Ответы по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

36 вопросов

Файлы: 1 файл

ответы по филос..doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Значение философии французских философов-материалистов. Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направление для философии и для общества в целом в том, что они:четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);освободили философию от многих религиозных предрассудков;дали более реалистическое определение субстанции – материя; выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание; обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения); выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц; обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи; обосновали идеи социальной справедливости;

идеологически подготовили  Великую французскую революцию.

 

22. Основные черты и специфика немецкой классической философии. Философия Канта.

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Философия Канта довершает поэтическую философию. В философии Канта нашло свое выражение теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и равенства в период до французской революции. В немецкой классической философии мы находим зачатки «философии активной стороны» у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию «динамического процесса» в природе, близкую к материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи. Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной диалектики. Оборотной стороной этих позитивных результатов является мировоззренческое утверждение большинства философов в идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий. Материалистическая позиция предъявляет большие требования к точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает определенный временной период. Идеализм немецкой классической философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом сыграла экономическая и политическая слабость немецкой буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое существование скорее в теории, чем на практике. Следующий момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в немецкой классической философии, связан с развитием философии после Декарта. В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель) наблюдается переход к онтологической позиции, прежний поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию оснований всякой реальности. Менее известно, что характерной чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой целостности). В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.

Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

 

23. Философия Фихте. Философия  Шеллинга.

Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции" Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира ("вещей в себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление. Фихте идет дальше своего учителя Канта: • отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности; • единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект); • считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я"; • вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет;• само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция "Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез"Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружающим миром внутри "Абсолютного Я" — субъективного духа может быть:• практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид взаимодействия);• теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я" (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы.  По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.

Фридрих Вильгельм  Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:• натурфилософию;• практическую философию;• иррационализм.В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Философ приходит к следующим выводам:• ход истории случаен, в истории царит произвол;• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;• теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;• в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

 

24. Философия Гегеля. Философия  Фейербаха. 

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770 — 1831) Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);

• диалектика как всеобщий философский метод.К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:• "Феноменология духа";• "Наука логики";• "Философия права". Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. В своих исследованиях Гегель стремится понять:• философию природы;• философию духа;• философию истории;• а значит, и их сущность. Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:• субъективный дух; (душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя")). • объективный дух; (следующая ступень духа, "дух общества в целом"). • абсолютный дух. (высшее проявление духа, вечно действительная истина). Выражением Абсолютного духа являются:• искусство;• религия;• философия. Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:• восточную;• антично-средневековую;• германскую. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;• большой интерес к социально-политическим вопросам;• убеждение в познаваемости окружающего мира. Фейербах:• отвергает идею тождества бытия и мышления;• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;• не признает единства философии и религии;• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:• единственно существующими реальностями являются природа и человек;• человек является частью природы;• человек есть единство материального и духовного;• человек должен стать главным интересом философии;• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи. Суть идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

 

25. Общая характеристика  западной философии. Философия  позитивизма. Исторические формы позитивизма.

Современной западной философией принято называть философию, которая  возникла после немецкой классической философии и в значительной степени развивалась на ее базе. Она включает несколько десятков различных течений и направлений, различающихся по количеству приверженцев, характеру поставленных задач и способам их решения. Основные периоды современной западной философии Первый «антропоцентрический» 1830 — 1865 Продолжается развитие немецкой классической философии (Шеллинг, Гегель, Фейербах) примерно до 1850 г.;зарождение, расцвет и угасание старогегельянства;зарождение, расцвет и угасание младогегельянства; зарождение, расцвет и угасание классического позитивизма (1830 — конец XIX в.);  зарождение философии жизни(Шопенгауэр — ок. 1818 г.); зарождение классического марксизма;философия Кьеркегора (1842—1855) Второй когнитивный 1865 — 1920 Зарождение, расцвет и угасание неокантианства (1865—1920); зарождение, расцвет и угасание эмпириокритицизма (махизма) Позитивизм  (2 половина 19 века) - философия науки, направление, изучающее характеристики и особенности научной деятельности. О.Конт, Д.Миль, Р.Авернариус, Э.Мах. Задача философии – не абстрактное теоретизирование, а получение позитивного знания на основе эмпирического описания фактов. Научной ценностью обладают знания, полученные только эмпирическим путем. Опора - на естественные науки. Развитие науки осуществляется путем постепенного приращения полученных знаний (кумулятивным способом) без резких скачков (революций) в развитии науки. Основатель философии позитивизма Огюст Конт (1798-1857), фр. философ. Позитивизм есть направление в философии и в науке, которое исходит из необходимости получения только позитивного знания, то есть фактического, устойчивого, несомненного, проверяемого с помощью опыта. Иными словами, следует изучать только реально существующие, проверяемые явления, проблемы и вопросы. При этом позитивизм осуждает попытки получить некое абсолютное знание, путем рациональных размышлений (Конт их называет метафизическими). Это бесполезно и ничего не дает. На основе позитивизма О.Конт сформулировал закон «трех стадий» исторического развития 1-я стадия - теологическое состояние общества. (теология - богословие. Греч. Теос – Бог, логос – учение). 2-я стадия - метафизическое состояние общества (возникает с развитием наук, промышленности) 3-я стадия - позитивное состояние общества на базе позитивизма (позитивного метода). Неопозитивизм – новейшая позитивистская философия, современная форма позитивизма (логический позитивизм, логический эмпиризм) (Отто Нейрат, Морис Шлик, Филипп Франк, Рудольф Карнап и др.) Предмет философии – в первую очередь, изучение языка науки, т.к. философские проблемы возникают из-за неправильного употребления языка. Основные особенности: Негативное отношение к метафизике (т.е. к прежней классической философии, изучающей абстрактные понятии и категории, не имеющие практического смысла). Культ науки, т.к. единственно возможным знанием является конкретно-научное знание. А задача философии – в изучении языка науки. Культ эмпиризма как единственного вида знания, ценного для научного познания. Только на его основе можно отделить научные суждения и теории от метафизических. Культ верификации, т.е. эмпирической проверки истинности полученных знаний на опыте. Все знание, которое не подвержено эмпирической проверке, не верифицируемо, не имеет значения и является бессмысленным. Физикализм – язык физики должен стать универсальным языком науки. Т.е. все предложения должны сводиться к элементарным предложениям в физике. Постпозитивизм – объяснение развития науки. Карл Поппер, Томас Кун, И.Лакатос, и др. Образовался в начале 1960-х гг.: работы К.Поппера «Логика научного открытия» (1959), Т.Куна «Структура научных революций»(1962). Характерные черты: Ослабление внимания к проблемам формальной логики, как и в неопозитивизме. В центре внимания – объяснение развития науки и роста научного знания:- как возникает новая теория;- каким образом она утверждается в новом сообществе;- каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий и т.п.

 

26. Марксистская  философия: Маркс, Энгельс. 

Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Философия марксизма сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма явились труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь - материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.

Под влиянием материалистической философии Фейербаха Маркс и  Энгельс перешли от гегелевского идеализма к материализму.

Однако при этом резко критиковали:

- материализм Фейербаха  – за его метафизичность (отсутствие  идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

- диалектику Гегеля  – за ее идеалистичность (развитие  происходит за счет идеального).

В результате они создали  принципиально новую философию – диалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

Предмет диалектического  материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

Философия марксизма является составной частью марксизма как целостного учения Маркса. Помимо философии, марксизм имеет и другие составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономическую теорию (политическая экономия).   

Основные выводы марксисткой философии:

1. Основой мира является вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконечного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека, понятия, категории, культуру в целом), которые также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

2. Диалектика понятий  является отражением диалектики вещей.

3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

4. Решающая роль материального  фактора в развитии общества. При этом его развитие носит  прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

5. Изменение главной  задачи философии – нужно не  объяснять мир, как прежняя  философия, а предлагать пути его революционного изменения.

 

 

27. Неокантианство: физиологическое неокантианство, Магбургская  школа, Баденская школа.

Информация о работе Ответы по философии