Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:03, реферат
О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия». Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником.
Введение……………………………………………………………………………………………….…..3
Биография Платона………………………………………………………………………………………..4
Учение Платона об идеях…………………………………………………………………………………8
Заключение………………...……………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………………………………………17
Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, – это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.
Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.
Учение Платона об "Идеях" ("Видах").
Платон вносит принципиальную перемену
в применение термина "идея". У
Платона слово "идея" и близкое
к нему этимологически слово "вид"
также применяется для
Однако здесь сходство Платона с Демокритом в понимании термина "идея" прекращается и между ними обнаруживается противоположность. У Демокрита атомы-идеи, или атомы-формы, недоступны чувствам только из-за слишком малой величины. У Платона идеи-формы, или идеи-виды, недоступны чувствам потому, что сама природа их отнюдь не та, что природа вещей чувственного мира.
Демокритовские идеи-формы телесны, его атомы-тела. Платоновские идеи-формы бестелесны. Иначе говоря, воззрение Демокрита на формы - материализм, воззрение Платона - идеализм. "Формы" Платона - нечувственные формы, и познание (или созерцание) этих форм принципиально иное, чем познание (или созерцание) чувственных вещей.
Как утверждает Платон, в философии имеются два разряда, или класса, философов. Одни допускают, будто существовать может только то, что может быть воспринимаемо внешними чувствами; другие - будто кроме чувственно воспринимаемого существует так же и бытие бестелесное и именно в области бестелесного пребывает истинная сущность.
Хотя до Платона в
древнегреческой философии
Не малую роль среди этих учений сыграла философия элейцев, южноиталийских ученых Парменида и Зенона. От них Платон усвоил важное различие между сущностью и явлением - между тем, что существует поистине, и тем, что кажется существующим, но не имеет истинного бытия. Четко формулирует Платон это различие в одном из важнейших поздних своих диалогов - в "Тимее".
"Прежде всего, - утверждает Платон, - по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует".
Платон распространяет это различие на все предметы исследования. Он различает сущность прекрасного и его явление, сущность доброго и его явление и т. д. Из всех подобных сущностей он уделяет наибольшее внимание исследованию прекрасного. И это не удивительно. Платон - великий художник античного мира. Для него вопрос о прекрасном, о его сути, о его критериях - один из наиболее захватывающих. О нем он рассуждает в ряде диалогов: в "Гиппии Большем", "Федоне", "Пире", "Филебе", "Тимее" и др.
Область идей представлялась Платону не совсем однородной. В ней Платон намечает некоторую "иерархию", которая, однако, не сложилась у него в четко очерченную систему взглядов.
К области "идей", во-первых, принадлежат "идеи" высших по ценности категорий бытия. Таковы "идеи" блага, истины, прекрасного, справедливого. Это "идеи", которые немецкий философ Гербарт назвал, говоря о Платоне, "идеями абсолютных качеств".
Во-вторых, есть у Платона также "идеи" физических явлений и процессов. Это такие, как "покой" и "движение", "цвет" и "звук", "огонь".
В-третьих, "идеи существуют и для отдельных разрядов существ". Есть "идея" животного, "идея" человека и т.п.
В-четвертых, иногда Платон допускает также существование "идей" для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как стол, кровать и т.п.).
В-пятых, большое значение в платоновской теории "идей" имели, по-видимому, особенно в исследовании понятий науки, "идеи" отношений. Так, доказывается, что определением или оценкой равенства предполагается существование "равенства самого по себе", то есть "идеи" равенства, доступной не чувствам, а уму.
В понятии об идее у Платона сочетается то, что делает "идею":
1) причиной или источником бытия вещей, их свойств и их отношений;
2) образцом, взирая на который демиург творит мир вещей;
3) целью, к которой как
У самого Платона на первом плане стоит онтологическое и теологическое значение слова "идея" в разъясненном выше смысле. Но так как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует различие видов познания, направленного на бытие, то в плане познания "идее", т.е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии.
Исследование "идей" есть созерцание умом самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей. Исследованием этим предполагается, во-первых, метод восхождения умом до "идей" как до начал.
Это метод отыскивания во многом одного или общего; отыскание единого и общего, будучи достигнуто, приводит душу к тому, что в понятии или посредством понятия душа созерцает саму "идею" в онтологическом смысле слова. Во-вторых, этим исследованием предполагается метод нисхождения, идущего от начал (родов) к видам, или, иначе говоря, метод деления родов на виды.
Итак, "идеи" Платона - зримые умом фигуры, или формы вещей "идеи" - не только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом важных свойств.
По Платону, к созерцанию прекрасного философ поднимается по ступеням. Кто поднимается по ступеням созерцания прекрасного не беспорядочно, но в правильной последовательности, тот в конце этого подъема "увидит нечто удивительно прекрасное по природе".
"Он увидит прежде всего,
что прекрасное существует
Далее мы узнаем, что перед созерцающим "идею" прекрасного созерцаемое "не предстанет в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой либо речи или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например, в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или в каком-либо ином предмете".
Опираясь на эту характеристику,
можно установить ряд важных признаков
платоновского определения
"Идея" противопоставляется у Платона всем ее чувственным аналогам, подобиям и отображениям в мире вещей, воспринимаемых нами посредством чувств. Чувственные вещи изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного, постоянного.
Напротив, "идея" прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинно- сущее прекрасное, не подлежит - так утверждает Платон - никакому изменению или превращению, идея эта совершенно тождественна самой себе и есть вечная сущность.
Только несовершенство нашего способа мышления, только привычка к чувственному восприятию внушает нам, по Платону, ошибочное представление, будто "идеи" находятся в каком-то пространстве подобно чувственным вещам, которые представляются нам как обособленные друг от друга. Согласно утверждению Платона, источник этой иллюзии - материя. Под "материей" Платон понимает, собственно говоря, не вещество, а постигаемый каким-то "незаконным рассуждением" род пространства, причину обособления единичных вещей чувственного мира. Взирая на этот род пространства, "мы точно грезим и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не находится на земле, ни на небе, то и не существует".
Но взгляд этот, наделяющий "идею" чувственно воспринимаемой формой, по Платону, ошибочен. Вследствие этого взгляда, говорит Платон, даже и, освободившись от этой иллюзии, даже и после пробуждения "мы не можем определенно выражать правду, отличая все эти и сродные им представления от не грезящей, действительно существующей природы".
Форма, какой является "идея", по Платону, не чувственная. Только в несобственном, чрезвычайно неточном смысле к "идеям" Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени, числа. В отношении "идей" определения это только метафоры, уподобления. В строгом смысле этого слова, "идеи" как их понимает Платон, запредельны по отношению к чувственному миру.
Таким образом, учение Платона есть идеализм, так как, согласно Платону, реально существует не чувственное явление предмета, но лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность.
Но идеализм существовал в истории философии в двух формах: как идеализм субъективный и как идеализм объективный. Для субъективного идеализма реально только то, что является человеку в субъективных формах сознания. Субъективный идеализм антропологичен, он опирается на идеалистически истолкованные формы человеческого сознания. Его принцип хорошо выразил старший современник Сократа Протагор: "Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют".
Напротив, для объективного идеалиста в основе всех явлений лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно, независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это - идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.
Учение Платона об "идеях", конечно, есть учение идеализма объективного. Нечувственная и вместе объективная природа "идеи" четко характеризуется Платоном в диалоге "Филеб" (на примере идеи прекрасного). "Под красотой форм, - разъясняет в этом диалоге Платон, - я пытаюсь понимать не то, что хочет понимать под ней большинство, то есть красоту живых существ или картин; нет, я имею в виду прямое и круглое, в том числе, значит, поверхности, изготовляемые при помощи отвесов и угломеров, - постарайся хорошенько понять меня. В самом деле, я называю это прекрасным не тем, что прекрасно по отношению к чему-либо, как это можно сказать о других вещах, но тем, что вечно прекрасно само по себе, по своей природе, и возбуждает некоторые особенные, свойственные только ему наслаждения, не имеющее ничего общего от щекотания".
А далее Платон объявляет нелепым мнение о тех, кто думает, "будто блага и красоты нет ни в телах, ни во многом другом и будто оно заключено только в душе".
Идеализм Платона - учение, прежде всего онтологическое. Его гносеологический аспект - вторичный. Но и в плане гносеологическом "идеи" рассматриваются у Платона как идеи о формах бытия, а не сознания, сущности, а не явления. В этом отношении объективный идеализм Платона - исторический прообраз объективного идеализма Гегеля. Абсолютная идея Гегеля, прежде всего идея как объективно сущее бытие. Понятием идея становится лишь на определенной ступени своего диалектического развития. Логика Гегеля начинается не с категорий "понятия", а с категорий "бытия".
Что же представляет собой область платоновских "идей": некоторое множество сущностей или их единство? И то и другое. Царство "идей" Платона не просто множество, или сумма, или набор сущностей. Это "упорядоченное" множество, или система. Не входя в подробности своего воззрения, Платон поясняет, что в системе "идей" имеются "идеи" высшие и низшие. Так, одной из высших в системе "идей" оказывается, по Платону, наряду с "идеей" истины идея "прекрасного". Но наивысшая, по Платону, "идея есть не идея истины, а идея блага". "Благо не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности". Оно доставляет познаваемым предметам "не только способность быть познаваемым, но и способность познавать и получать от него сущность". Оно "непредполагаемое", "начало всяческих".
Учение Платона об "идее" блага как о высшей "идее" чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Оно сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма теологического. Царство "идей" - царство целесообразности. Именно "идея" блага стягивает все множество идей в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели.