Особенности развития русской философии. И её периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии
I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

Содержание работы

Особенности развития русской философии.
Периодизация русской философии.
I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)
II период – Русская ренессансная философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)


1

                                                  МскУниверситет

                                                        ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

                                 

 

                                                     КАФЕДРА

                                                 УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

                                                    РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: «ФИЛОСОФИЯ»

НА ТЕМУ : "Особенности развития русской философии. И её периодизация"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                Студент  _________________.

                                                                                Курс  1-й                     

                                                                                Группа бакалавриат «менеджмент»                                                                  

                                                                                Преподаватель__________________

                                                                                _______________________________

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            г. Москва, 2012

                                                                               

                      

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Особенности развития русской философии.

Периодизация русской философии.

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

II период – Русская ренессансная философия (XVIII – начало XIXв.в.)

III период – Русская философия XIX – начало XX в.

IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития русской

философии

1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.

2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.

3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.

Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.

4) Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.

5) Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде.

6) Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные:

      С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии)

      С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.

 

Периодизация русской философии

В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)

III период – Русская философия XIX – начало XX в.

IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

 

Iпериод. Зарождение философской мысли на Руси

Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:

      Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)

      Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII в.в.)

Древнерусская философия Киевской Руси.

Особенности исторического периода

                  Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

                  Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

                  Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования

                  Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:

                                                                                                                                                                                                                                        Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы

                                                                                                                                                                                                                                        С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.

Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии

 

Философские идеи Киевской Руси

Русь восприняла две византийские философские традиции.

Объяснение мироздания  и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью

Представители:

Киевский митрополит Илларион (Х1в.)

Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.

В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:

                  власть – ответственность;

                  долг – справедливость;

                  каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

                  к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.

Вывод:

Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.

В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.

Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.

 

Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)

Исторические условия:

После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.

Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.

Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

Окончательно оформляется крепостное право.

Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.

 

Направления философии Московского государства

Историософское направление.

Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”.

Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.

Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г.

“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г.

“Третьему Риму –  Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно.

Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.

Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой.

Религиозные направления

Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии

-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом

-отрицали Троицу, святость икон, таинств;

-выступали против церкви как института;

-Христос – обычный человек, умерший обычным путем.

Нестяжатели и стяжатели.

В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели)  во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым.

-Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. -Осифляне  выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью.

В этом споре победили осифляне.

Нравственное направление.

Наиболее важные мыслители этого периода:

-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей Белобоцкий  -Епифаний Славинецкий

Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.

Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики, физики и этики.

Юрий Крижанич выступал, прежде всего, с позиции политической философии. Основные идеи этой философии изложены в его основной работе “Политика”.

В этой работе автор призывает умножать государственное благополучие и богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же совершенствовать промыслы и торговлю.

Мудрость Крижанич делил на  духовную и мирскую. Духовная мудрость – это богословие. Мирская мудрость – математика, механика, философия.

Философия включает в себя : логику (грамматика, диалектика, риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная нравственность), экономию ( наука о ведении хозяйства), политику ( наука об управлении народом).

Андрей Белобоцкий составил комментарии книги известного философа ХIII в. Раймонда Луемия  “Великая и предивная наука." Эти комментарии представляли самостоятельное философское произведение.

В XVII в. в России начинает распространятся гелиоцентрическая теория Н.Коперника.. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Он перевел на русский язык труды Фукидида, Плиния и других философов. В своей книге “Зеркало всея вселенная”, он изложил наряду с геоцентрической и гелиоцентрическую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного движения планет и высказав сочувствие теории Коперника.

ВЫВОДЫ:

В рамках первого периода русской философии  сформировались три важнейших идейных  потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.

Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и  отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались  постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.

Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.

 

II период. Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)

 

Исторические условия

18 век поставил Россию вровень с Европой.

-экономические реформы

-развитие производства, ремесел и науки

-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами

-разнообразное художественное творчество

-использование жестокости и насилия при проведении реформ

Постоянные крестьянские выступления.

         (две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)

Постоянные войны. Наиболее крупные:

-северная война 1700- 1721

-семилетняя война 1757- 1763

-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791

В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики.

       Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие.

Герцен А. И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения».

Начало этому процессу положили реформы Петра I. Они раскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновили господствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньев государственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ до положения рабов.

Информация о работе Особенности развития русской философии. И её периодизация