Развернутую классификацию
политических систем предлагает Чарльз
Эндрейн. Он вычленяет четыре типа политических
систем:
народную или племенную;
бюрократическую авторитарную,
в двух вариантах: государственный капитализм
и государственный социализм;
согласительную, в двух вариантах:
конкурентные олигархии и плюралистические
демократии;
мобилизационную, в двух вариантах:
популистском и элитистском [1, с.34-35].
Ж. Блондель предложил в качестве
критерия классификации политических
систем рассматривать содержание и формы
управления. В соответствии с этим Ж. Блондель
выделил пять основных типов: либеральные,
демократии, коммунистические или авторитарно-радикальные,
традиционные, популистские, авторитарно-консервативные
политические системы общества.
Немецкие политологи Д. Берг-Шлоссер,
Х. Майер, Т. Штаменн разделили политические
системы по видам лидерства, индивидуальное,
групповое, вождизм, следующим образом:
традиционная модель на основе
религиозного культа;
статическая и модернизованная
олигархии;
система фашистского толка;
преторианская, характеризуется
низким уровнем институционализации,
личный или групповой интерес возведен
в принцип "общего блага";
коммунистическая модель;
парламентарно-демократическая
политическая система, является наиболее
жизнеспособной.
Д. Эптер выделял диктаторскую,
олигархическую и консервативно-представительную
типы политической системы общества.
Ш. Айзенштадт рассматривал
шесть типов политической системы общества:
примитивные системы, патримониальные
империи, кочевые или завоевательные империи,
феодальные системы, централизованные
бюрократические империи, современные
системы [18, с.168-169].
Выделяют и иные классификации.
Например, по типам легитимного господства:
традиционные, харизматические, рационально-легальные.
По критерию "стабильность-изменчивость":
консервативные и трансформирующиеся.
Консервативные политические системы
общества, характеризуются относительной
стабильностью.
Органы государственной власти
осуществляют свою деятельность на основе
принципов разделения властей. Конституцией
признается и гарантируется система местного
самоуправления, многообразие партий,
общественный движений, которые действуют
в рамках Основного Закона Республики
Беларусь, выявляют политическую волю
граждан и имеют право участвовать в выборах.
В тоже время запрещается действие организаций,
которые пропагандируют расовую, национальную
рознь, насильственные изменение конституционного
строя [11, ст.5].
В сфере политической культуры
идут процессы, направленные на демократическое
поведение граждан.
Вместе с тем в условия возрастания
значения средств массовой информации
недопустимо монополизация государством,
общественными формациями или отдельными
гражданами, а так же запрещается цензура.
Заключение
Таким образом, политическая
система общества включает в себя организацию
политической власти, отношения между
обществом и государством, характеризует
протекание политических процессов, включающих
институционализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического
творчества в обществе, характер неинституциональных
политических отношений.
Политическая система общества
представляет собой всего лишь одну из
частей совокупной общественной системы
и в реальной жизни взаимодействует с
другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, правовой.
Центральное положение политической системы
общества в этой структуре определяется
ведущей ролью политики в государственно-организованном
обществе.
Политическая система конкретного
общества определяется его классовой
природой, социальным строем, типом государства,
формой правления, характером политического
режима, социально-политических отношений.
Социально-политические отношения могут
быть стабильными или нестабильными, конфликтные
либо консенсусные.
Политическая система конкретного
общества зависит от политико-правового
статуса государства. Данный статус может
быть конституционным, с развитыми или
неразвитыми правовыми структурами.
На политическую систему конкретного
общества также влияют исторические и
национальные традиции уклада политической
жизни. Сюда входят, политическая активность
либо пассивность населения страны, кровнородственные
связи, с развитыми или неразвитыми гражданскими
отношениями.
На протяжении истории государственно-организованного
общества существовало и существует великое
множество политических систем. В своей
работе, мной были рассмотрены различные
классификации политических систем общества.
Применяя формационный подход
к истории развития государства, можно
выделить политические системы рабовладельческого,
феодального, буржуазного и социалистического
общества. В данном случае в основу классификации
политической системы общества положен
классовый принцип, то есть представления
о том, интересы какого класса выражает
политическая система. Подобная типология
характерна для марксизма, который рассматривал
политическую систему общества в качестве
инструмента в руках экономически господствующих
классов [5, с.383].
Исходя их характера взаимоотношений
политических систем общества с нашей
средой, выделяют:
закрытые и открытые политические
системы общества;
англо-американскую, европейско-континентальную,
доиндустриальную или частично индустриальную,
тоталитарную.
Наиболее распространенной
классификацией политической системы
общества является такая, в основу которой
положен политико-правовой режим. По этому
критерию выделяют тоталитарные, авторитарные
и демократические политические системы
общества.
Каждый структурный элемент
политической системы общества - это субъект
политических отношений, который в зависимости
от их содержания исполняет определенную
роль в управлении делами общества и государства.
На современном этапе развития общества
установилось единое мнение исследователь
о том, что государству принадлежит решающее
место в политической системе общества.
Государство рассматривается не как совокупность
разрозненных властных органов, а как
целостный политический институт.
В наше время проблема поиска
такого состояния политической системы
общества, когда человек и государство
были бы не враждебными, а взаимодополняющими
и взаимообеспечивающими началами социальной
жизни остается актуальной. Политологи
считают, что таковыми они могут быть лишь
при условии, когда усилия человека и государства
будут направлены на взаимодействие в
рамках сохранения самостоятельности,
автономии и обеспечения интересов личности
и государства. Такое состояние достигается,
когда политическая система общества
строится с учетом принципов гражданского
общества и правового государства.
Немало важно отметить, что
в нашей стране, Республики Беларусь, все
делается для достижения цели правового
государства.
Например, разработчики Конституции
Республики Беларусь, принятой Верховным
Советом 15 марта 1994 г., ориентировались
на международно-правовые стандарты в
области прав человека, в результате чего
наш Основной Закон воплотил в себя полный
набор общественных прав и свобод человека
и предусмотрел необходимые гарантии
их реализации. Дальнейшее расширение
этих прав и свобод и укрепление их гарантий
нашло отражение в тексте Конституции
Республики Беларусь, принятой на республиканском
референдуме 24 ноября 1996 г. с изменениями
и дополнениями. В то же время в текущем
законодательстве этот процесс протекает
не столь последовательно. Как отмечалось
в Послании Конституционного Суда Республики
Беларусь Президенту Республики Беларусь,
Палате представителей и Совету Республики
Национального собрания Республики Беларусь
"О состоянии конституционной законности
в Республике Беларусь в 2000 г. ", "
в качестве негативного фактора в законотворчестве
следует рассматривать тенденцию к жесткому
урегулированию некоторых видов общественных
отношений, что препятствует свободному,
творческому развитию личности, деловой
активности граждан и субъектов хозяйствования.
В настоящее время важен переход к реальному
утверждению презумпции правомерности
незапрещенного поведения граждан в общественном
сознании и правоприменительной практике,
в деятельности правоохранительных органов"
[Народная газета, 2001.31 января № 24
Список использованной
литературы
1. Антанович Н.А. Политология:
Конспект лекций. - Мн.: ТетраСистемс, 2008.
- 160 с.
2. Вишневский А. Ф Общая теория
государства и права: Учеб. пособие.2-е
изд., дополненное. Мн.: Амалфея. 2004. - 688
с.
3. Василевич Г.А. Конституционное
право Республики Беларусь: Учебник. -
Мн.: Книжный Дом; Интерпрессервис, 2003.
- 832 с.
4. Василевич Г.А., Кондратович
Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право
зарубежных стран: Учебное пособие. - Мн.:
Книжный Дом. 2006. - 480 с.
5. Графский В.Г. История политических
и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.
6. Демичев Д.М. Конституционное
право: Учебное пособие. - Мн.: Вышэйшая
школа. 2004. - 351 с.
7. Кашанина Т.В. Происхождение
государства и права: Современные трактовки
и новые подходы: Учеб. пособие. - М.: Норма.
1999. - 245 с.
8. Кунцевич К.Н. Конституционное
право Республики Беларусь: Монография.
- Мн.: Молодежное научноеобщество. 2005.
- 166 с.
9. Курак А.И. Конституционное
право Республики Беларусь в вопросах
и ответах: справочное пособие. - Мн.: Белтаможсервис.
2006. - 280 с.
10. Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2006 г).
11. Конституция Республики Беларусь
от 24.11.1996 г. (ред. от 17.11.2004г) // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
- 1999. - № 1.
12. Мельник В.А. Республика Беларусь:
власть, политика, идеология: Практическая
политология. - Мн.: Тесей. 2002. - 240 с.
13. Нерсесянц В.С. Наш путь к
праву. От социализма к цивилизму. - М.:
Юристъ. 1992. - 354 с.
14. Политология: Учеб. пособие.
/ Под ред. Марченко М.Н. М.: НОРМА. 2002. - 567
с.
15. О гражданстве: Закон Республики
Беларусь от 01.08.2002 г. № 136-3 (ред. от 22.06.2006
г) // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. - 2006. - № 106, 2/1231.
16. Политология: Учебник для
вузов. / Под ред. Решетникова С.В. Мн.: Амалфея.
2005. - 678 с.
17. Политология: Хрестоматия.
/ Под ред. Василика М.А. М.: НОРМА. 1999. - 789
с.
18. Теория политики: Учебное
пособие. / авт. - сост. Баранов Н.А., Пикалов
Г.А. СПб.: Изд-во БГТУ. 2006. - 567 с.
19. Тихомиров А.В. Беларусь в
международных отношениях 1772-2002 г. г.: Учеб.
- метод. комплекс. Мн.: ЗАО "Веды".
2003. - 248 с.
20. Яскевич Я. С., Вязовкин В.С.,
Гафаров Х.С. Основы философии: Учебное
пособие. – Мн.: Высшая школа. 2008.-267
с.
21. Хилл Т. И. Современные теории
познания. М., «Наука», 1965.
22. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
23. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М., 1981.
24. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.,
1982.
25. Воронцов Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и
проблемы. М., 1984.
26. Грант В. Эволюция организмов. М., 1980.
27.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности. М., 1996.
28. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность
и среда. М., 1993.