Платон: о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 04:17, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы проанализировать учение Платона о государстве и законе.
Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть учение Платона о государстве;
- рассмотреть учение Платона о праве;
- подвести итог исследованию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….….…3
1 Учение Платона «Государство и закон»…………………………..………..4
2 Идеальное государство Платона……………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….………….….……..21
Литература…………………………………………………………….….……...23

Файлы: 1 файл

Платон государство и право философия.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…….….…3

1 Учение Платона   «Государство и закон»…………………………..………..4

2 Идеальное  государство Платона……………………………………..……….20

Заключение………………………………………………….………….….……..21

Литература…………………………………………………………….….……...23

 

 

Введение

 

Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий  философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής).

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Философия Платона  оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии.

 Последователи  Платона в ранний и особенно  поздний период истории античной  философии (неоплатонизм) стали образцовыми  и важными авторами, чтение которых  до сих пор формирует основу  философского образования.

Предметом исследования являются научная литература , регулирующая учение Платона, как  отражение государственно-правовых подходов к установлению и регулированию основ жизнедеятельности и государства.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие и развивающиеся в процессе реализации идей Платона о государстве и праве.

 Цель контрольной работы проанализировать учение Платона о государстве и законе.

Поставленная  цель определила следующие задачи:

-рассмотреть  учение Платона о государстве;

- рассмотреть  учение Платона о праве;

- подвести  итог  исследованию.

1 Учение  Платона  «Государство и закон»

 

 

В мировоззрении  Платона важное место принадлежало его взглядам на общество и государство.

Его чрезвычайно  занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

Основными политическими  произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».1

Наиболее известным  диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения  отталкиваются от общефилософских  взглядов. По Платону существуют два  мира: мир идей (эйдосов) и мир  вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Все не так в  мире идей. Разделение труда порождает  необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это  добродетели земледельца, строителя  и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, одежде и доме). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо.

Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:

Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.

Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.2

Этим формам Платон противопоставляет идеальный вид государственного устройства. При таком строе правят лишь немногие мудрецы, которые одни по своей мудрости понимают сущность справедливости и способны править в соответствии с нею. Однако, их менее разумные сыновья, возмущаясь тем, что их отцы не имеют никакой личной выгоды от власти, совершают переворот и устанавливают власть военных.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек  как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также  три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит  тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит  к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

Платон считает  аристократию лучшей формой государства  и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если же правят несколько человек – это аристократия. При аристократии принципы власти – достоинство.

Утрата нравственности в государстве вела к появлению  неправильных видов правления. Сначала  возникает мократия (от доблести господствуют воины), затем олигархия (власть денег). Усиливается раскол на богатых и бедных. Народ запугивают, подавляют. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, плохим управлением. Главные недостатки демократии – управление людей разного достоинства, некомпетентность, пренебрежение к знанию, заслугам, воля случая. И, наконец, воспользовавшись плодами демократии – избытком свободы и беспорядком, - к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. Тирания – наихудшая форма правления, там беззаконие, уничтожение противников, всех, имеющих свое мнение.

В диалоге «Политик»  предлагается типология форм правления, основанная на соблюдении или несоблюдении законов. Предлагается 6 форм:

- монархия, построенная на основе законов, - царская власть;

- монархия при  несоблюдении законов – тирания;

- законная власть  немногих – аристократия;

- незаконная  власть немногих – олигархия;

- демократия  на основе законов;

- демократия, не  соблюдающая законы.3

Среди законных форм государства демократия является наихудшей. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия – лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании. Свою теорию Платон заимствовал у историка Геродота. От него ее перенял Аристотель и внес незаконченные изменения.

В конце жизни  в «Законах» Платон предлагает менее  совершенное политическое устройство. Он идет на компромисс, т.к. идеал, изложенный в «Государстве», неосуществим. В  государстве порядок устанавливается  законом, а не правителями. Гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом, участок (на правах владения). Сословий нет, но граждане делятся на четыре сословия по своему имущественному состоянию. Явное вытеснение аристократии олигархией. Переход из одного сословия в другое проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния. Устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь. Семьи и браки контролируются. Воспитание – дело общее. В обществе царит единомыслие.

Платон, обобщая  опыт своих предшественников, внес много ценного в теорию устройства государства. Идея общего блага, общего интереса как основы политического объединения, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий, четкое определение форм государства, признание законности важным атрибутом политической организации – это достижения Платона.

В социальных теориях  и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые  корни идеализма Платона.

Социальной  функции и общественному призванию  идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".Политические идеи в «Законах»

Позже Платон в  «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая  республика или аристократическая монархия.4

На страже законов  стоит система правосудия. И без  истинного правосудия государство  перестает быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится  кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно  законодательная мысль «Законов»: для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким  образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

 

 

 

2 Идеальное государство  Платона

Идеальное государство  трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное  воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

Платону рисовалось идеальное государство во главе  с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Основным принципом  идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

Справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».5

Информация о работе Платон: о государстве и праве