Платон: о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 04:17, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы проанализировать учение Платона о государстве и законе.
Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть учение Платона о государстве;
- рассмотреть учение Платона о праве;
- подвести итог исследованию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….….…3
1 Учение Платона «Государство и закон»…………………………..………..4
2 Идеальное государство Платона……………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….………….….……..21
Литература…………………………………………………………….….……...23

Файлы: 1 файл

Платон государство и право философия.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Весьма важна  для жизни и благополучия общества потребность в специалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов работников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества, особый класс.

Выделение воинов в особую отрасль общественного  разделения труда необходимо не только ввиду важности их профессии, но и в силу особой ее трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, и специальных знаний, специального опыта.

Платон постулирует  для своего утопического государства  полное якобы единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы.

Их следует  охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.

Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования1.

Так, воины не должны проживать в местах, где  живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов – лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.

Люди – существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче всякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй жизни – определить и предписать его могут только правители-философы.

В платоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип.

Из исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будто основная причина  порчи человеческих обществ и  государственных систем в господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.

Поэтому устроители наилучшего государства должны не только позаботиться об организации правильного воспитания именно воинов-стражей, но и установить такой порядок общежития, при котором устройство жилищ и права на имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими воинской службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего класса и других классов общества.

Согласно Платону  основная черта этого порядка  – это лишение воинов права  на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работников производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом.

Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей  направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и, в первую очередь, от тлетворного влияния денег.

Для стражей  возможно лишь соединение мужчин с  женщиной для рождения детей, семья  для них, в сущности, невозможна.

Как только рождается  младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют  к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие – другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех стражей.

Для Платона  осуществление этого постулата  означает достижение высшей формы единства в государстве. 

Общность жен  и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ и потому есть для государства причина его высочайшего блага. 

Общность достояния, отсутствие личной собственности делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.

Отсутствие  имущественных раздоров внутри класса воинов сделает, по Платону, невозможным ни раздор внутри низшего класса работников, ни восстание их против обоих высших классов.

В конце своего описания проектируемого им государства  Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. 9

Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских  состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.

Платона почти  не занимают вопросы устройства жизни  и труда производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом.

 

Заключение

 

В диалоге “Государство”  идеальный государственный строй  Платон рассматривал по аналогии с  космосом и человеческой душой. Подобно  тому как в душе человека есть три  начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.

Прообразом  идеального государственного строя  для Платона послужила аристократическая  Спарта, точнее, сохранявшиеся там  патриархальные отношения – организация  жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и др.

Характеризуя  извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение  аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от “тиме” – честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид  государственного устройства – олигархия  – появляется в результате скопления  богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном  цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Нарисованная  философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции.

Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В “Законах” Платон изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия  диалога “Законы” от диалога “Государство”  таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности  философов и воинов и устанавливает  для граждан единый порядок пользования  имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены.

Во-вторых, деление  граждан на сословия заменяется градацией  по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в  зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех  классов. Разбогатев или обеднев, они  переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге “Государство”  рабы упоминались, но Платон не нашел  для них места в экономике  идеального полиса). Во “втором по достоинству” государстве “земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве”.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге  организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие  от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

 

Литература

 

  1. Асмус В. Ф. Платон. М., 2003, с. 398.
  2. Аверьянов А.Н. «Системное познание мира». М., 2005.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  4. Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия – М., 2007.
  5. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М., 2004.
  6. Гусев Д.А. Введение в философию – М., 2007.
  7. Губин В.Д. Основы философии – М., 2009.
  8. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс – М., 2007.
  9. Канке В.А. Основы философии  - М., 2009.
  10. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь  Платона. М., 2007. с. 498.
  11. Радугин А.А. Философия – М., 2007.
  12. Спиркин А.Г. Основы философии – М., 2008.
  13. Философия: курс лекций, научный редактор Солонов Е.Ф. – М.,2007.

 

1 Асмус В. Ф. Платон. М., 2003. с. 398.

2 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь  Платона. М., 2007. с. 498.

3 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь  Платона. М., 2007. с. 498.

4 Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М., 2004. с.90

5 Асмус В. Ф. Платон. М., 2003. с. 398.

6 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь  Платона. М., 2007. с. 498.

7 Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М., 2004. с.90

8 Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М., 2004. с.90

9 Асмус В. Ф. Платон. М., 2003. с. 398.

 


Информация о работе Платон: о государстве и праве