Пантеизм эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.

Содержание работы

Введение
Задачи
1. Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры
2. Основные черты Эпохи Возрождения
3. Гуманизм Возрождения
4. Пантеизм Возрождения
а) Пантеизм Н. Кузанского
б) Пантеизм Д. Бруно
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Филиал ТГУ в г. Прокопьевске

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ

Пантеизм эпохи Возрождения

Вариант 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 3 курса ЮФ

ПФ ТГУ, гр. 610

К.А. Бабина

Проверил

И.В. Ветошкина

 

 

 

Прокопьевск, 2013

План

Введение

Задачи

1.  Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры

2.  Основные черты Эпохи Возрождения

3. Гуманизм Возрождения

4. Пантеизм Возрождения

а)  Пантеизм Н. Кузанского

б)  Пантеизм Д. Бруно

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эпоха Возрождения - очень  важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую  историю европейских народов, возникшее  в недрах феодальной культуры, Возрождение  открывает принципиально новую  культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в  обществе.

 На этой ранней стадии  развития буржуазная идеология  была идеологией прогрессивной  и отражала интересы не только  самой буржуазии, но и всех  других классов и сословий, находившихся  в подчинении изживающей себя  феодальной структуры отношений. 

 Формирование буржуазной  идеологии в эпоху Возрождения  характеризуется ориентацией на  материалистическое истолкование  законов природы (принцип "природосообразности"), антропоцентризмом (человек рассматривается  как венец Природы), рационализмом  (человек познает окружающий мир  и самого себя благодаря Разуму, что отличает его от всех  остальных земных существ и  приближает к Богу, чьим подобием  на земле человек и является). Возникновение буржуазной идеологии  приводит к постепенному разрушению  средневековой концепции мира  и человека, устанавливавшей непосредственную  иерархическую связь не только  между людьми, но и между человеком  и всем сущим (концепция отношений  "от камня до Бога").

 В то же время  эпоха Возрождения - это период  разгула Инквизиции, раскола католической  церкви, жестоких войн и народных  восстаний, происходивших на фоне  формирования буржуазного индивидуализма. Это - совсем не период безоблачного  торжества человечности над схоластической  косностью, как иногда представляют  себе время, деятели которого  получили гордое имя гуманистов.

 Религиозная жизнь  Ренессанса по своей обширности  необозрима, подобно точной науке,  хронологически связанной с Возрождением, и в религии совершается колоссальный  переворот. Речь идет о зарождении  в первой половине XVI века в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых непосредственно присутствовал сам Христос, - это и значило отколоться от католической церкви и стать протестантом. Таким образом, протестантизм появился как результат столь огромного развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса, что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием Ренессанса. В этом смысле и коперникианство, и протестантизм представляют собой явления одного порядка.

 Утопизм гуманистов  в вопросах веры сделал их  идеи уязвимыми как для католической  церкви, которая поспешила внести  большую часть шедевров гуманизма  в "Индекс запрещенных книг", так и для протестантов. Таким  образом, еще раз обнажился  глубоко противоречивый характер  гуманистической культуры, как в  ее отношениях с недавним культурным  прошлым, так и в отношениях  с ближайшими духовными наследниками.

 

 

 

 

 

Задачи

  1. Рассмотреть основные черты философии эпохи Возрождения;
  2. Проанализировать гуманизм и пантеизм эпохи Возрождения;
  3. Сравнить пантеизм Д. Бруно и Н. Кузанского;
  4. Выявить основные проблемы эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры

Прежде всего, следует  отметить значение самого термина «ренессанс»  или «возрождение». Речь идет, прежде всего, о возрождении античных идеалов  – в самом широком понимании  – как нормативных, определяющих смысл, направление и формы развития культуры. Нужно иметь в виду, что в истории европейской  культуры существовало «каролингское  возрождение» (8-9 вв.) и «возрождение XII века», которые обращались к античному наследию с той или иной степенью включения античных идей в интеллектуальное пространство средневековой Европы.

 

Итак, в целом формирование культуры Возрождения происходила  в рамках развивающейся и изменяющейся феодальной системы в Европе. Речь идет о радикальной перестройке  общественно-идеологических и политических структур, которые должны были приспосабливаться  к требованиям полностью развитого  простого товарного производства. Среди  социально-экономических факторов, повлиявших на формирование новых отношений, можно назвать следующие:

 

- появление мануфактурного  производства, повлекшее за собой  формирование зачатков капиталистических  отношений, а, следовательно, благодаря  этому стало возможным преодоление  прежних феодальных отношений,  основанных на  лично-наследственных  формах зависимости;

 

- развитие торгового и  ростовщического капитала, которые  стимулировали рост товарно-денежных  отношений;

 

- появление в XIV веке денежной формы феодальной ренты, еще больше способствовавшей развитию товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, привело к более динамичному развитию общества, дальнейшему разделению труда и секуляризации общества.

 

Рост и укрепление городов, формирование городской культуры и  осознание необходимости новых  форм регулирования социальных и  экономических отношений как  внутри городской общины, так  и  в отношениях с властью потребовало  формирование новых правовых отношений.

 

Важнейшей предпосылкой в  становлении ренессансных представлений  явилось стремление к опытному познанию природы, идейное обоснование которому можно найти в доктрине двойной  истины. В ней  проводилось различение истины веры, источником которой может  быть только религиозное откровение, сфера мистического, целью ее является забота о спасении человека, его  души – и истины знания, которая  опирается прежде всего на опыт и  на логику (необходимо отметить, что  эта идея послужила основанием и  для разграничения власти церкви и власти государства). Опытное знание в этой культуре не представляет собой  пока еще некоторой системы. Это  скорее стремление человека, осознавшего  свою особую роль, исследовать   природу,  которая должна служить человеку в его интересах, а интересы эти  продиктованы потребностями развивающейся  промышленности и сельского хозяйства, мореплавания и т.д. По своей сути мировоззрение эпохи Возрождения  остается средневековым – с его  представлением об иерархичности миров, о символических аналогиях между  миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Однако можно говорить и о достаточно серьезных изменениях, произошедших в представлениях о мироустройстве. Так, например, Вселенная являет собой  не просто иерархию, а иерархию, основанную на нравственном статусе всего сущего в мире, причем человек занимает промежуточное положение между миром земным и миром небесных сущностей. Важнейшая сила, которая пронизывает все мировое устройство – сила любви, симпатии и антипатии. В представлениях этой эпохи важнейшей является идея соответствия макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса – человека, поэтому отличительной чертой языка эпохи Возрождения остается символизм, аллегорическое мышление, которое получает свое продолжение в развитии магических практик, алхимии, колдовства, нумерологии и т.д.

 

Однако Ренессанс вносит свой вклад и в развитие научно-рационалистического  мировоззрения благодаря открытиям  в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание  утвердившейся в европейской  мышлении геоцентрической модели Вселенной  были, безусловно, принципиальным шагом  вперед, поскольку вторгались в сферу  мировоззренческих постулатов средневековой  культуры и явились первым шагом  в формировании принципиально новой  космологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные черты Эпохи  Возрождения

 

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и  охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений  в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как  Ф. Энгельс характеризует эти  изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального  дворянства и создала крупные, в  сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться  современные европейские нации  и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта  земля и были заложены основы для  позднейшей мировой торговли и для  перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила  исходным пунктом для современной  крупной промышленности».

 

В итоге эпоха Возрождения  знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального  производства.

 

В политической области эпоха  Возрождения — это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.

 

В естествознании это время  великих открытий и изобретений, в частности:

 

- великие географические  открытия, такие как открытие  Америки;

 

- расширение познаний  о космосе (установление новой  астрономической системы, связанной  с именем Коперника);

 

- развитие знаний об  окружающей среде и о живом  мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной  медицине).

 

Данные революционные  изменения в политическом строе, промышленности и естествознании требовали  освобождения разума от догматических  принципов схоластического мышления и ведущие деятели и мыслители  данного времени стремились возродить  ценности и идеалы классической древности  и античной философии. Отсюда и само название эпохи — Возрождение, когда  вызванные к жизни творчеством  гуманистов открытия философов Древней  Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

 

Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию  старого. В истории невозможно повернуть  назад, возвратиться в какую-либо прошлую  эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь  и не преодолеешь. Он все равно  будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать  людям, ориентированным на его преодоление.

 

Таким капиталом, наследием  для мыслителей и деятелей Возрождения  было средневековье. Хотя, Возрождение  и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения  следовало бы характеризовать как  эпоху перехода, потому, что она  является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманизм Возрождения

Если в средневековом  обществе были очень сильны корпоративные  и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался  тем ценнее как личность, чем более  его поведение соответствовало  нормам, принятым в корпорации и  он утверждал себя через максимально  деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный  порядок. То в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо  большую самостоятельность, он все  чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает  новое самосознание человека и новая  его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной  силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

 

Другими словами, средневековый  человек считал себя всецело обязанным  традициям, даже если вносил существенный вклад в них, а индивид эпохи  Возрождения склонен приписывать  все свои заслуги себе. При этом стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным  поклонением: их чтут теперь так, как  в античности героев, а в средние  века — святых. Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид.

Информация о работе Пантеизм эпохи Возрождения