Особенности развития русской философии и ёё периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.
Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.52 Кб (Скачать файл)
  1. предмет Философия, и ее функции

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей  классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий  мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил  другой древнегреческий мыслитель  Платон.

Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения  объективной действительности и  субъективного мира, материального  и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии – проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и  отношении человека к миру (мировоззренческие  функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познавательной деятельности (методологические).

Мировоззренческие функции:

1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения);

2) социально-аксиологическая  (создание ценностей, интерпретация  и критика социальной действительности);

3) культурно-воспитательная;

4) объяснительно-информационная (разработка мировоззрения соответствующего  современным требованиям).

Методологические функции:

1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);

2) координирующая (координирует методы в процессе научного исследования);

3) интегрирующая: философия,  опираясь на специальные науки,  обобщая их выводы, объединяет  их на основе своих функций,  категориального аппарата и методов  познания. Выполняя таким образом интегрирующую функцию, она распространяет ее не только на науку, но и на другие области духовной культуры, включая все формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное (или атеистическое);

4) логико-гносеологическая (разработка  самого философского метода). 

 

2) Структура философского знания                                                                                                            

В первые столетия своего существования  философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.                                                                                             

Несколько позже стоики разделили  философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это  деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась  по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.                                          

Какого-либо общепринятого  понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры    

Возникновение философии и ее культурно-исторические типы

В предшествующем изложении  в постановочной форме уже  затрагивался ряд вопросов, относящихся  к истории философии. Задача этого  раздела — дать представление о логике развития мировой философской мысли, о важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении двух с половиной тысяч лет. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли.

Рассмотрение центральных  проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет  в то же время дать представление  о культурно-исторических типах  философии, о своеобразии философской  мысли разных народов в разные периоды их истории.

Так, античная философия  возникает и живет в «силовом поле», полюсами которого являются, с  одной стороны, мифология, а с  другой — формирующаяся прежде всего в Древней Греции наука. Средневековая философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику и взаимодействие разных направлений легко увидеть ее неоднозначность. В эпоху Возрождения (XIV–XVI века) философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у тех, кого называют гуманистами. Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли от церковного авторитета. В отличие от Возрождения, Реформация (то есть отделение от католической церкви различных течений протестантизма) выдвигает на первый план нравственно-этическую тематику и акцентирует внимание на практическом аспекте как в человеческой деятельности, так и в мышлении, подвергая критике спекулятивный рационализм схоластики и светский эстетизм гуманистической культуры Возрождения.

Для философии Нового времени (XVII–XIX века), если брать ее в целом, характерна ориентация на науку, с одной стороны, и юридически-правовую сферу — с другой. Необходимо подчеркнуть, что под наукой в Новое время подразумевается прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента (правда, зачатки экспериментального подхода к изучению природы можно встретить в эпоху эллинизма, например, у Архимеда). Поэтому ведущие философы Нового времени считают важнейшей именно задачу обоснования научного знания, всякий раз пытаясь уточнить понятие «наука». В XVII и особенно в XVIII веке происходит переориентация мировоззрения: теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся наука, а с другой — правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и другие).

Существенную роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Дж. Локком, во Франции — Вольтером и плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в Германии — И. Гердером, Г. Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла — особенно во Франции — основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум, понятый главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ прежде всего данного умонастроения, а не подробный разбор учений отдельных философов этого периода составляет содержание параграфа о просветителях.

С конца XVIII века начинается критический пересмотр принципов  Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания  науки и разума выступил родоначальник  немецкого идеализма И. Кант, чье  мировоззрение, впрочем, формировалось  как раз в русле просветительских идей. Философское мышление XIX века, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель), существенно  определяется принципами историзма  и диалектики: не случайно именно в XIX веке мы наблюдаем расцвет истории  культуры, права, науки, религии и  т. д.

Анализ специфики  философского знания в каждый из указанных  периодов позволяет показать, во-первых, в какой мере философия в своем  развитии обусловлена социально-историческими  факторами, воздействием других сфер культуры, а во-вторых, каким образом специфика  стиля мышления, господствующего  в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских  проблем и на их характер, видоизменяя  старые и выдвигая новые проблемы. Важно, однако, также иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений в разные исторические периоды, в развитии мысли сохраняется и существенная преемственность, позволяющая говорить о единстве историко-философского процесса.

Материал, излагаемый в данном разделе, представлен четырьмя относительно самостоятельными частями. В первой рассматривается западная философская традиция от ее зарождения до конца Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно. При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия, теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени.

Наряду с западной философией существовала и так называемая «восточная философия» — относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою специфику и отличительные черты. Ее рассмотрению посвящена вторая часть данного раздела, где выделяются три культурно-исторических типа «восточной философии» — индийская, китайская и арабо-мусульманская.

Третья часть  раздела отведена отечественной  философской мысли от ее зарождения и до конца эпохи Нового времени. Будучи относительно самостоятельным  течением мировой философской мысли, философия в России, в силу ее культурно-исторической специфики, связанной  в первую очередь с принятием  христианства византийского образца, больше тяготела к западной философии, нежели к «восточной». Поэтому ее иногда считают представительницей восточноевропейской философской  традиции.

Наконец, четвертая  часть раздела посвящена рассмотрению современной философии, которая, будучи принципиально новым образованием, впитала в себя все предшествующие культурные традиции мировой философской  мысли, образовав некий синтез, характеризующийся  доминированием западного стиля  философствования. В современной  философии выделяются семь основных философских течений, каждое из которых  рассматривается в отдельной  главе. Начинается рассмотрение с неокантианства и философии жизни, а завершается  характеристикой новейших течений  в философской мысли конца XX — начала XXI века: постмодернизма и биофилософии.

6) Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Философия Нового времени

Культурные изменения  эпохи Возрождения привели к  тому, что тематика средневековой  религиозной философии смещается  на периферию сознания. На передний план выдвигается требование научиться  читать и понимать «книгу Природы». Научная революция XVII в. ведет к  тому, что философское мышление начинает испытывать все большее влияние  со стороны возникающего математизированного естествознания. Применение математики и метода наблюдения приводят к прорыву в естествознании. Самым показательным мыслителем этого времени является английский математик, механик, астроном и физик Исаак Ньютон (1643-1727). В его «Математических началах натуральной философии» (1687) предлагается количественное объяснение природы, построенное на минимальном количестве допущений и принципе строгой причинности.

В XVII в. произошел окончательный  разрыв философии со схоластической картиной мира, подготовленный первыми  успехами естественных наук и применением  математического метода, который  стал осознаваться как образец всякого  философского мышления. Философия предприняла  попытку выработать теорию всеобщей механистической взаимосвязи природы. Отношения природы и духа образуют эпистемологические (познавательные) основания новой философии. Обоснование новой философии разрабатывается в следующих формах:

• рационализм, который распространяется прежде всего во Франции и Германии;

• эмпиризм, сферой распространения  которого стала Великобритания, а  затем и Франция.

Представители рационализма утверждали, что познание действительности возможно исходя из чистых принципов мышления. Поскольку мир устроен Богом рациональным образом, существует возможность дедуктивного постижения логического порядка мира согласно методу математики, а именно - возможность выведения умозаключений из немногих надежных аксиом. При этом действительность состоит из двух субстанций (действительность дуалистична), как полагал Рене Декарт (1596-1650), подлинный основатель философии Нового времени, создатель так называемого картезианства.

Информация о работе Особенности развития русской философии и ёё периодизация