Платон и его учение об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия». Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Биография Платона………………………………………………………………………………………..4
Учение Платона об идеях…………………………………………………………………………………8
Заключение………………...……………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

реф.философ..doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….…..3

Биография Платона………………………………………………………………………………………..4

Учение Платона об идеях…………………………………………………………………………………8

Заключение………………...……………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы……………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая  связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена  воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней. Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно– с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э.

Происхождения он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» в переводе с греческого означает «широкий».

О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия». Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником.

После себя Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как «Государство», «Законы», «Федр», «Протагор» и другие. Даже из столь скудных сообщений о платоновской жизни можно заметить в этой личности незаурядную одаренность, приверженность к наукам и искусствам, неуемный политический темперамент и неутомимое стремление к идеалу.

Неудивительно, что слава сопутствовала Платону  еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и  восторгом передавалось из поколения  в поколение. Центром того, что  Платон создал в области науки, он сам всегда называл свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их основой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии.

Биография Платона

ПЛАТОН (Plato)  428 или 427 г. до н. э. – 348 или 347 г. до н. э.

Древнегреческий философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей  аристократическое происхождение (по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном). Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников.

Во время  суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После  смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей  части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными  достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).

Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли.

Систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». К нему примыкает учение о «космосе».

Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.

Вторая  субстанция – «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» – «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.

Третья  субстанция – «мировая душа» – объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это – принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в другое состояние.

«Идеи»  – это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый  принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.

Материя для  Платона – лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя – это не сущее, сущее же – только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.

В последние  годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.

Основной  наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика – метод разделения единого на многое, сведения многого к единому  и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос – идея – ипотеса – основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».

Индивидуальная  душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной  – с приматом первой из них. В  этике этому соответствуют три  добродетели – мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, – «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании  созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. Платон выделял три основные формы правления – монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам». Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В эстетике Платона красота понимается как  абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь – от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для  Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.

Информация о работе Платон и его учение об идеях