Платон и его учение об идеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия». Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Биография Платона………………………………………………………………………………………..4
Учение Платона об идеях…………………………………………………………………………………8
Заключение………………...……………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

реф.философ..doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя - в качестве чувственных вещей - не способны его достигнуть. Так для всех живых существ верховная цель - счастье. Но счастье состоит именно в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу и делает все ради блага.

Но критерий всякого относительного блага - благо безусловное. Поэтому из всех учений философии наивысшее, по Платону, - учение об "идее" блага. Лишь при руководстве "идеей" блага справедливое становится пригодным и полезным. "Без "идеи" блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны".

Учение об объективной целесообразности, или теология, Платона тесно связано  с его теологией, с его учением  о богах. Платон не только не скрывает, но и сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеализма, своей теории "идей" с религией, с мистикой. Существование бога необходимо для самого познания "идей".

Для нас идеи не постижимы полностью. Зато они, безусловно, постижимы для  разума бога. Божественный разум предполагает существование божественной жизни. Бог не только существо живое, он - совершенно благ. Бог и есть само благо. Направляя все к благой цели, он создает мир по собственному подобию, т.е. согласно "идее" совершеннейшего живого существа.

Для человека одна из наиболее полных характеристик блага дана Платоном в "Филебе". Здесь в качестве условий человеческого блага указаны:

1) участие в вечной природе  "идеи";

2) воплощение "идеи" в действительности;

3) наличие разума и обладание  знанием;

4) владение некоторыми науками,  искусствами, а также обладание правильными мнениями;

5) некоторые виды чистых чувственных  удовольствий, например, от чистых  тонов мелодии или цветов в  живописи.

Таковы главные черты учения Платона об "идеях". Нетрудно заметить, что учение это должно было порождать  ряд вопросов. Чем более определенно характеризовал Платон нечувственную и даже сверхчувственную, идеальную природу "эйдосов", или "идей", тем труднее ему было объяснить, каким образом их сущность может сделаться предметом человеческого познания, да еще вдобавок познания достоверного. Уже постижение "идеи" прекрасного, на котором так часто останавливается Платон, представляет труднейшую задачу. В самом деле, прекрасное как "идея" вечно, чувственные вещи, называемые прекрасным, преходящи: они возникают и погибают; прекрасное само по себе неизменно, прекрасные чувственные вещи изменчивы и т. д.

На первых порах все эти сопоставления, вернее, противопоставления естественно  порождают впечатление, что у  Платона область "идей" совершенно противоположна области чувственных  вещей. Нет и не может быть никакого перехода от мира бестелесных "идей" к миру вещей и обратно. Следуя этому первому впечатлению и не принимая достаточно во внимание всю совокупность воззрений Платона, некоторые историки античной философии характеризовали это учение как дуализм обоих миров - "идей" и "вещей", сверхчувственных идеальных образцов и их чувственных подобий.

Однако, глубокое отличие платоновских "идей" от одноименных с ними и обусловленных ими чувственных  вещей не есть все же совершенный  дуализм обоих миров. По Платону, мир чувственных вещей не отсечен от мира "идей": он стоит в каком-то отношении к миру "идей". Платон пытается как-то характеризовать это отношение. По его собственному выражению, вещи "причастны" "идеям". Миру истинно сущего бытия, или миру "идей", у Платона противопоставлен не мир чувственных вещей, а мир небытия. Что же оно такое это "небытие"? По разъяснению Платона, "небытие" это "материя". Но под "материей" Платон понимает отнюдь не вещественную основу, или субстанцию вещей. "Материя" Платона, как уже было сказано, - беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует материю как всеобщую "кормилицу", как "восприемницу" всякого рождения и возникновения.

Однако, "идеи" и "материя", иначе области "бытия" и "небытия", противостоят у Платона не в качестве начал равноправных и равносильных. Это не две "субстанции" - духовная и "протяженная" (материальная), как  они изображались в XVII в. в философии  Декарта. У Платона миру, или области, "идей", нечувственных прообразов, принадлежит неоспоримое и безусловное первенство. Так как "идеи" - истинно сущее бытие, а материя - небытие, то, по Платону, не будь "идей", не могла существовать и "материя".

Правда, небытие существует необходимо. Более того, необходимость его существования ничуть не меньше необходимости существования самого бытия. Однако, в связи категорий сущего "небытию" необходимо предшествует "бытие". Чтобы "материя" могла существовать в смысле Платона - в качестве "небытия", т.е. как принцип обособления отдельных вещей и их множества в пространстве, - необходимо существование непространственных "идей" с их сверхчувственной, только умом постигаемой целостностью, неделимостью и единством.

Здесь возникает естественный вопрос: в каком отношении стоит мир чувственных вещей? Чувственный мир, каким его представляет Платон, не есть ни область "идей", ни область "материи". Он есть нечто "среднее" между обеими сферами. Впрочем, "срединное" положение чувственных вещей между миром бытия и небытия не следует понимать так, будто, по Платону, над миром чувственных вещей непосредственно возвышается мир "идей". Между областью "идей" и областью вещей у Платона посредствует еще "душа мира", или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира "идей" и мира "материи". При этом мир "идей" есть мужское, или активное, начало, мир "материи" - начало женское, или пассивное, а мир чувственно воспринимаемых вещей - детище обоих.

Так как мир чувственных вещей занимает, по Платону, "серединное" положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного.

Учение это указывает путь для  последующего развития диалектики. Впоследствии Гегель повторит - на более высокой  ступени - путь, пройденный Платоном, платонизмом и неоплатонизмом, необходимо приводит к становлению, которое и есть единство противоположностей - "бытия" и "ничто".

Конечно, гегелевская диалектика не есть лишь порождение предшествующей ей истории идей. Она возникла бы и в случае, если бы не существовало Платона. Она явилась в истории философии как отражение понятых философом диалектических черт развития самого бытия. Однако, в том именно виде, в каком мы знаем гегелевскую диалектику, она никогда не сложилась бы всезнании Гегеля, если бы диалектике Гегеля не предшествовала платоновская диалектика.

Философии Платона по влиянию, оказанному ею на развитие философии, принадлежит  важное место не только в истории  идеализма, но в частности, и в  истории идеалистической диалектики.

 

 

Заключение

В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий, оно до сих пор привлекает внимание исследователей-платоноведов своей неповторимостью и глубиной.

Наиболее  значительное достижение Платона –  это создание одной из фундаментальных философских систем – философского идеализма. Идеалистическая линия развития философии признает Платона своим родоначальником.

Философская система Платона представляет собой всеобъемлющее учение о мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее.

Из платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только понимание идеи как идеала, представляющего собой ключ бытия и познания Идеализм Платона – идеализирующее учение. Прежде всего, Платон идеализирует познавательную деятельность человека. По мнению Платона, главное в познании – усмотрение перспективы движения к совершенству.

Сущность  человека, согласно учению об идеях, заключается  в безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего собственного совершенства и своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию. Гносеологическое учение Платона нашло высокую оценку у потомства, и было усвоено в основных своих моментах последующим развитием философии. Платон понимает идею как идеал, который представляет собой, т. к. идеи и вещи получают смысл лишь при их приближении к совершенству верховной идеи блага. В его философских диалогах запечатлены все наиболее важные стороны учения об идеях Платоновская идеалистическая диалектика явилась существенным этапом в истории древнегреческой диалектической мысли. Как в жизни, так и в учении Платона проявилась цельность его личности: в ней соединяется множество стремлений, и она представляется благодаря этому связанной со всеми духовными силами своего времени.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
  2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.
  3. Источник: Лосев А.Ф. История античной эстетики (т. II). СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН. М.: "Искусство", 1969
  4. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М, 1976
  5. Лосев А. Ф. «Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба» //«Платон и его эпоха». М., 1979«История философии». М., 1941
  6. Чанышев А. Н. «Курс лекций по древней философии». М., 1981
  7. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1
  8. Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии М.: Мысль, 1976
  9. Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра//Вопросы философии.-1993.№9



Информация о работе Платон и его учение об идеях