Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:14, реферат
Социальная динамика - несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем социальной динамики можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определенных социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества – к новым условиям, теория прогресса и т.д.
Введение 3
Понятие социальной динамики 4
Структура философии. 12
Роль философии. 14
Заключение 17
Список использованных источников 19
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства»
Кафедра_______________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине __________Философия___________
на тему: Понятие социальной динамики. Роль и структура.
Студентка _________________________
______________________________
(Ф. И. О. студента, подпись)
Курс 3 , группа 133
Факультет ______________________
Специальность __________________
Руководитель ____________________
(должность, уч. звание, уч. степень)
______________________________
(Ф. И. О., подпись)
Минск 2012
Содержание 2
Введение 3
Понятие социальной динамики 4
Структура философии. 12
Роль философии. 14
Заключение 17
Список использованных источников 19
Социальная динамика - несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем социальной динамики можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определенных социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества – к новым условиям, теория прогресса и т.д.
Термин "социальная динамика" был введен Контом. Называя социологию социальной физикой, он – по аналогии с физикой своего времени – наметил разделение науки об обществ. явлениях на социальную статику и социальную динамику которая должна заниматься анализом изменений или последовательность состояний взаимосвязанных социальных фактов. Большей частью Конт, однако, отождествлял социальную динамику с теорией прогресса, рассматривая ее как раздел социологии, изучающий развитие человеческих обществ и всего человечества в целом. Конт подчеркивал условный характер разделения на социальную динамику и социальную статику, которое совершается в процессе анализа.
Спенсер под социальной динамикой понимал отрасль социологии, изучающую постепенное приспособление общества и человека к своему физическому и органическому окружению. Уорд использует это понятие для обозначения тех внешних социогенетических (психологических) сил, при помощи которых социальная эволюция приобретает активный и целенаправленный характер. В самой постановке Контом и Спенсером вопроса о различии социальной динамики и социальной статики по существу крылась попытка отделить социологическая точка зрения от исторической. В дальнейшем противопоставление социальной динамики и социальной статики привело к различению процессов функционирования и процессов развития общества.
Обострение социальной динамики, коренная логика стереотипов поведения и старых ценностей приводят к тому, что резко возрастает роль социума и его влияние на индивида. Иначе говоря, сегодня социальный уровень явно доминирует над гуманитарно-психологическим, а индивидуальные особенности людей адаптируются к новым социально значимым образцам, связанным с реалиями рыночной экономики. Перенос центра тяжести на социальный уровень, в силу его объективно-логического характера, позволяет достичь массового эффекта при использовании социальных технологий.
Источником социальной динамики, добавляющей к анатомическому измерению общества еще и физиологическое характеризующее его рост и развитие), к общественной гармонии - вертикаль мелодии, к покою повторения одного и того же - прогресс, связанный с появлением нового, более сложного, - являются по убеждению Конта, разнопорядковые силы.
Социальная динамика – это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...”
Обострение социальной динамики, коренная логика стереотипов поведения и старых ценностей приводят к тому, что резко возрастает роль социума и его влияние на индивида. Иначе говоря, сегодня социальный уровень явно доминирует над гуманитарно-психологическим, а индивидуальные особенности людей адаптируются к новым социально значимым образцам, связанным с реалиями рыночной экономики. Перенос центра тяжести на социальный уровень, в силу его объективно-логического характера, позволяет достичь массового эффекта при использовании социальных технологий.
Источником социальной динамики, добавляющей к анатомическому (структурному) измерению общества еще и физиологическое характеризующее его рост и развитие), к общественной гармонии - вертикаль мелодии, к покою повторения одного и того же - прогресс, связанный с появлением нового, более сложного, - являются по убеждению Конта, разнопорядковые силы.
Для Лаврова социальная
динамика не была
Спиралевидный тип
социальной динамики отражает
совокупность генетически
Основной закон социальной динамики (он же закон прогресса) заключается, следовательно, в том, что каждый подъем, каждый толчок духа вызывает - в силу универсального консенсуса - соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, индустрии. И везде дух играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции. Несмотря на то, что, имея ( поэтому) своей задачей - умерять их, а не повелевать ими, он нуждается в импульсах, доставляемых желаниями, страстями и чувствами.
Между тем понятие социальная
динамика отражает определенную и весьма
существенную сторону общественного
развития в целом. Из всей совокупности
многообразных изменений
Отражением циклического
типа социальной динамики
Если понятие тип социальной динамики отражает траекторию, направление исторического движения на том или ином этапе ( либо на нескольких, вместе взятых этапах), то в понятиях эволюция и революция отрефлексирован характер этих изменений.
В качестве фактора
социальной динамики и,
Учение Конта о социальной
динамике содержит
В учении о социальной
динамике Конт характеризует
развитие общества как
Социальная генетика ( или социальная динамика):
1) определяет исторические
тенденции или линии развития,
обнаруживающихся вне
2) объясняет отклонения
и отступления от этих
Вторая часть социологии
- социальная динамика должна
быть, по мнению Конта, общей
теорией естественного
Как явствует из его социальной
динамики, умственное развитие является
преобладающим принципом
Технология и экономика
являются источниками
Почти все социологи-
Соглашался Кистяковский и с некоторыми выводами социальной динамики Маркса: никто не станет отрицать, что современный строй, основанный на наемном труде, справедливее, чем феодальный уклад, покоящийся на крепостничестве, а тот, в свою очередь, справедливее, чем античный, держащийся рабством. В общем, человечество гуманизируется, нормы справедливости все больше осуществляются. В свете этого идеалы социализма во многом справедливы. Но диктатуру пролетариата Кистяковский считал чрезмерно политизированной утопией, реализация которой не даст общества, принципиально отличного от грубого капитализма. В условиях примитивности или отсутствия этого сознания в ходе революции возможны подчас самые неожиданные, нежелательные эксцессы, сработает то, что Гегель называл хитростью истории, а Вундт гетерогенностью целей, которые будут пародией на социализм и правовое общество. Практика уже первых послереволюционных лет, к сожалению, подтвердила самые худшие его опасения на сей счет.
Теория смены поколений
- утверждает, что социальная динамика
определяется в основном
Эволюция социально-
Формирующаяся система
неравенства становится не
Социологию Конт делит
на социальную статику и
Итак, сперва в Контовском учении о социальной динамике рассматривались законы, действующие спонтанно, независимо от человеческого сознания, - теперь же идет речь о законах самого этого сознания, которые не могут действовать, не будучи осознанными. И действуют они в тем более определенном соответствии со своей разумной природой, прямо и неизбежно двигая человечество по пути Прогресса, чем адекватнее осознаются людьми во всей своей философской глубине. Так философия становится непосредственной руководительницей прогрессивной общечеловеческой эволюции.
Информация о работе Понятие социальной динамики. Роль и структура