Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 15:10, контрольная работа
Описание работы
Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. – человек; общество; происхождение) – учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека.
Содержание работы
Введение………………………………………………………...4 1.Филосовские концепции происхождения человека………4 Заключение………………………………………………………7 2.Политическая система общества………………………….8 Заключение…………………………………………………….16 Литература ……………………………………………………..19
В структуру политической
системы общества входит, прежде всего,
само государство как особая организация
политической власти, общественной организации,
которые представлены политическими партиями
и движениями, профсоюзами, женскими, молодежными,
творческими, религиозными, спортивными
и другими объединениями, а также институты
непосредственной демократии.
Основной задачей создания
и функционирования компонентов политической
системы общества является достижение
ими определенных политических целей,
которые закрепляются в законодательных
актах, программных и уставных документах
и направлены на формирование и осуществление
внутренней и внешней политики на разных
этапах развития общества. Например, Конституции
Республики Беларусь сказано, что политические
партии, другие общественные объединения
в рамках Конституции и законов Республики
Беларусь, содействуют выявлению и выражению
политической воли граждан [11, ст.5].
Что бы ни было зафиксировано
в программных и иных документах политических
партий, общественных формирований, очевидно
главное: им нужна государственная власть
для осуществления декларированных или
же иных тайных целей. Иначе, говоря, им
нужно завоевание, удержание и использование
власти [12, с.36].
Профсоюзные, кооперативные,
женские, молодежные, творческие, спортивные
и другие объединения надо относить не
к политическим организациям. Данные объединения
возникают и развиваются не в политических
целях, а в силу экономических причин.
Свои деятельность они осуществляют в
производственной, социально-бытовой,
культурной, спортивной сферах жизни общества.
В своих уставных документах данные объединения
не закрепляют задач активного воздействия
в политических целях на государственную
власть. Однако это не исключает их роли
и значения в политической системе общества,
так как речь идет об отсутствии доминирующего
политического аспекта в их деятельности,
а не в отрицании его как такового.
Институциональная
политическая система общества определяется через перечисление
совокупности составляющих ее государственных
и негосударственных институтов. Институциональный
подход к пониманию политической системы
распространен в конституционном праве.
Системная политическая
система общества предложил Д. Истон. Он применил
общую теорию систем к анализу политики.
Любая политическая система призвана
не только распределять ценности, но и
побуждать большинство членов общества
принять эти ценности. Политическая система
постоянно поддерживает связи со средой.
Среду можно рассматривать в двух аспектах:
как внутрисоциальную, так и внесоциальную.
В политической системе Д. Истон
выделяет требования, поддержку, а также
апатию, которые исходят от граждан или
от гражданского общества. Требования
в политической системе подразделяются
на:
1. Распределительные. Сюда
можно отнести, организация и
оплата труда, здравоохранение, образование,
социальное обеспечение. Например,
в Конституции Российской Федерации
записано: "Каждый имеет право
на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены,
на вознаграждение за труд
без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального
размера оплаты труда, а также
право на защиту от безработицы"
[10, п.3 ст.37].
2. Регулятивные - это общественная
безопасность, борьба с преступностью,
контроль за производством. Например,
в соответствии со ст.28 Конституции
Республики Беларусь: "Каждый
имеет право на защиту от
незаконного вмешательства в
его личную жизнь, в том числе
от посягательства на тайну
его корреспонденции, телефонных
и иных сообщений, на его честь
и достоинство" [11].
3. Коммуникативные - это право
на информацию, реализация политических
прав и свобод. К примеру, в
Конституции Республики Беларусь
закреплено, что гражданам Республики
Беларусь гарантируется право
на получение, хранение и распространение
полной, достоверной и своевременной
информации о деятельности государственных
органов, общественных объединений,
о политической, экономической, культурной
и международной жизни, состоянии
окружающей среды [11, ст.34].
Кроме требований, есть и другой
тип входов - поддержка. Поддержка бывает
двух видов:
1. Эмоциональная или безусловная,
диффузная - это доверие власти
как результат длительной социализации.
Эмоциональная поддержка проявляется
в форме преданности политическим
ценностям, институтам и символам
государства. Эмоциональная поддержка
прочна и стабильна. В ст. 19 Конституции
Республики Беларусь закреплено, что символами
Республики Беларусь как суверенного
государства является ее Государственный
флаг, Государственный герб и Государственный
гимн [11].
2. Инструментальная или
условная, специфическая, складывается
под воздействием результативности
и эффективности деятельности
властных органов. Реализуется по
принципу: "я делаю что-то для
страны, если она что-то делает
для меня" [1, с.33]. Этот вид поддержки
менее прочен.
Система политики дает ответ
на получаемые ею требования и поддержку.
Результатом политической системы выступает
решение и действия. Политические решения
- это законы, постановления правительства,
решения судов. Политические действия
- это система мер по проведению конкретного
вида политики (экономической, социальной,
культурной), выполнение решений. Правительство
обеспечивает выработку и осуществление
политического курса через специализированные
органы. Например, парламент, местные органы,
административно-бюрократический аппарат.
С помощью специализированных органов
решения и действия направляются адресатам
- гражданам и социальным группам, что
вызывает действия адресатов. Возникает
"петля обратной связи". Решения политической
системы общества является источником
новых требований и поддержки.
В структуре политической
системы общества выделяются пять
основных подсистем или элементов: институциональную,
регулятивную, функциональную, коммуникативную,
идеологическую (политико-культурную)
[1, с.31].
Основной элемент политической
системы общества - институциональная
подсистема как совокупность институтов.
Институциональная подсистема включает
государство, политические партии, общественно-политические
объединения, общественно-политические
организации и движения, общественные
организации. Основным институтом политической
системы общества является государство.
Нормативная подсистема включает
в себя совокупность норм, регулирующих
политические отношения. Сюда входят правовые
(Конституция и нормативные акты) и нормы,
которые регулируют политическую жизнь
общества. Также в нормативную подсистему
относятся традиции, обычаи, влияющие
на регулирование политических отношений
и нормы морали. Нормы закреплены в конституциях
и правовых актах в виде законов, передаются
из поколения в поколение в виде традиций,
обычаев, символов.
Политико-культурная или политико-идеологическая
подсистема включает систему знаний, ценностей,
убеждений, стандартов политического
поведения, а также менталитет. Это сфера
политического сознания, состоящая из
политических идей, идеалов, ценностей,
политической теории, идеологической
и эмоционально-психологической оценки
обществом политической жизни. В политическом
сознании выделяют политическую идеологию
и политическую психологию. В данную подсистему
часто включают политическую культуру.
Коммуникативная подсистема
состоит из форм взаимодействия власти
и общества, связи с общественностью. Коммуникативная
подсистема характеризует взаимодействия
власти, общества и индивида, основанные
на согласии и конфликте. Она включает
в себя две группы отношений: формализованные
и неформализованные. Формализованные
отношения основаны на нормах права и
им регулируемые отношения. Неформализованные
- это общественное мнение, настроения.
В коммуникативную подсистему входят
взаимосвязи между политической системой
и другими системами общества, а также
связи данной политической системы с политическими
системами других стран.
Функциональная подсистема
характеризует основные формы и направления
деятельности политической системы общества,
способы и средства воздействия на общественную
жизнь. Конкретное выражение и проявление
функциональная подсистема находит в
политическом процессе и политическом
режиме.
Функции политической системы общества.
Функции политической
системы общества - это определение социально-значимых
целей развития общества; мобилизация
ресурсов на достижение поставленных
целей; управления политическими процессами;
контроль за выполнением законов и правил,
пресечение действий, направленных на
их нарушение. Примером может служить
прокурорский надзор, специфическая деятельность
органов прокуратуры направленная на
поддержание правопорядка, обеспечения
точного и единообразного исполнения
законодательства на всей территории
Республики Беларусь.
Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили
специфические функции политической системы
общества:
1. Функции системы в
целом: рекрутирование и социализация,
коммуникация, определяют устойчивость
и изменчивость политической
системы.
2. Функции процесса - это
определение политического курса,
осуществление политического курса,
вынесение судебных решений.
3. Функции политического
курса: регулятивная, экстрактивная, дистрибутивная,
реактивная, символическая. Например,
экстрактивная - это привлечение
ресурсов в систему, символическая
- это способность отстаивать
ценности общества внутри системы
и во внешнем мире [1, с.33-34].
Типология политических систем общества.
В современном мире существует
многообразные политические системы.
В зависимости от различных критериев
предлагаются разные классификации.
В соответствии с цивилизационным
подходом политические системы подразделяются
на традиционные, модернизированные демократии
и тоталитарные.
Для тоталитарной политической
системы характерны полное подчинение
личности и общества государству, всеобъемлющий
контроль со стороны власти над личностью,
ее сознанием с целью формирования угодного
типа человека, управление обществом на
основе определенной идеологической доктрины.
Ядром тоталитарной системы выступает
предельно централизованная партия во
главе с харизматическим лидером [14, с.234].
Демократическая политическая
система общества предполагает приоритет
прав личности, контроль общества над
властью. Ее характеризует подлинный политический
плюрализм [18, с.167].
По характеру взаимодействия
с внешней средой выделяют открытые и
закрытые политические системы. Открытые
системы активно обмениваются ресурсами
с внешним миром, способны воспринимать
ценности других стран. Закрытые политические
системы характеризуются ограниченными
контактами с внешней средой, не воспринимают
иные системы ценностей. Примерами закрытых
систем могут служить бывшие страны социализма:
СССР, ГДР, КНР. Развитые демократические
государства Запада представляют собой
пример открытых политических систем
общества.
Г. Алмонд в соответствии с доминирующим
типом политической культуры выделил
англо-американскую, континентально-европейскую,
доиндустриальную и частично индустриальную,
тоталитарную политические системы общества.
Например, политическая система
англо-американского типа существует
в США, Канаде, Великобритании, Австралии.
Она характеризуется высокой степенью
разделения политических ролей и функций
между участниками политического процесса:
государством, партиями, группами интересов.
Власть и влияние распределены между различными
звеньями. Политическая система функционирует
в рамках однородной культуры, ориентированной
на защиту общепризнанных в обществе либеральных
ценностей.
Континентально-европейского
типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется
расколотостью политической культуры,
наличием внутри национальных культур
противоположных ориентаций, присущих
каком-то классу, этносу, группе, партии.
Разделение политических ролей и функций
происходит не в масштабах общества, а
внутри класса, группы, партии. Наличие
разнородных субкультур не мешает находить
в обществе согласие, поскольку имеется
общая культурная основа - либеральные
ценности.
Доиндустриальная или частично
индустриальная политическая система
(многочисленные страны Азии, Африки, Латинской
Америки) имеют смешанную политическую
культуру. В основе местных политических
субкультур лежат ценности клана, рода,
общины, племени. Найти согласия в данной
политической системе общества, не прибегая
к насилию, практически невозможно. Для
этого типа политических систем свойственен
авторитаризм, концентрация власти и влияния
узкого круга лиц.
Политическая система тоталитарного
типа - это фашистская Италия, нацистская
Германия, страны "мировой системы социализма,
функционирует на основе приоритета классовых,
национальных или религиозных ценностей.
Власть сконцентрирована в руках монопольно
правящей партии или группы лиц, степень
насилия высока [2, с.137-138].