Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 04:17, реферат
Цель контрольной работы проанализировать учение Платона о государстве и законе.
Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть учение Платона о государстве;
- рассмотреть учение Платона о праве;
- подвести итог исследованию.
Введение……………………………………………………………….…….….…3
1 Учение Платона «Государство и закон»…………………………..………..4
2 Идеальное государство Платона……………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….………….….……..21
Литература…………………………………………………………….….……...23
По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое.
Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач.
Такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.
Государство возникает из-за стремления жить вместе, сообща, так как совместная жизнь облегчает существование каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в пользу государства, личность для Платона лишь средство существования и укрепления государства. Платон считал, что отношения между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению к государству обладать чрезмерной свободой.
Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для управления государством: «Как люди непросвещенные сведущие к истине, так и те, кому всю жизнь предоставлено заниматься самоусовершенствованием…». 6
Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных.
Залог успешного управления государством заключается в том, что к управлению государством привлекаются не те люди, которые желают этого, а те, которые не рвутся к государственной кормушке. В своей идеальной модели государственного устройства Платон предлагает весьма демократическую по нынешним временам, процедуру выборов.
Любопытна классификация Платона видов власти: власть родителей над потомством, власть благородных над неблагородными, власть старших над младшими; власть господ над рабами; власть сильного над слабым; власть разумного над несведущим (этот вид власти Платон считал важнейшим); власть по жребию.
Платон большое значение придает единству, которое как цемент скрепляет государство в монолитное целое. А отсутствие единства ведет к разрушению государства и его распаду.
Опасно для государства и разделение общества на бедных и богатых. Такое государство чрезвычайно не устойчиво и любая причина может нарушить в нем спокойное течение жизни. Стремление правителей угодить толпе – это другая серьезная помеха в управлении государством, о которой предупреждает Платон. Трудно устоять перед напором толпы, не поддаться ее настроению.
В утопическом
государстве Платона
За основу для
распределения граждан
При этом основная
мысль Платона состоит в
«Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название города».
Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».
В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и основной принцип строения государства.
Главная задача трактата Платона о государстве – проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.
«Идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя качествами:
Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание – охранительное, а обладают этим знанием правители государства.
Мудрость – это доблесть, свойственная весьма немногим – философам, - и это не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей – доблесть, в основе своей нравственная.
Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.7
Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».
Вторая доблесть – это мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Мужеством обладает большое количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи.
В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства.
Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.
Рассудительность «подобна некой гармонии», она «настраивает на свой лад решительно все целиком».
Четвертая доблесть – это справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.
Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением.
Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования).
Переход этот осуществляется под руководством правителей.
Платон считал
оптимальным число граждан
Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания.
В рабство можно обращать только «варваров», не эллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война - зло, возникающее в порочных государствах «для обогащения», и в «идеальном» государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов.
Классическая точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым слоем, с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском понимании справедливости. В этом понятии для Платона нет ничего уравнительного, сглаживающего или отрицающего различия классов.
Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения.
Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник – работу плотника или если кто-либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела.
Даже при
наличии первых трех видов доблести
многоделание и взаимный обмен занятиями
причиняют государству
Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.
В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться, прежде всего, на потребностях.
В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда.
Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.
Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие товары.
В свою очередь, развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не только для внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов.
Платон считает необходимым также специальный разряд обслуживающих наемных работников, продающих свои услуги за плату.
Указанными
разрядами специализированного
общественного труда
Над классом, разделенным по отраслям специализированного труда работников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы – воинов (стражей) и правителей (философов).
Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в состоянии доказать возможности устроения такого государства.
Однако, по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене.и тогда преобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство. Людям трудно признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие».8
Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно они должны править?
Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике – обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другую профессиональную группу – философов-правителей.