Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 06:33, контрольная работа

Описание работы

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях: 1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.
2.Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

Файлы: 1 файл

0052358_E2E35_shpory_po_kandidatskomu_minimumu_po_filosofii_nauki.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Актуализируется идея открытой научности, где рациональность рассматривается  в других областях.

7. Традиционалистский и техногенный типы цивилизации, их базисные ценности и место в их структуре науки.

В развитии человечества, после преодоления  стадии варварства и дикости, существовало множество цивилизаций — конкретных видов общества, каждое из которых  имело свою самобытную историю. А. Тоэнби описал 21 цивилизацию. Все их можно разделить на 2 большие группы: техногенные и традиционные.

Различия традиционной и техногенной  цивилизаций носят радикальный  характер:

1. Традиционные общества хар-ся замедленными темпами социальных изменений. Особенно заметно это по сравнению с жизнью людей и жизнью целых поколений. В культуре этих обществ первостепенное значение имеют традиции, опыт предков, образцы и нормы. Инновации не воспринимаются как высшая ценность, а наоборот ограничивает существование традицией. Некоторые черты этих обществ сохранились до наших дней в основном в так называемых государствах 3-го мира, но рано или поздно столкновение с техногенной цивилизации приводит к коренным изменениям культуры, образа жизни и т.д.

2. Техногенная цивилизация («западная») имеет совершенно противоположные черты и основана на иных нормах и ценностях. Основной критерий при анализе этого типа цивилизации - скорость разнообразных изменений. Главная ценность - инновация, все новое, не похожее на прежнее. В техногенной цивилизации существует понятие автономной человеческой личности. Если в предыдущем типе человек воспринимался как часть целого, единого, группы, то в настоящее время человек тесно не привязан ни к какой группе людей.

Техногенная цивилизация возникла задолго до паровых машин и компьютеров. Но это довольно поздний этап человеческой истории. Лишь в 15-17 столетиях н.э. в Европейском регионе сформировался тот тип развития, который можно связать с техногенным. В дальнейшем этот тип осуществил определенную экспансию на весь окружающий мир. Существовавшие ранее традиционные цивилизации либо были поглощены техногенной, либо сохранив в себе некоторые традиционные черты, превратились в своеобразные гибриды техногенной и традиционной.

Предпосылки техногенной цивилизации 1. античная культура, которая подарила 2 великих открытия:

а) способ регуляции социальных связей (античная демократия)

б) начало теоретической науки, первым образцом которой считается «Евклидова геометрия» (Степин)

2. Европейское средневековье - особое понимание человека и его роли в мире: «Человек – это образ и подобие Божье. Единственное существо обладающее разумом, способное проникнуть в тайны бытия».

3.В эпоху Ренессанса закладывается  культурная матрица техногенной  цивилизации. Человек - творец.

Собственно развитие техногенной цивилизации начинается в 17 веке и проходит 3 стадии.

1. Предындустриальная (17-18)

2. Индустриальная (19-20)

3. Постиндустриальную (конец 20-21 век)

Важнейшей основой постиндустриальной жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы.

Техногенная цивилизация т.о. существовала чуть более 300 лет. Но она оказалась динамичной, подвижной, агрессивной, т.к. она поглощает традиционные общества и культуры, оттесняет их на периферию.

В современной цивилизации наука  играет особую роль. Она воздействует не только на сферу производства, но и почти на все сферы и виды человеческой деятельности. Поэтому проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа тенденций и перспектив развития науки. В целом в настоящее время наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Мировоззрение (основные ценности) техногенной цивилизации.

Человек понимается как активное существо, основная задача которого – преобразование и переделка внешнего мира и в  первую очередь природы. Окружающий мир человек использует, получая из него благо для себя для удовлетворения своих потребностей.

Идея постоянного движения власти и государства переносится из отношений к природе в отношения  между людьми, поэтому в техногенной  цивилизации часто применяют  термин «сила» означающий господство и подчинение.

Техногенная цивилизация в настоящее  время достигла определенных успехов  в тоже время породило такое кол-во проблем, которые ставят перед учеными (философами) вопрос: какова же ценность человеческая, гуманистическое измерение этого прогресса, которое переживает общество.

8. Особенности  научного познания. Наука и обыденное  познание. Наука и искусство. Наука  и философия. Функции науки  в жизни общества.

Наука - социокультурная творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Основные стороны бытия науки: 1) Наука как познавательная деятельность; 2) результат процесса познания; 3)как социальный институт; 4) как особая сфера культуры. Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – проблема демаркации (критерии научного/ненаучного):

1) основная задача нп – обнаружение  объективных законов д-ти –  природных, социальных, законов познания

2) на основе знания законов  функционирования и развития  исследуемых объектов наука осуществляет  предвиденье будущего с целью  дальнейшего практического освоения  действительности.

3) непосредственная цель и наивысшая  ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

4) существенным признаком является  его системность, т.е. совокупность  знаний, приведенных в порядок  на основании определенных теоретических  принципов, объединяющие отдельные знания в целостную систему.

5) для науки характерна постоянная  методологическая рефлексия.

6) присуща строгая доказательность,  обоснованность полученных результатов,  достоверность выводов.

7) научное познание есть сложный,  противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.

8) научное знание должно допускать  принципиальную возможность эмпирической  проверки.

9) в процессе научного познания  применяются такие специфические  материальные средства, как приборы,  инструменты и другое научное оборудование.

10) специфическими характеристиками  обладает субъект научной деятельности  – отдельный исследователь, научное  сообщество, коллективный субъект.

Наука и  обыденное познание. Важнейшие особенности этого типа познания: 1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки (бабушка). 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-нисистематизированость знания. 6-синкретизм-объединение рационального и иррационального. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование.

Наука и  искусство: Чарльза Сноу 1959 г. констатировал разрыв между деят-ю ученых и людей искусства: они не интересуются тематикой др. др., считая свои сферы культуры самодостаточными, что разрушает единство биосоциальной природы человека. Отличия науки от искусства

Наука

Искусство

1.Копирует реальность

Конструирует реальность

2. Объективность знания

Логичностный хар-р знаний.

3. Ориентация на закономерное

Ориентация на уникальное (импрессионизм)

4. Универсальный хар-р научного  знания

Национально-обусловленный способ видения мира

5.Оперирует понятиями и категориями

Оперирует образами (Иесус…)

6. Эмоциональная нейтральность

Эмоциональность, вершина - чувство  катарсиса (театр)

7. Развивается линейно: последующие  поколения ученых знают лучше  мир, чем предыдущие

Носит вне временной хар-р: Шекспир  не выше Софокла

8. Хар-ся понятийной и языковой  оформленностью: «Научным признается  и отчетливое знание»

Хар-ся потаенностью недосказанностью, подтекстом и невыразимо.


Взаимодействие науки и искусства. Влияние искусства на науку (Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью»): 1-искусство способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия (Парадигма опред-ет способ видения предмета). 3-способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные. 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка). б-координирует функциональную асимметрию мозга. в- роль формирователя эстетического критерия истины.

2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, супрематизм, лучизм и т.п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.

Наука и  философия. Основные вопросы: 1)является ли философия наукой; 2)каково соотн-е фил-и и науки. Вопрос о научном статусе фил-ии не решен. Аргументы ЗА научность: 1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф бытийствует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества. Аргументы ПРОТИВ научности Ф:

Наука

Философия

1. Изучает фрагмент действительности

Изучает бытие как целое

2. Признает в качестве идеала  объективное знание

Исследует отношение человека к  миру

3. Развивается кумулятивно, есть  очевидный прогресс в развитии  этого знания.

Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения ищут свои ответы

4. Дает верифицируемое и фальсифицированное  знание

В своих основаниях (Бог, материя) Ф  не подлежит этим процедурам

5. Оперирует терминами (однозначные  слова обобщены)

Оперирует категориями, являющимися  предельными понятиями

6. Опирается на факты, основа - опыт

Оперирует умозримыми сущностями, природа - не опытна

7. Универсализм знания

Философия носит личностный и национальный характер

8. Уделяет мало внимания предельным  основаниям своей формы познания - что такое истина, теория не  интересно Н

Именно эти моменты представляют главный интерес для философского осмысления

9. Развивается изолировано от  других сфер культуры

Открыта для взаимодействия со всеми  этими сферами


Философия не м.б. сведена к науке, т.к. теоретичность только одно из ее свойств. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность). В истории культуры 4 вида отношений Ф и Н:

1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук». Основные тезисы: 1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику). 5) истины Ф производны от первопринципов мышления (Напр. От врожденных идей), а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения, а девизом стали слова Ньютона: «Физика, берегись метафизики». Итогом было оформление идеи, что Ф  и Н 2 разных сферы культуры.

2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О.Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, изучая психологию научного творчества, исследуя историю науки.

3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. Представители: экзистенциалисты, философы жизни и «философы культуры», которые признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.

4. Диалектический подход: Ф и Н - это друзья-враги. Отношение Ф и Ни диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т.к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.

Функции науки: 1) описательная – фиксация свойств объектов, явлений и процессов. 2) систематизация – разделение изучаемых объектов по группам, классам, системам и т.д. 3) объяснительная – опред-е сущности изучаемого объекта. 4) производственно-практическая – применение полученных знаний для создания благ. Н возникает для удовл. практич потребностей людей (геометрия, астрономия, математика), уже к 17-18 вв. она значительная производная сила, а со 2-й половины 20в - важнейшей и решающей производ силой. 5) функция прогностическая – способность предвидения, исходя из анализа прошлого и тенденции настоящего. 6)Мировоззренческая – создание и обоснование научной картины мира, а также ее трансляция max числу людей. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир как целое и место человека в нем, а также вытекающая отсюда система ценностей, правил поведения и т.п (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Основу для большинства соврем-х людей составляют научные теории. Наука превращается в доминирующую форму культуры, начиная с нового времени, а особенно ярко это проявляется в эпоху просвещения 18 в, когда общество в значительной мере становится секуляризовано. Наука стала выполнять мировоз-ю фну-ю тогда, когда создала способную конкурировать с др формами мировоз-я картину мира. 7)Культарная функция – заключается в создании на основе приобщения к научным знаниям и «общественного человека», выступающего как субъект деят-ти и освоения мира, т.е. научное знание – это важнейшая составляющая социализма, а также наиболее популярный лифт. 8)Гумманистическая фун-я – Н существует для того чтобы повысить адаптивные способности человечества обеспечить его выживание.

Информация о работе Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры