Пантеизм эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения - очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе.

Содержание работы

Введение
Задачи
1. Социально - политические изменения. Город как новое пространство формирования культуры
2. Основные черты Эпохи Возрождения
3. Гуманизм Возрождения
4. Пантеизм Возрождения
а) Пантеизм Н. Кузанского
б) Пантеизм Д. Бруно
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

 

Первая работа Кузанского, которая вышла в 1440 году, называлась несколько странно: «Об ученом незнании» (De docta ignorantia). Кроме того, стоит упомянуть такие работы Кузанского, как логико-философский трактат «О предпосылках» (De coniecturis) и теологический трактат «О скрытом Боге» (De Deo abscondio). В своем учении Кузанский исходит из того, что Бог есть Единое, а его творение — многое. Но если другие философы единое и многое противопоставляли, то Кузанский заявляет об их совпадении. Реализуя это представление о взаимоотношениях Бога и мира, Кузанский использует понятие «развертывание» (complicatio-explicatio). В его учении Бог равен миру, но в свернутом виде Единого, а мир равен Богу, но в развернутом виде множества. Иначе говоря, Бог — это потенциальный мир, а мир — это актуально представленный Бог. Кузанский указывает на различие между этими двумя состояниями Божества как совершенным и ограниченным. И, тем не менее, развертывание единого Бога в форму множественного мира происходит в его учении с необходимостью, подобной той, с которой точка разворачивается в прямую, мгновение становится временем, а покой переходит в движение.

 

Итак, по большому счету Бог  и мир в учении Кузанского оказываются  тождественными. И наиболее радикальным  образом это сказалось на космологических  построениях Кузанского. Его представления  об устройстве Вселенной коренным образом  отличаются от аристотелевско-птолемеевских  построений, господствовавших в средние  века. Бог, согласно его учению, бесконечен. Но и мир, будучи его развертыванием, не может быть конечным. Наш мир, утверждает Кузанский, не бесконечен, но его нельзя считать и конечным, потому что он не имеет границ, между  которыми может быть заключен. Подобно  Богу, мир, согласно Кузанскому, «имеет свой центр повсюду, а окружность везде». Таким образом, обосновывая  не бесконечность, но безграничность мира, Николай Кузанский идейно и методологически  подготавливает открытие Николая Коперника.

 

Итак, в пантеистической  картине мира Кузанского нет места  для центра мироздания и для его  конечных пределов. Но своеобразным центром  мира у Кузанского является Человек. Однако это не геометрический центр, которого у бесконечного мира просто нет, и не может быть, а это, так сказать, его метафизический центр. Человека Кузанский характеризует как существо «конечно-бесконечное»: он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное.

 

Поскольку человек — лучшее из творений Бога, то в нем Бог  не только разворачивает, но и сворачивает, концентрирует самого себя. Иначе  говоря, человек, согласно Кузанскому, пытается воплотить и заключить в себе всеобщие определения бесконечного Бога. Человеческая природа, согласно Кузанскому, как бы стягивает в себе всю Вселенную. В этом смысле она подобна микрокосму, т. е. малому миру, как называли ее с полным основанием древние. И в микрокосме человека находит отражение макрокосмос, поскольку в человечестве все возводится в высшую степень. Таким образом, античное представление о человеке как микрокосме получает в учении Кузанского новый смысл и звучание. Так как в отдельном индивиде человеческая природа все же представлена ограниченно, в заключительной части «Об ученом незнании» Николай Кузанский сосредоточивает свое внимание на образе Богочеловека — Христа. Здесь его учение о человеке переходит в христологию. Но христология Кузанского также отличается от того, что писали на этот счет средневековые теологи.

 

 

Человек у Кузанского есть максимальная природа, а Христос  — максимальный человек. Таким образом, человек, согласно Кузанскому, стягивает  и сворачивает в себе природу  мира, а Христос стягивает в  себе человеческую природу. Таким образом, Христос в учении Кузанского оказывается  тем пунктом, в котором мир  вновь возвращается к Богу. В Богочеловеке максимум и минимум совпадают, а  мир вновь оказывается свернутым  в Бога.

 

Но, с другой стороны, во Христе мир еще не свернулся в Бога «до конца». Христос — это еще воплощенный Бог, а значит, в нем Бог оказывается одновременно и самим собой, и миром, и единым, и многим, и максимумом, и минимумом. В результате Христос в трактовке Николая Кузанского интересен именно тем, что здесь перед нами то воплощенное всеобщее, которое впоследствии в диалектике Гегеля и Маркса будет именоваться особенным. Именно в своей христологии диалектик Кузанский оказывается на подступах к категории особенного. Ведь особенное — это как раз то единичное, которое выражает собой всеобщее.

 

Итак, в пантеизме Кузанского, как и во всем возрожденческом  пантеизме, своеобразно проявился  гуманизм эпохи. Ведь в пантеистической  картине мира меняется положение  человека в мире. Если в традиционной христианской картине человек был  существом земным в противоположность  Богу, который обитал «на небе», то теперь получается, что неба, собственно, нет, или оно всюду. А потому нет  и дистанции между Богом и  Человеком. Человек, таким образом, наиболее полно воплощает в себе божественную сущность, или, что в данном случае одно и то же, сущность мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги развития философии  эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого  периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

 

Основные характерные  черты философии Возрождения  составляют:

 

-  гуманизм — возвышение  человека;

 

-  антропоцентризм —  человек, а не Бог в центре  исследования;

 

-  секуляризация —  освобождение от церковного влияния;

 

-  пантеизм - становление  опытных наук и формирование  научно-материалистического понимания,  свободного от теологии;

 

-  высокий интерес к  социальным проблемам, обществу  и государству и развитие идей  социального равенства.

 

Философия эпохи возрождения  дала миру множество великих философских  и культурных деятелей, среди которых  нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо  Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна  Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Дж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469—1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо  Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих  людей.

 

Таким образом, культура эпохи  Возрождения подготовила интенсивное  развитие философских достижений Нового времени. И самое главное —  произошло изменение направления  развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли  к человеку и природе, философии  и науке была придана практическая направленность — с этого времени  не Бог, а человек привлекает все  большее внимание философии и  культуры.

Одними из выдающихся представителей пантеизма того времени можно назвать Джордано Бруно и Николая Кузанского.

Пантеизм Кузанский рассматривал с точки зрения математики. Как  и его предшественник (Фома Аквинский), он оперировал понятием «бесконечность», но его бесконечность была не «дурной», а «актуальной». В актуальной бесконечности  противоположности совпадают, они  тождественны. Например, если увеличивать  радиус окружности до бесконечности, то абсолютно кривая линия становится прямой. Одновременно при увеличении радиуса окружность теряет смысл  понятие «центра», поскольку центром  в бесконечности может быть любая  точка. Так же и Бог – если мир  бесконечен, то центром мира и богом  может быть любой объект.

Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.) развивал идеи Николая Кузанского.

До Бруно считалось, что  Вселенная ограничена небесным сводом, а звезды – это «дыры» в небесном своде, через которые льется небесный свет. Бруно же утверждал, что «хрустальной сферы» (небесного свода) нет, планеты движутся вокруг солнца, в пустоте, и никаких прикрепляющих их связей тоже нет. Звезды – это не «дыры», а солнца, они тоже могут иметь свои планеты, на которых есть жизнь. Эта идея Джордано Бруно получила название «Концепция о множественности миров».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.
  2. Коробкова Ю.Е.. Философия : Конспект лекций / Коробкова Ю.Е.-М.:МИЭМП,2005.- 118с.
  3. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.
  4. Философия. Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.
  5. Электронный ресурс www.wikipedia.ru
  6. Электронный ресурс www.bibliofond.ru

Информация о работе Пантеизм эпохи Возрождения