Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:17, реферат
Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.
Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.
Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон.
Формируются относительно самостоятельные разделы философии: онтология – учение о бытии и его сущности, гносеология – учение о познании, логика – учение о мышлении, его законах и формах, этика – учение о морали, эстетика – учение о прекрасном, социальная философия – учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.
Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии следует отличать от философских проблем, составляющих содержание философии. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали и тогда, когда никакой философии еще не было. Содержание философии – проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.
Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и отношении человека к миру (мировоззренческие функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познавательной деятельности (методологические).
Мировоззренческие функции:
1) гуманистическая (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения);
2) социально-аксиологическая
(создание ценностей,
3) культурно-воспитательная;
4) объяснительно-информационная
(разработка мировоззрения
Методологические функции:
1) эвристическая (содействие приросту научных знаний);
2) координирующая (координирует методы в процессе научного исследования);
3) интегрирующая: философия,
опираясь на специальные науки,
4) логико-гносеологическая (разработка самого философского метода).
2) Структура философского знания
В первые столетия своего существования
философия не имела четкой структуры.
Первым, кто ясно поставил эту проблему,
был Аристотель. Учение о началах сущего
он называл «первой философией» (впоследствии
ее стали именовать «метафизикой»); его
учение о чистых формах мышления и речи
у стоиков получило имя «логика»; кроме
того, Аристотель написал книги по физике,
этике, политике и поэтике - очевидно, считая
их также разделами философии.
Несколько позже стоики разделили
философское знание на три предметных
области: логику, физику и этику. Это
деление сохранялось вплоть до Нового
времени, когда каждая школа принялась
по-своему перекраивать структуру философии.
Сначала превратилась в особый раздел
философии теория чувственного познания,
которой Александр Баумгартен дал
имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели
особое учение о ценностях - «аксиологию»,
переименовали теорию рационального познания
в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию».
Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины,
как философская антропология, герменевтика,
грамматология и др.
Какого-либо общепринятого
понимания структуры
Возникновение философии и ее культурно-исторические типы
В предшествующем изложении в постановочной форме уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этого раздела — дать представление о логике развития мировой философской мысли, о важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении двух с половиной тысяч лет. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли.
Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление о культурно-исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории.
Так, античная философия возникает и живет в «силовом поле», полюсами которого являются, с одной стороны, мифология, а с другой — формирующаяся прежде всего в Древней Греции наука. Средневековая философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику и взаимодействие разных направлений легко увидеть ее неоднозначность. В эпоху Возрождения (XIV–XVI века) философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у тех, кого называют гуманистами. Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли от церковного авторитета. В отличие от Возрождения, Реформация (то есть отделение от католической церкви различных течений протестантизма) выдвигает на первый план нравственно-этическую тематику и акцентирует внимание на практическом аспекте как в человеческой деятельности, так и в мышлении, подвергая критике спекулятивный рационализм схоластики и светский эстетизм гуманистической культуры Возрождения.
Для философии Нового
времени (XVII–XIX века), если брать ее
в целом, характерна ориентация на науку,
с одной стороны, и юридически-правовую
сферу — с другой. Необходимо подчеркнуть,
что под наукой в Новое время подразумевается
прежде всего экспериментально-
Существенную роль в философии Нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Дж. Локком, во Франции — Вольтером и плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в Германии — И. Гердером, Г. Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла — особенно во Франции — основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум, понятый главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ прежде всего данного умонастроения, а не подробный разбор учений отдельных философов этого периода составляет содержание параграфа о просветителях.
С конца XVIII века начинается
критический пересмотр
Анализ специфики
философского знания в каждый из указанных
периодов позволяет показать, во-первых,
в какой мере философия в своем
развитии обусловлена социально-
Материал, излагаемый в данном разделе, представлен четырьмя относительно самостоятельными частями. В первой рассматривается западная философская традиция от ее зарождения до конца Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно. При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия, теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени.
Наряду с западной философией существовала и так называемая «восточная философия» — относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою специфику и отличительные черты. Ее рассмотрению посвящена вторая часть данного раздела, где выделяются три культурно-исторических типа «восточной философии» — индийская, китайская и арабо-мусульманская.
Третья часть
раздела отведена отечественной
философской мысли от ее зарождения
и до конца эпохи Нового времени.
Будучи относительно самостоятельным
течением мировой философской мысли,
философия в России, в силу ее
культурно-исторической специфики, связанной
в первую очередь с принятием
христианства византийского образца,
больше тяготела к западной философии,
нежели к «восточной». Поэтому ее
иногда считают представительницей
восточноевропейской
Наконец, четвертая
часть раздела посвящена
Культурные изменения
эпохи Возрождения привели к
тому, что тематика средневековой
религиозной философии
В XVII в. произошел окончательный
разрыв философии со схоластической
картиной мира, подготовленный первыми
успехами естественных наук и применением
математического метода, который
стал осознаваться как образец всякого
философского мышления. Философия предприняла
попытку выработать теорию всеобщей
механистической взаимосвязи
• рационализм, который распространяется прежде всего во Франции и Германии;
• эмпиризм, сферой распространения которого стала Великобритания, а затем и Франция.
Представители рационализма утв
Информация о работе Особенности развития русской философии и ёё периодизация