Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза
важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. – человек; общество; происхождение) – учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...4
1.Филосовские концепции происхождения человека………4
Заключение………………………………………………………7
2.Политическая система общества………………………….8
Заключение…………………………………………………….16
Литература ……………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

основы социально гуманитарной науки.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

В структуру политической системы общества входит, прежде всего, само государство как особая организация политической власти, общественной организации, которые представлены политическими партиями и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными, творческими, религиозными, спортивными и другими объединениями, а также институты непосредственной демократии.

Основной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими определенных политических целей, которые закрепляются в законодательных актах, программных и уставных документах и направлены на формирование и осуществление внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. Например, Конституции Республики Беларусь сказано, что политические партии, другие общественные объединения в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан [11, ст.5].

Что бы ни было зафиксировано в программных и иных документах политических партий, общественных формирований, очевидно главное: им нужна государственная власть для осуществления декларированных или же иных тайных целей. Иначе, говоря, им нужно завоевание, удержание и использование власти [12, с.36].

Профсоюзные, кооперативные, женские, молодежные, творческие, спортивные и другие объединения надо относить не к политическим организациям. Данные объединения возникают и развиваются не в политических целях, а в силу экономических причин. Свои деятельность они осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной, спортивной сферах жизни общества. В своих уставных документах данные объединения не закрепляют задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Однако это не исключает их роли и значения в политической системе общества, так как речь идет об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

Институциональная политическая система общества определяется через перечисление совокупности составляющих ее государственных и негосударственных институтов. Институциональный подход к пониманию политической системы распространен в конституционном праве.

Системная политическая система общества предложил Д. Истон. Он применил общую теорию систем к анализу политики. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную.

В политической системе Д. Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан или от гражданского общества. Требования в политической системе подразделяются на:

1. Распределительные. Сюда  можно отнести, организация и  оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Например, в Конституции Российской Федерации  записано: "Каждый имеет право  на труд в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд  без какой бы то ни было  дискриминации и не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда, а также  право на защиту от безработицы" [10, п.3 ст.37].

2. Регулятивные - это общественная  безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством. Например, в соответствии со ст.28 Конституции  Республики Беларусь: "Каждый  имеет право на защиту от  незаконного вмешательства в  его личную жизнь, в том числе  от посягательства на тайну  его корреспонденции, телефонных  и иных сообщений, на его честь  и достоинство" [11].

3. Коммуникативные - это право  на информацию, реализация политических  прав и свобод. К примеру, в  Конституции Республики Беларусь  закреплено, что гражданам Республики  Беларусь гарантируется право  на получение, хранение и распространение  полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных  органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной  и международной жизни, состоянии  окружающей среды [11, ст.34].

Кроме требований, есть и другой тип входов - поддержка. Поддержка бывает двух видов:

1. Эмоциональная или безусловная, диффузная - это доверие власти  как результат длительной социализации. Эмоциональная поддержка проявляется  в форме преданности политическим  ценностям, институтам и символам  государства. Эмоциональная поддержка  прочна и стабильна. В ст. 19 Конституции Республики Беларусь закреплено, что символами Республики Беларусь как суверенного государства является ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн [11].

2. Инструментальная или  условная, специфическая, складывается  под воздействием результативности  и эффективности деятельности  властных органов. Реализуется по  принципу: "я делаю что-то для  страны, если она что-то делает  для меня" [1, с.33]. Этот вид поддержки  менее прочен.

Система политики дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Результатом политической системы выступает решение и действия. Политические решения - это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия - это система мер по проведению конкретного вида политики (экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы. Например, парламент, местные органы, административно-бюрократический аппарат. С помощью специализированных органов решения и действия направляются адресатам - гражданам и социальным группам, что вызывает действия адресатов. Возникает "петля обратной связи". Решения политической системы общества является источником новых требований и поддержки.

В структуре политической системы общества выделяются пять основных подсистем или элементов: институциональную, регулятивную, функциональную, коммуникативную, идеологическую (политико-культурную) [1, с.31].

Основной элемент политической системы общества - институциональная подсистема как совокупность институтов. Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические объединения, общественно-политические организации и движения, общественные организации. Основным институтом политической системы общества является государство.

Нормативная подсистема включает в себя совокупность норм, регулирующих политические отношения. Сюда входят правовые (Конституция и нормативные акты) и нормы, которые регулируют политическую жизнь общества. Также в нормативную подсистему относятся традиции, обычаи, влияющие на регулирование политических отношений и нормы морали. Нормы закреплены в конституциях и правовых актах в виде законов, передаются из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Политико-культурная или политико-идеологическая подсистема включает систему знаний, ценностей, убеждений, стандартов политического поведения, а также менталитет. Это сфера политического сознания, состоящая из политических идей, идеалов, ценностей, политической теории, идеологической и эмоционально-психологической оценки обществом политической жизни. В политическом сознании выделяют политическую идеологию и политическую психологию. В данную подсистему часто включают политическую культуру.

Коммуникативная подсистема состоит из форм взаимодействия власти и общества, связи с общественностью. Коммуникативная подсистема характеризует взаимодействия власти, общества и индивида, основанные на согласии и конфликте. Она включает в себя две группы отношений: формализованные и неформализованные. Формализованные отношения основаны на нормах права и им регулируемые отношения. Неформализованные - это общественное мнение, настроения. В коммуникативную подсистему входят взаимосвязи между политической системой и другими системами общества, а также связи данной политической системы с политическими системами других стран.

Функциональная подсистема характеризует основные формы и направления деятельности политической системы общества, способы и средства воздействия на общественную жизнь. Конкретное выражение и проявление функциональная подсистема находит в политическом процессе и политическом режиме.

 

                      Функции политической системы общества.    

Функции политической системы общества - это определение социально-значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управления политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение. Примером может служить прокурорский надзор, специфическая деятельность органов прокуратуры направленная на поддержание правопорядка, обеспечения точного и единообразного исполнения законодательства на всей территории Республики Беларусь.

Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функции политической системы общества:

1. Функции системы в  целом: рекрутирование и социализация, коммуникация, определяют устойчивость  и изменчивость политической  системы.

2. Функции процесса - это  определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений.

3. Функции политического  курса: регулятивная, экстрактивная, дистрибутивная, реактивная, символическая. Например, экстрактивная - это привлечение  ресурсов в систему, символическая - это способность отстаивать  ценности общества внутри системы  и во внешнем мире [1, с.33-34].

 

                       Типология политических систем общества.

В современном мире существует многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации.

В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяются на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные.

Для тоталитарной политической системы характерны полное подчинение личности и общества государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером [14, с.234].

Демократическая политическая система общества предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. Ее характеризует подлинный политический плюрализм [18, с.167].

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма: СССР, ГДР, КНР. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем общества.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную политические системы общества.

Например, политическая система англо-американского типа существует в США, Канаде, Великобритании, Австралии. Она характеризуется высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов. Власть и влияние распределены между различными звеньями. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей.

Континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, присущих каком-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии. Наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа - либеральные ценности.

Доиндустриальная или частично индустриальная политическая система (многочисленные страны Азии, Африки, Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. В основе местных политических субкультур лежат ценности клана, рода, общины, племени. Найти согласия в данной политической системе общества, не прибегая к насилию, практически невозможно. Для этого типа политических систем свойственен авторитаризм, концентрация власти и влияния узкого круга лиц.

Политическая система тоталитарного типа - это фашистская Италия, нацистская Германия, страны "мировой системы социализма, функционирует на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц, степень насилия высока [2, с.137-138].

Информация о работе Политическая система общества