель
античности Фалес, предсказавший солнечное
затмение 28 мая 585 г. Фалес полагал, что
Земля представляет собой плоский диск,
плавающий в океане.
Анаксимандр первым высказал предположение
о бесконечности Вселенной и бесчисленности
ее миров. Он полагал, что мир состоит из
трех вращающихся небесных колец, наполненных
огнем и окружающих Землю. Земля, по его
мнению, занимает центральное место и
представляет собой плоский цилиндр с
материками-антиподами. Звезды же – это
полые пространства во вращающихся кольцах,
наполненные огнем.
В античной философии (в 5 в. до н.э.) были
высказаны первые предположения о шарообразной
форме Земли. Кто высказал эти первые предположения,
неизвестно.
О расположении планет впервые появились
научные суждения в пифагорейской школе.
Философ Филолай включил в планетарный
ряд Землю, которая, как он считал, вращаясь
24 часа, вызывает смену дня и ночи. Филолай
высказал предположение, что удаление
планет друг от друга и от Земли строго
соответствует математически-музыкальной
пропорции. Чтобы число космических тел
было совершенным (т.е. равнялось 10) и воплощало
бы в себе всю полноту бытия, между "центральным
огнем" и Землей постулировалась невидимая
Антиземля. На базе этого постулата пифагорейцами
и философами школы Платона были разработаны
планетарные теории, на основе которых
впоследствии возникла гелиоцентрическая
теория Аристарха Самосского (в 3 в. до
н.э.). И хотя она не получила большого распространения,
поскольку не вполне согласовывалась
с картиной мироздания, в центре которой,
как предполагал Аристарх, находилась
неподвижная Земля, она способствовала
дальнейшему осмыслению философской и
физической картины бытия.
Предположительно Платон, а затем Гераклит
Понтийский и другие мыслители античности
выдвинули идею о вращении Земли. Примерно
в это же время разрабатывалась и египетская
система о вращении Меркурия и Венеры
вокруг Солнца, которые вместе с другими
планетами вращались вокруг Земли.
Аристотель в 4 в. до н.э. построил модели
концентрических сфер. Он создал 55 хрустальных
сфер и на этих моделях демонстрировал
свою теорию ученикам философской школы.
А уже в Средневековье модель Аристотеля
была усложнена учением Коперника, который
довел число сфер Аристотеля до 79.
Древнегреческий философ и астроном и
один из основателей астрономической
науки Гиппарх (2 в. до н.э.) провел первые
эмпирические исследования аномалий движения
Солнца, используя при этом составленный
еще за сто лет до него звездный каталог.
Он существенно улучшил методику расчета
видимого движения Солнца и Луны. Он также
определил расстояние до Луны и ввел географические
координаты.
Много позже (в Средневековье) эти и другие
астрономические открытия античности
наследовали арабские ученые, проводившие
в ХП-ХШ в.в. астрономические наблюдения.
Развитие античной науки было предпринято
в Европе. 18 столетий спустя после исследований
философа и ученого Птоломея Н. Коперник
рассматривал свой труд как продолжение
идей, заложенных в произведении Птоломея
"Альмагесте".
Итак, в отличие от предыдущей философии
(учений Древнего Востока) античная философия
строилась на конкретно-научном теоретическом
анализе. При этом, сама философия не отделяла
себя от науки. Философия представляла
собой комплекс научных представлений
о мире.
Первой древнегреческая философской
школой была Ммилетская школа. К. ней принадлежали
философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
и их ученики.
Уже в первой философской школе происходило
рождение философии как отдельной дисциплины.
Под античной философией мы понимаем
философские учения, возникшие в Древней
Греции и Древнем Риме.. Философии предшествовала
богатейшая мифология Древней Греции,
нашедшая свое выражение, главным образом,
в эпических произведениях Гомера "Илиада"
и "Одиссея", а также - Гесиода (VIII—VII
вв. до н.э.).
Первые философские представления Милетской
школы опирались во многом именно на древнее
мировоззрение Гомера и Гесиода. Вместе
с тем милетская школа была уже попыткой
научного (а не мифологического) мышления.
К этому первому этапу развития философии
Древней Греции относились также Гераклит,
элейская школа (философия периода VI—V
вв. до н. э.). Этот период развития философии
связан с зарождением античной диалектики,
материализма и атомизма.
Второй этап развития древнегреческой
философии дал миру крупнейших мыслителей
- Сократа, Платона, Аристотеля. (IV в. до
н. э.)
Третий этап, называемый эллинизмом, связан
с упадком древнегреческого рабовладельческого
общества, распадом Греции.
Уже в конце IV в. до н, э. усилились признаки
упадка греческой демократии. Кризис привел
к утрате Афинами и другими греческими
полисами (т. е. городами-государствами)
политической самостоятельности. Афины
вошли в состав огромной державы, созданной
Александром Македонским. Распад державы
после смерти завоевателя усилил развитие
кризиса, который вызвал глубокие изменения
в духовной жизни общества. Возникли три
главных течения эллинистической философии:
скептицизм, эпикуреизм и стоицизм (IV—
III вв. до н. э.).
В это время (III—II вв. до н. э.) произошли
определенные изменения в общественном
и духовном развитии Древнего Рима. В римском
обществе усилилась тяга к греческой культуре
и философии. В этот период в Риме появилось
много греческих ученых, риторов, философов
и стали развиваться стоицизм и эпикуреизм,
которые приобрели здесь свои особенности.
Развился материализм Лукреция Кара. Вместе
с тем это была эпоха крушения поглощенных
Римом древних государств и их культуры,
время обнищания и духовного, и материального,
образования в Риме значительного стоя
паразитирующих элементов. Кризис общества
охватил почти все его слои и обусловил
катастрофу личного существования. Усиливалась
тяга к религии и мистицизму. Отвечая на
вопросы времени, сама философия становилась
религией, мостом к христианству.
Итак, основные этапы развития античной
философской мысли можно разделить на
три периода.
Первый период обычно называют досократическим.
Он охватывает VI-V в.в. до н.э. К нему относятся
милетская и элейская философские школы,
учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов.
Второй период называют классическим,
или сократическим. Он развивался на протяжении
середины V – IV в.в. до н.э. Этот период подготовлен
учением софистов, и именно в этот время
появились школы великих учителей мировой
философии – Сократа, Платона и Аристотеля.
В третий период развивалась эллинистическая
и римская философия (конец IV – II в.в. до
н.э. и I в. до н.э. – V-VI в.в. н.э.). Это период
явился началом формирования христианской
философии.
Мы не будем рассматривать все исторические
этапы античной философии, а ознакомимся
с формированием ее главных направлений
и учений выдающихся мыслителей Древней
Греции VI—III вв. до н. э.
Античная философия. Пифагорейская школа
Подробности
Категория: Античная философия
Важнейшим этапом развития античной
философии была пифагорейская школа.
С деятельностью этой философской школы
связано начало формирования первых университетов
в истории человечества.
Школа была основана Пифагором (род. 580—
570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До
ее основания Пифагор посетил весь древний
мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года —
в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания
школы была социальная миссия, которой
Пифагор придавал большое значение - религиозно-нравственная
реформа общества. "Пифагор" – не
имя, а прозвище, означающее "убеждающий
речью".
По свидетельству древнегреческого историка
философии Диогена Лаэртского, в результате
первой же своей речи (лекции), прочитанной
в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников,
которые и образовали школу. Они создали
"государство" – "Великая Греция".
В основу школы были положены законы и
правила учителя Пифагора. Школа Пифагора
пережила девять поколений.
В его школе чередовались занятия гимнастикой
и медициной, музыкой и науками (особенно
математикой).
Пифагор был первым, кто назвал философию
этим именем, началами же философии он
полагал числа и заключенные в них соразмерности
(гармонии). Числа, учил он, заключают в
себе тайну вещей, а всемирная гармония
есть совершенное выражение Бога. Семь
священных ладов, построенных на семи
нотах семиструнника, соответствуют семи
цветам света, семи планетам и семи видам
существования, повторяющимся во всех
сферах материальной и духовной жизни,
начиная с самой малой и кончая самой великой.
В школе Пифагора большое внимание уделялось
нравственной жизни. Жизнь должна была
содействовать очищению души и очищению
тела, которое достигалось правильной
гигиеной и строгой дисциплиной нравов.
Побеждать свои страсти было первым долгом
посвященного юноши или девушки. Кто не
привел свою собственную природу в гармонию,
тот не способен отражать и божественную
гармонию.
В среднем в школе Пифагора учились одновременно
235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор
очень ценил добродетель посвященной
женщины, но с недоверием относился к женщине
обыкновенной, Одному ученику, который
спрашивал Пифагора, когда же ему можно
будет приблизиться к женщине, он отвечал:
"Когда тебя утомит твой покой". Умеренный
обед учащихся в школе состоял, как правило,
из хлеба, меда и олив.
Много интересных легенд сохранилось
о школе философов. Человек, стремящийся
попасть в ученики, проходил испытания.
(Испытания были довольно суровыми. К примеру,
предстояло провести ночь в пещере, куда
"являлись" чудовища и привидения.
Или: ученика заключали в келью, давали
доску и требовали найти смысл одного
из пифагорейских символов. Следовало
объяснить: "Что означает треугольник,
вписанный в круг?" Человек проводил
12 часов наедине с этой задачей, имея кружку
воды и кусок хлеба; затем его вводили
в залу собраний, где были в сборе все ученики,
которые должны были провоцировать его
па негодование — смеяться и т. п.— а он
— показать свой разум и воздержанность;
многие плакали, грубили, бросали доску,
бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор
и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен
и принят ли в школу).
Пифагорейская школа была своего рода
политическим клубом и дружеской общиной.
Философия была здесь основным занятием.
И она воспринималась как особый, отличный
от обыденного, образ жизни. Те, кто желал
войти в этот союз, проходили трехлетний
испытательный срок. До наших дней сохранилось
выражение "пифагорейское пятилетнее
молчание". Эта мыслеформа означала
испытание выдержкой для тех, кто не был
слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное
коротким промежутком времени, считалось
необходимым для людей серьезных. Но болтунов
карали своего рода изгнанием сроком до
пяти лет. Эта практика и вошла в историю
философии под названием "пифагорово
молчание". Пифагор полагал, что начало
мудрости состоит в том, чтобы научиться
размышлять и разучиться болтать.
Очень скоро религиозно-нравственная
направленность школы вступила в противоречие
с господствующей греческой демократией
и ее принципами, т. е. приобрела политическую
направленность, вызывая озлобление у
оппонентов. В конце концов, школа была
сожжена, погибла большая часть последователей
пифагорейской школы и сам учитель (по
другой версии он скрывался, а затем уморил
себя голодом).
Пифагорейская философия была формой
объективного идеализма. Пифагор называл
своих учеников "математиками", т.
к. обучение начиналось с учения о числах.
"Священная математика" была у Пифагора
наукой принципов, в которой числа означали
сущность вещей. Число у Пифагора — не
абстрактное количество, а существенное
и деятельное качество верховной Единицы,
т. е. Бога, источника мировой гармонии.
Наука чисел стала в его учении наукой
живых сил, божественных качеств в действии;
и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме,
и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора
на учении о числах основывалась и теогония,
и теология.
Вот какова теогония: в трансцендентальной
математике алгебраически доказывалось,
что 0, умноженный на бесконечное, равняется
единице, 0=1. Ноль — это бесконечное бытие.
Вечность, на языке храмов, обозначалась
кругом или змеей, кусающей свой хвост;
это символ Бесконечности, движущейся
по собственному импульсу. Когда Бесконечность
определяет себя, она производит числа,
которые заключает в свое единство и управляет
ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный
смысл первой проблемы пифагорейской
теогонии, объясняющей, почему великая
Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает
в себе все малые числа, и почему все числа
исходят из великого единства, приведенного
в движение.
Из теогонии следовала и теология: Бог,
Неразделимая Сущность, имеет своим числом
Единицу. Она содержит в себе Бесконечность,
имя которой — Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское.
Ее знак —Огонь, символ Духа. Это первое.
Второе: великая Монада действует посредством
творческой Диады. С самого момента своего
проявления Бог двойствен: неразделимая
сущность и разделимая субстанция: начало
мужское, активное, животворящее, и начало
женское, пассивное или пластическая,
живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского
и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве
— женщина представляет собой природу,
и совершенным подобием Бога является
не человек, но мужчина и женщина. Отсюда
и их непреодолимое, могучее и роковое
влечение друг к другу.
Третье: проявленный мир тройственен,
ибо человек состоит из трех элементов,
сплавленных вместе (тело, дух и душа);
вся вселенная делится на три концентрических
сферы (мир природный, мир человеческий,
мир божественный). Триада или закон троичности
есть образующий закон вещей и ключ жизни.
Итак, 1=2 = 3 (Монада=Диада = Триада).
Пифагор шел дальше в своем учении о числах.
В каждом из них он определял тот или иной
принцип, тот или иной закон, ту или иную
активную силу Вселенной. Он говорил, что
главные учения содержатся в четырех первых
числах: 1, 2, 3, 4; ибо, складывая или помножая
их между собой, можно найти и все остальные
числа. Особое значение Пифагор придавал
числам 7 и 10. 7 состоит из 3 и 4. Это число
означает соединение человек (он тройствен)
с Божеством (Единица). 7 — это число Великих
Посвященных (им известны тайны бытия).
10 — образуется из сложения первых четырех
чисел (1, 2, 3, 4) и есть совершенное число,
ибо оно выражает собой все начала Божества.
Эти начала, развившись, сливались в новом
единстве.
Загадки макрокосма, считал Пифагор, в
тайне микрокосма. Надпись над дельфийским
храмом гласила: "'Познай самого себя,
и ты узнаешь Вселенную и Богов”. В этой
фразе Пифагор видел великий смысл.
Пифагор был также автором античной философии
душепереселения (трансмиграции). Однако
она, к сожалению, была высказана им очень
скупо (вследствие обета молчания) и дошла
до нас только в виде обрывков этого учения.
Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена
Лаэртского, говорил о Пифагоре: "...когда
били какого-то щенка, он, проходя мимо,
пожалел его и изрек: "Перестань его
бить! В нем душа дорогого мне человека,
которую я узнал, услышав издаваемые ею
звуки". Об учении Пифагора также известно,
что он полагал душу бессмертной, но переходящей
в тело других живых существ. Далее, - что
все происходящее в мире снова повторяется
через определенные промежутки времени,
но что ничего нового вообще не происходит
и что все живые существа необходимо считать
однородными между собой.
О Пифагоре рассказывают, что он способен
был слышать гармонию Вселенной, воспринимать
всеобщую гармонию сфер и движущихся в
них светил, которую обычный человек не
мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора
заключалась необычная сила, способность
видеть каждую из существующих вещей..
К III в. до и. э. пифагореизм, как философское
направление, исчез. Он возродился лишь
в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и
другими объективно-идеалистическми школами
религиозно-философского направления.
Итак, онтология пифагорейской школы
это учение о числах. За первичное и основу
бытия Пифагор принимал символ этого бытия
– число. Гносеология школы - математика.
С помощью математики, и только математики,
пифагорейцы изучали тайны бытия, макро-
и микрокосмоса.
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.
Перед взором древних греков,
живших в период детства цивилизации,
мир представал как огромное скопление
различных природных и
Как жить в этом мире? Кто
управляет в нём? Как согласовать
собственные возможности с
В развитии античной философии
можно с некоторой долей
Античная предфилософия, которая охватывает период с 8 до 7 вв. до н.э.
Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.
Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.
Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.
Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.
Ярким выражением этого «поворота»
была философия Сократа. Главным
он полагал знание добра, т.к. зло, по
Сократу, происходит от незнания людьми
своего подлинного блага. Путь к этому
знанию Сократ видел в самопознании,
в заботе о своей бессмертной
душе, а не о теле, в постижении
сущности главных нравственных ценностей,
понятийное определение которых
было основным предметом бесед Сократа.
Философия Сократа вызвала
Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.
Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.
И учение Платона, и учение
Аристотеля, создавшего вторую после
Платона систему воззрений
Но и в области философии
Платон и Аристотель — не только
творцы реакционных доктрин идеализма.
Платон разрабатывает вопросы
Эллинистический период в развитии античной философии - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.
Стоики представляли мир
как божественный организм, пронизанный
и полностью управляемый
Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).
Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).
Информация о работе Особенности и основные этапы развития античной философии