Ответы по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

36 вопросов

Файлы: 1 файл

ответы по филос..doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

 

16. Зрелая схоластика. Поздняя  схоластика.

Западноевропейская философия  эпохи Средневековья носит название «схоластика».1. Ранний период:а)  предсхоластика (эпоха «темных веков») — V—VIII вв.;б)  ранняя схоластика — IX—XII вв.2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв.3.  Поздняя схоластика — XIV—XV вв. Период развития зрелой, или высокой, схоластики (XIII в.) характеризуется следующими особенностями. Во-первых, основными центрами развития европейской схоластики становятся в это время университеты, их философские факультеты (называвшиеся тогда артистическими факультетами искусств). Но подавляющее большинство философов (как и ученых вообще) было клириками, а чаще всего — монахами. Ведущее место в развитии науки и философии зрелого и позднего Средневековья занимали представители двух нищенствующих орденов — доминиканцев и францисканцев, возникших в начале XIII в. Во-вторых, на развитие зрелой схоластики большое влияние оказали византийская, мусульманская и еврейская средневековая философия, знакомство с которыми произошло в значительной степени благодаря Крестовым походам и деятельности переводческих центров, прежде всего в Толедо. И, в-третьих, начиная с XIII в. и до конца Средневековья доминирующим становится аристотелизм (перипатетизм). Крупнейшими философами этого периода были также францисканцы Роджер Бэкон,Дунс Скот. Поздняя схоластика охватывает период XIV—XV вв., когда в Италии наступила уже эпоха Возрождения. В этот исторический период многие страны Европы потрясали крупные народные восстания. Многолетняя борьба Римской католической церкви со светской властью закончилась поражением духовенства. В конце XIII в. особенно обострились отношения папы с французским королем Филиппом IV (Красивым), в результате французские войска вторглись в Рим и захватили в плен папу Бонифация VIII (он умер в плену). Папский престол был перенесен из Рима во французский город Авиньон («Авиньонское пленение» длилось с 1303 по 1377 г.). В это время усилились нападки на церковь и францисканские призывы к апостольской бедности1. В 20-е гг. XIV в. развернулся новый политический конфликт в Европе — между папой Иоанном XXII и императором (Священной римской империи германского народа) Людовиком Баварским, возложившим на себя императорскую корону, не взирая на сопротивление папы. В переходный период от зрелой схоластики к поздней особо выделялся францисканец Уильям Оккам (1288—1349), который, в частности, выступил против претензий папства на светскую власть. Его последователи, называемые оккамистами — Жан Буридан (1290—1358), Жан Жанден (умер ок. 1324 г.) и другие, — сыграли важную роль в поздней схоластике. Так, Марсилий Падуанский (ок. 1280—1342) в своей политической теории развил идеи Оккама о главенстве императорской власти. По его мнению, церковь должна быть отделена от государства, как разум от веры, причем церковь должна подчиняться государству. Но и светская власть лишается у Марсилия своего «божественного ореола». Государство есть чисто человеческое установление, основанное на разуме и опыте людей. Выше всего в государстве не монарх или другой правитель, а закон, установленный народом. Эти политические воззрения и аверроистские взгляды Марсилия привели к тому, что он был объявлен папой Иоанном XXII еретиком и был вынужден бежать (как и Оккам) к Людовику Баварскому. Вместе с последним он участвовал в победоносном походе в Италию и смещении с папского престола Иоанна XXII, провозглашенного антипапой. Важное место в поздней схоластики занимают и мистические учения, особенно последователей Мейстера Экхарта, например его учеников Иоганна Таулера (1300—1361), Генриха Сузо (1296— 1366) и др.

 

17. Проблема универсалий  в философии: номинализм и реализм.

Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях, которые, будучи «присущи» конкретным вещам некоторого вида, определяют их природу, являясь их идеальной моделью, а кроме того — причиной и целью этих вещей; близко к этому и учение Аристотеля о формах. В решении вопроса «существуют ли универсалии самостоятельно?» все философы поделились на два больших лагеря: реалисты и номиналисты.

Реалисты — это философы, считавшие универсалии существующими реально вне конкретных вещей. Номиналисты (от лат. «nomen» — «имя») — это философы, считавшие, что вне конкретных вещей общее (универсалии) существует только в словах (именах), которыми называются вещи определенного вида. Борьба шла не только между реалистами и номиналистами, но и внутри каждого этого лагеря, среди и тех и других можно выделить «крайних» и «умеренных». К крайнему реализму можно отнести многих представителей ранней схоластики IX—XII вв.: Эриугену, членов Шартрской и Сен-Викторской школ, а также Ансельма Кентерберийского. Для сторонников крайнего реализма, опирающихся прежде всего на Платона и неоплатоников, характерно не просто признание реального существования универсалий вне и до конкретных вещей, универсалии понимаются еще как опосредствующие звенья между Богом-Творцом и конкретными сотворенными вещами.

Умеренный реализм ближе к учению Аристотеля и перипатетиков, у которых общее (форма) понимается как содержащееся в конкретных вещах (так как любая конкретная вещь есть соединение материи и формы). Соответственно, сторонники умеренного реализма считали, что универсалии существуют только в конкретных вещах. Основоположником крайнего номинализма был Росцеллин (ок. 1050—1110). Он утверждал, что существуют только конкретные вещи, а все, что есть вне их — в виде общего, присущего этим вещам, — так это только слова, последовательности звуков («дуновение звука»).Сторонники умеренного номинализма чаще всего признавали существование универсалий в человеческом уме (после конкретных вещей). Свой вариант умеренного номинализма — концептуализм — предложил Пьер Абеляр: универсалии обладают определенным существованием как понятия (концепты) в уме человека, возникая на базе чувственного восприятия единичных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума. Однако Абеляр признавал, что в чистом виде эти понятия существуют в Божественном уме, т.е., строго говоря, эта позиция может расцениваться и как умеренный реализм или как промежуточная между реализмом и номинализмом. (Дунс Скот и Уильям Оккам) Особую остроту проблеме универсалий в Средневековье придавало то, что она обсуждалась не как чисто философская проблема соотношения общего и отдельного (частного, индивидуального), а в связи с определенными богословскими проблемами. Для учения католической церкви одинаковую опасность представлял как крайний реализм, так и крайний номинализм — особенно в связи с догматом о триединстве Бога. Так, крайний номинализм вел к отказу от идеи единства трех ипостасей Бога, а крайний реализм — от идеи троичности единого Бога.

 

18. Философия Френсиса  Бэкона, Гоббса, Локка. 

Френсис Бэкон (1561 – 1626) ( «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук») Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»). В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества. Познание начинается с освобождения от идолов:Призраки рынка (толпа), пещеры (мнение человека), театра (авторитеты учёных, философов), рода (представления рода). Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:  аналитическое исследование  опыт, подтверждённый экспериментом  чувственный опыт

 Томас Гоббс (1588 – 1679) Предмет философии по Гоббсу: Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта. Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами. Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение. Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении. Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов»à механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души». Джон Локк  (1632 – 1704) За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. ( «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме»). Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины: Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя). Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен. Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт. Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью. Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца». Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:

Декарт

Локк

Мышление главное в  познании. непрерывно.

Мышление всегда конкретно, прерывисто


 

19. Философия  Декарта, Спинозы, Ньютона и  Лейбница.

Рене Декарт(1596 – 1650) («Рассуждение о методе», «Правило о руководстве ума», «Метафизические размышления») Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина. Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному. Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки. Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению.. «Я мыслю, следовательно, я существую» Наивысшая причина мысли – Бог. Для Д. важен принцип развития во времени. Он выделяет две субстанции: телесную Главный принцип – протяжённость духовную Главный принцип – мышление Душа мыслит непрерывно. Существуют два типа качеств: Первичные (для них характерна протяжность (логическое мышление и познание)) Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы). Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей: «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы  примысливаем что-то своё. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты. Первичнее врождённых идей – идея Бога. Философская система Спинозы - пантеизм, утверждающий тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых Спинозой модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математическим и механическим законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности которого находилось в фокусе философских интересов Спинозы. Во взглядах на общество Спиноза, один из виднейших представителей теорий "естественного права" и "общественного договора". Огромное атеистическое значение имела библейская критика Спинозы. «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей» (1663), «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат». Исаак Ньютон (1643—1727) ( «Новая теория света и цветов» (1672), «Математические начала натуральной философии» (1687, второе издание в 1713 г.), «Оптика» (1704, второе издание в 1717 г.). В ньютоновской картине мира природа оказывается огромным механизмом (типа часов). Все природные тела состоят из мельчайших неделимых частиц — корпускул (атомов), движущихся или покоящихся в пустоте (пространстве). В основе всего происходящего в мире лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними, или точнее:где F — сила притяжения, G — гравитационная постоянная, m1 и m2 — массы двух тел, a D — расстояние между этими двумя телами. По Ньютону, сила тяготения действует через пустоту. Движение всех тел происходит в пространстве и времени. Ньютон ввел понятия абсолютного и относительного пространства и времени.  Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) («Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714)) Лейбниц считал понятие цели необходимым, полагая, что мир целесообразно устроен Богом., что и мир в целом, и все отдельные организмы в нем похожи на «огромный механизм». Поэтому действия всех этих механизмов, подчиняющиеся законам механики. Реальный умопостигаемый мир состоит из бесконечного количества самостоятельных субстанций — «центров сил», «духовных атомов», или «монад» (от греческого «monas» — «единица»). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Теоретически и Л могло бы существовать множество различных миров. Существование же в мире зла — это есть: • результат несовершенства людей (метафизическое зло); • результат невыполнения человеком целей, ради которых он создан (моральное зло); • средство недопущения большего зла либо достижения большего блага (физическое зло).

 

20. Философия Беркли и Юма. 

Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

• само понятие материи  ложно;

• существуют отдельные  вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность  идеи легко доказуема — перед  изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная  реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный  субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством  первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело  зависит от него.

Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

• проблема отношения  бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно к идеям;

• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

• без своей идеальной  сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

• человек состоит  из двух идеальных начал: "впечатления  внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

 

21. Философия  французского Просвещения. Французский  материализм XVIII в. 

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:деистическое; атеистическо-материалистическое; утопическо-социалистическое (коммунистическое).Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители. Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом); видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение. (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк). Атеистическо-материалистическое направление и его представители.Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.(Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах)Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794  гг. и после ее завершения. (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон).Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости

Информация о работе Ответы по философии