Понятие социальной динамики. Роль и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Социальная динамика - несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем социальной динамики можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определенных социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества – к новым условиям, теория прогресса и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Понятие социальной динамики 4
Структура философии. 12
Роль философии. 14
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ !!!.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

 


Учреждение  образования

«Частный  институт управления и предпринимательства»

                    Кафедра____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

  по дисциплине __________Философия______________________

  на тему:  Понятие социальной динамики. Роль и структура.

 

 

 

 

Студентка  _________________________

___________________________________

                  (Ф. И. О. студента, подпись)

Курс    3   , группа 133

Факультет ______________________

Специальность __________________

 

 

Руководитель  ____________________

     (должность, уч. звание, уч. степень)

___________________________________

                    (Ф. И. О., подпись)

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

Понятие социальной динамики 4

Структура философии. 12

Роль философии. 14

Заключение 17

Список использованных источников 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная динамика - несколько  устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при котором  основное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его  обусловленности, направленности и  последствий. К числу проблем  социальной динамики можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определенных социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества – к новым условиям, теория прогресса и т.д.

Термин "социальная динамика" был введен Контом. Называя социологию социальной физикой, он – по аналогии с физикой своего времени –  наметил разделение науки об обществ. явлениях на социальную статику и социальную динамику которая должна заниматься анализом изменений или последовательность состояний взаимосвязанных социальных фактов. Большей частью Конт, однако, отождествлял социальную динамику с теорией прогресса, рассматривая ее как раздел социологии, изучающий развитие человеческих обществ и всего человечества в целом. Конт подчеркивал условный характер разделения на социальную динамику и социальную статику, которое совершается в процессе анализа.

Спенсер под социальной динамикой  понимал отрасль социологии, изучающую  постепенное приспособление общества и человека к своему физическому  и органическому окружению. Уорд использует это понятие для обозначения  тех внешних социогенетических (психологических) сил, при помощи которых социальная эволюция приобретает активный и  целенаправленный характер. В самой  постановке Контом и Спенсером вопроса  о различии социальной динамики и  социальной статики по существу крылась  попытка отделить социологическая  точка зрения от исторической. В дальнейшем противопоставление социальной динамики и социальной статики привело к различению процессов функционирования и процессов развития общества.

Обострение социальной динамики, коренная логика стереотипов поведения  и старых ценностей приводят к  тому, что резко возрастает роль социума и его влияние на индивида. Иначе говоря, сегодня социальный уровень явно доминирует над гуманитарно-психологическим, а индивидуальные особенности людей адаптируются к новым социально значимым образцам, связанным с реалиями рыночной экономики. Перенос центра тяжести на социальный уровень, в силу его объективно-логического характера, позволяет достичь массового эффекта при использовании социальных технологий.

 Источником социальной динамики, добавляющей к анатомическому измерению общества еще и физиологическое  характеризующее его рост и развитие), к общественной гармонии - вертикаль мелодии, к покою повторения одного и того же - прогресс, связанный с появлением нового, более сложного, - являются по убеждению Конта, разнопорядковые силы.

Понятие социальной динамики

 

Социальная динамика – это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...”

Обострение социальной динамики, коренная логика стереотипов поведения  и старых ценностей приводят к  тому, что резко возрастает роль социума и его влияние на индивида. Иначе говоря, сегодня социальный уровень явно доминирует над гуманитарно-психологическим, а индивидуальные особенности людей адаптируются к новым социально значимым образцам, связанным с реалиями рыночной экономики. Перенос центра тяжести на социальный уровень, в силу его объективно-логического характера, позволяет достичь массового эффекта при использовании социальных технологий.

 Источником социальной динамики, добавляющей к анатомическому (структурному) измерению общества еще и физиологическое характеризующее его рост и развитие), к общественной гармонии - вертикаль мелодии, к покою повторения одного и того же - прогресс, связанный с появлением нового, более сложного, - являются по убеждению Конта, разнопорядковые силы.

 Для Лаврова социальная  динамика не была саморазвитием  общественных форм в духе спонтанной  эволюции Конта или органического  развития Спенсера, она им не мыслилась неличностно. За некоторые формулировки его даже упрекали в социологическом номинализме, но в сущности это было несправедливо. Ватсон, он выступил в защиту биографий в качестве предмета науки.

 Спиралевидный тип  социальной динамики отражает  совокупность генетически связанных  процессов, отрицающих друг друга,  и обнаруживается при суммировании  большого количества данных на  сравнительно длительных этапах  исторического развития. В ходе  каждого отрицания явление переходит  не только в другое качественное  состояние, но и в свою противоположность. 

 Основной закон социальной  динамики (он же закон прогресса)  заключается, следовательно, в  том, что каждый подъем, каждый  толчок духа вызывает - в силу  универсального консенсуса - соответствующий  отклик во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, индустрии. И везде дух играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции. Несмотря на то, что, имея ( поэтому) своей задачей - умерять их, а не повелевать ими, он нуждается в импульсах, доставляемых желаниями, страстями и чувствами.

Между тем понятие социальная динамика отражает определенную и весьма существенную сторону общественного  развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие социальная динамика вбирает в себя и концентрирует  свое внимание на одной стороне - направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный  типы социальной динамики.

 Отражением циклического  типа социальной динамики является  хорошо известные читателю теории  исторического круговорота, чрезвычайно  многообразные по используемому  авторами материалу, форме изложения,  методам аргументации, видению всемирно-исторических  перспектив. Если для Вико основополагающим  принципом выступает единство  всемирной истории, то Данилевский,  наоборот, исходит из отрицания  этого единства и рассматривает  историю общества как совокупность  различных культурно-исторических  типов, каждый из которых перестает  существовать, пройдя определенный  жизненный цикл.

 Если понятие тип  социальной динамики отражает  траекторию, направление исторического  движения на том или ином  этапе ( либо на нескольких, вместе взятых этапах), то в понятиях эволюция и революция отрефлексирован характер этих изменений.

 В качестве фактора  социальной динамики и, следовательно,  стимула стратификационных процессов выступает интенсивное взаимодействие с другими культурами. В этом случае общество вырабатывает объективные критерии оценки своего движения, получая дополнительные стимулы развития нормативных шкал статусов и позиций.

 Учение Конта о социальной  динамике содержит эволюционную  модель общества, построенную с  помощью понятий, почерпнутых  из истории религии. Это учение  о прогрессе общества, который  проходит три стадии, соответствующие  периодам человеческой жизни  - детству, юности и зрелости. Первая  стадия теологическая, на этой  стадии человек тщетно пытается  достичь безусловного познания  внутренней сущности явлений  и причин их возникновения.  Объяснение строится по принципу  аналогии: вещи и действующие  силы наделяются человеческими  свойствами, например - волей. На  этой стадии религиозное сознание  представлено тремя типами: фетишистским, политеистическим и монотеистическим. Последний тип знаменует собой  уже разложение теологического  мышления и переход к спекулятивному  умозрению, которое доминирует  на философской или же метафизической  стадии. Наступает господство абстрактных  понятий, божества уступают место  сущностям, персонифицированным  абстракциям. На третьей и последней стадии этой истории духа в качестве принципа общего человеческого развития человек больше не стремится познать конечные причины, но, наблюдая явления, установить между ними закономерные связи.

 В учении о социальной  динамике Конт характеризует  развитие общества как закономерное  и прогрессивное. 

 Социальная генетика  ( или социальная динамика):

1) определяет исторические  тенденции или линии развития, обнаруживающихся вне повторяющегося  во времени развития как всей социальной жизни, так и отдельных ее сторон или институтов;

2) объясняет отклонения  и отступления от этих тенденций. 

 Вторая часть социологии -  социальная динамика должна  быть, по мнению Конта, общей  теорией естественного прогресса  человечества, изучающей причины  и закономерности социальных  перемен, потому что историческое  развитие общества связано с  процессами эволюции и прогресса,  а самым мощным фактором, определяющим  прогресс, являлся человеческий  разум.

Как явствует из его социальной динамики, умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества. Или, как он отмечал, история  человеческого ума выступает  естественною и постоянною руководительницею  всего исторического изучения человечества. Таким образом, закон трех фазисов  умственного развития ( миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.

 Технология и экономика  являются источниками социальной  динамики.

 Почти все социологи-теоретики  уделяют внимание проблемам социальной  динамики. Тем не менее, многие социальные кризисы оказались неожиданными и, более того, в рамках существующих теорий для происходящих перемен не удается найти разумные объяснения.

 Соглашался Кистяковский и с некоторыми выводами социальной динамики Маркса: никто не станет отрицать, что современный строй, основанный на наемном труде, справедливее, чем феодальный уклад, покоящийся на крепостничестве, а тот, в свою очередь, справедливее, чем античный, держащийся рабством. В общем, человечество гуманизируется, нормы справедливости все больше осуществляются. В свете этого идеалы социализма во многом справедливы. Но диктатуру пролетариата Кистяковский считал чрезмерно политизированной утопией, реализация которой не даст общества, принципиально отличного от грубого капитализма. В условиях примитивности или отсутствия этого сознания в ходе революции возможны подчас самые неожиданные, нежелательные эксцессы, сработает то, что Гегель называл хитростью истории, а Вундт гетерогенностью целей, которые будут пародией на социализм и правовое общество. Практика уже первых послереволюционных лет, к сожалению, подтвердила самые худшие его опасения на сей счет.

 Теория смены поколений  - утверждает, что социальная динамика  определяется в основном процессами  смены поколений. 

 Эволюция социально-философской  мысли, социальная статика и  социальная динамика, социальный  прогресс, иерархия отношений, социальный  класс, теологическая, метафизическая  и промышленная стадии развития  общества.

 Формирующаяся система  неравенства становится не только  источником социальной динамики, но и механизмом социокультурной  консервации отношений нового  типа, что позволяет рассматривать  ее в концепции игры: складывающихся  общественных договоров, правил, коммуникативных стереотипов, стандартных  оценок и норм поведения. 

 Социологию Конт делит  на социальную статику и социальную  динамику. Социальная статика изучает  условия существования и законы  функционирования социальной системы. 

 Итак, сперва в Контовском учении о социальной динамике рассматривались законы, действующие спонтанно, независимо от человеческого сознания, - теперь же идет речь о законах самого этого сознания, которые не могут действовать, не будучи осознанными. И действуют они в тем более определенном соответствии со своей разумной природой, прямо и неизбежно двигая человечество по пути Прогресса, чем адекватнее осознаются людьми во всей своей философской глубине. Так философия становится непосредственной руководительницей прогрессивной общечеловеческой эволюции.

Информация о работе Понятие социальной динамики. Роль и структура