Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:00, контрольная работа
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся царств". Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
Введение………………………………………………..................3
Глава 1…………………………………………………………...4
1.1 Особенности развития философии в Китае……………….4
1.2 Формирование китайской философской школы………….5
Глава 2……………………………………………………………6
2.1 Школы в китайской философии……………………………6
2.2 Философские, религиозные и идеологические
основы конфуцианства………………………………………….8
2.3 Роль даосизма в китайской культуре и понятие "дао"…..13
Заключение………………………………………………………17
Используемая литература………………………………………
МИНОБРНАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пензенская государственная
Факультет «Институт промышленных технологий»
Кафедра «ТУК»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему: «Отличительные черты философии Древнего Китая»
Проверил преподаватель кафедры:
Кольчугина С.В.
Пенза 2012г.
Содержание.
Введение………………………………………………....
Глава 1…………………………………………………………...4
Глава 2……………………………………………………………6
2.1 Школы в китайской философии……………………………6
2.2 Философские, религиозные и идеологические
основы конфуцианства………………………
2.3 Роль даосизма в китайской культуре и понятие "дао"…..13
Заключение……………………………………………………
Используемая литература…………………
Введение
В далеком прошлом, почти четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая - конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии.
Первое учение активно пользовалось языковыми, этическими, юридическими и ритуальными конвенциями. Второе, наоборот, проповедовало освобождение от навязанных обществом конвенций и поиск не линейного, не абстрактного, а прямого и непосредственного знания. Это два основных направления философии и в тоже время, по мнению многих видных ученых - это две основных веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая. И в этом смысле философия Древнего Китая является уникальной.
Древняя китайская философия
весьма специфична. Определяется это,
прежде всего, ее подчиненностью политической
и моральной практике. Вопросы
этики, ритуала, управления страной, построения
идеального общества были в ней доминирующими.
Совпадение с политикой было не только
проблемным, но и, скажем так, должностным.
Многие философы представляли влиятельные
общественные силы и служили министрами,
сановниками, послами. "Знание - действие
- нравственность" - эта цепочка
в Древнем Китае составляла одну
из главных линий
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской. Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Глава 1
1.1 Особенности развития философии в Китае
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся царств". Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.
Философы, первооснователи
и распространители разных школ, странствующие
конфуцианские проповедники, представлявшие
весьма влиятельный общественный строй,
нередко являлись министрами, сановниками,
послами. Это привело к тому, что
вопросы управления страной, отношений
между различными классами и социальными
группами населения в обществе, заняли
господствующее место в китайской
философии и определили сугубо практический
подход к жизни общества. Вопросы
управления обществом, отношения между
различными социальными группами, -
вот что преимущественно
Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. Обособленность древней китайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайский философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
1.2 Формирование китайской философской школы
В VII-III вв. до н.э. в идейной жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предшествующего периода и что было обусловлено серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых, железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки почвы.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии. Наследственная знать по-прежнему цеплялась за религиозные идеи "неба", "судьбы", правда, несколько видоизменяя их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в "небо" или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти "идеальный
закон" управления страной, выработать новые правила взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить место отдельного человека, страны в окружающем мире, определить отношения человека с природой, государством и другими людьми.
Подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в. до н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социальной мысли, как "Дао де цзин", "Лунь-юй", "Мо цзы" и другие. Именно в этот период происходит формирование китайской философской школы - даосизма, которая оказала затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.
Глава 2
2.1 Школы в китайской философии
В 221 г. до н.э. в Китае пришла
к власти династия Цинь. Время ее
правления было весьма кратким (до 207
г. до н. э), но значимым, так как за
это время вновь произошло
объединение Китая, а формальная
императорская власть наполнилась
реальным содержанием. Китай был
объединен единой властью и во
время правления следующей
Столетие, предшествовавшее
династии Цинь, было периодом государственного
и социального разложения, в котором
соперничали в борьбе за власть,
отмирающая родовая знать и набирающая
силу олигархия. Родовая знать стремилась
к возвращению прежних
Историки, которые занимались этой эпохой (эпохой "воюющих государств"), определяют этот расцвет философии как соперничество ста школ. Ханьский историк Сыма Тань (ум. в 110 г. до н. э) выделяет шесть следующих философских направлений:
1) школа инь и ян (инь ян цзя);
2) школа конфуцианцев, литераторов (жу цзя);
3) школа моистов (моцзя);. .
4) школа имен (мин цзя);
5) школа юристов, легистов (фа цзя);
6) школа пути и силы, даосы (дао дэ цзя, Дао цзя)
В “Ши цзи" (“Исторические
записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э) приводится
первая классификация философских
школ Древнего Китая. Позже, на рубеже
нашей эры, классификация школ была
дополнена еще четырьмя “школами",
которые, однако за исключением цзацзя,
или “школы эклектиков", собственно,
к философии Китая не имеют
отношения. Одни школы названы по
характеру общественной деятельности
основателя школы, другие - по имени
основателя учения, третьи - по главным
принципам понятия этого
Вместе тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае, отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе двух основных тенденций - материалистической и идеалистической, хотя, конечно, нельзя представить эту борьбу в чистом виде.
На ранних этапах развития китайской философии. Например, даже во времена Конфуция и Мо-цзы, отношение этих мыслителей к основному вопросу философии не выражалось прямо. Вопросы о сущности человеческого сознания, его отношения к природе, материальному миру не были определены достаточно четко. Зачастую во взглядах тех философов, которых мы относим к материалистам, содержались значительные элементы религиозных, мистических представлений прошлого и, наоборот, мыслители, которые в целом занимали идеалистические позиции, отдельным вопросам давали материалистическое толкование.
2.2 Философские, религиозные и идеологические основы конфуцианства
Философия в "чистом виде" в истории встречается очень редко. Философ обычно еще и психолог, и религиозный деятель, и политик, и литератор, да мало кто еще… Конфуцианство - удивительный синтез философии, этики и религии.
Конфуций (в литературе часто именуется Кун Фу-цзы - "учитель Кун" 551-479 гг. до н. э) - древнекитайский философ, основатель конфуцианства, крупнейший педагог своего времени.
Время, когда жил и творил
этот мыслитель, известно как время
потрясений во внутренней жизни страны.
Необходимы были свежие идеи и идеалы
для вывода страны из кризиса. Конфуций
нашел такие идеи и необходимый
моральный авторитет в
Идеальный человек, сконструированный мыслителем Конфуцием, должен обладать двумя фундаментальными характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга. Гуманность включает в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. В реальности этот идеал гуманности почти недостижим.
Чувство долга - это моральные
обязательства, которые гуманный человек
налагает на себя сам. Оно продиктовано
внутренней убежденностью, что поступать
следует именно так, а не иначе. В
понятие чувства долга
Совершенный человек, обладающий
набором вышеперечисленных
Источником наших знаний об учении Конфуция являются записи его бесед и высказываний, сделанные учениками и последователями, книга "Лунь юй". Философа более всего интересовали вопросы, связанные с умственным и нравственным обликом человека, жизни государства, семьи и принципов управления.
Сторонники Конфуция и
его последователи были озабочены
тем, как обуздать распри в обществе
и привести общественную и частную
жизнь людей в состояние
Информация о работе Отличительные черты философии Древнего Китая