Отмеченная познавательная
структура способствовала акцентированию
внимания российских социологов
на проблемах социальной динамики
( эволюции, прогресса), что содержательно
определяло эволюцию социологии. Ясно,
что подобная ориентация вытекала из необходимости
поиска путей разрешения острых противоречий
страны. Эволюционисты исходили из представления
о единой человеческой истории, где существующие
различия могут быть сведены к определенным
социальным типам, последовательно приближающим
человечество к социальному идеалу. Соответственно
обосновываются различного рода формулы
прогресса, зачастую сугубо априорные.
К процессам второй
группы - циклическим, относятся
различные явления социальной
динамики, стабильно повторяющиеся
с определенным периодом времени.
В качестве примеров здесь
можно использовать следующие:
суточная цикличность деятельности
любого человека, темпоральная цикличность
работы учреждений образования, на временной
макрошкале социально-экономического
развития - чередование экспансии и рецессии,
бума и стагнации.
Таким образом, хотя
Маркс не выделял, подобно Конту,
социальную динамику как особую
отрасль социальной науки, именно
он был подлинным создателем
социальной динамики, понимаемой
как исследование социальных
изменений, инноваций, революционных
преобразований.
Конт делил социологию
на учение о социальной статике
и учение о социальной динамике
и считал основной задачей
ее выявление условий согласования
порядка и прогресса, при которых
прогресс обеспечивает поддержание
порядка, а порядок порождает
прогресс.
При этом Данилевский
стремился также дать социологическую
интерпретацию понятия нации
как субъекта социальной динамики:
Народности, национальности суть
органы человечества, посредством
которых заключающаяся в нем
идея достигает, в пространстве
и во времени, возможного разнообразия,
возможной многосторонности осуществления...
И хотя подход к нации носил
у Данилевского описательный
характер, его идеи были весьма
значимы в контексте становления
этносоциологии.
В изучение социокультурного
феномена Сорокин включает не
только исследование культурной,
но и социальной динамики. Такое
разделение у автора носит
чисто технический характер и
сделано исключительно в целях
удобства анализа. Сорокин постоянно
подчеркивает, что отличия между категориями
культурный и социальный очень условны
и относительны. Любая культура существует
и объективируется некоторыми социальными
группами; и любая социальная группа имеет
тот или иной тип культуры.
Атмосфера секретности, окутывающая
процесс планирования, значительно
затрудняет развитие и совершенствование
методов прогнозирования социальной
динамики. Процессы аккумулирования
знаний, выявления причин возникновения
непредвиденных последствий реформ
могли бы быть существенно ускорены
в случае принятия своего рода кодекса
реформатора, обязывающего публиковать
отчеты о планах и сценариях развития
событий хотя бы через несколько лет после
начала реформ. Существующие формы привлечения
экспертов к разработке планов развивают
у ученых какие угодно качества, кроме
научной добросовестности.
Социологической концепции
Конта не чужд диалектический
подход, ибо предполагается, что
социальная статика и социальная
динамика направлены на изучение
синхронного действия законов
функционирования и развития
общества.
Существенно важная особенность
контовского социологизма, которая наиболее
четко фиксируется именно в разделе, посвященном
социальной динамике, заключается в том,
что здесь интеллектуальное развитие
человечества ставится в связь не только
с его моральным развитием, но также с
развитием политическим и, если можно
так выразиться, социально-организационным.
В этом процессе юридизму ( а точнее адвокатизму)
с его чисто негативист-ски ориентированной
идеей прав человека, который, по Конту,
принесла особой метафизическая эпоха,
он отводит лишь разрушительную роль.
Динамические модели,
как правило, отражают отношение
между циклами, фазами и периодами
в социальной динамике. Например,
та же система показателей, представленная
в результатах нескольких этапов панельных
исследований будет отражать динамику
и изменение тенденций социальных процессов,
происходящих в рамках той или иной отрасли.
Занимая свое место
в технической системе, инновация
трансформирует ее и, таким
образом, может обусловить социальную
динамику в различных аспектах;
избыток ресурсов позволяет повысить
демографическую плотность, и
тогда становится возможным технический
прогресс на других направлениях.
В эпоху средневековья лошадиный
хомут, увеличивший силу тяги,
позволил строить более тяжелые
транспортные средства и производить
более глубокую вспашку земли,
в результате чего интенсифицировались
производство и обмен с внешним
миром, а также претерпели изменения
и властные отношения.
Рассмотрены сен-симоновская
версия и контовский проект науки об обществе,
социальная статика в качестве позитивистской
онтологии социального порядка, социальная
динамика как философия общественной
эволюции, телеологическая мистика прогресса.
Поскольку социальный организм
основывается на взглядах, мнению; , которые
влияют на все стороны общественной ясилни,
в основу социальной динамики должна быть
положена история человеческого духа.
Каждому этапу развития человеческого
разума, происходящего через три главные
стации: теологическую, метафизическую,
позитивную, соответствуют определенные
формы искусства, хозяйства, политики
к общественного устройства. Закон трех
стадий своеобразие раскрывает закономерность
социальной эволюции, которой не замечали
предшественники О.
Позитивное, позитивизм,
закон трех стадий, классификация наук,
социальный организм, социальная система,
порядок и прогресс, социальная статика
и социальная динамика, объективный метод,
субъективный метод, Религия Человечества,
социократия.
Таким образом, хотя
Маркс не выделял, подобно Конту,
социальную динамику как особую
отрасль социальной науки, именно
он был подлинным создателем
социальной динамики, понимаемой
как исследование социальных
изменений, инноваций, революционных
преобразований.
С одной стороны,
социологи с трудом соглашаются
мыслить в терминах конфликтного
подхода и отказываются анализировать
напряжения, которые между тем
являются энергетическим источником
социальной динамики. С другой
стороны, они неизменно настаивают
на исследовании изменений - тема,
которая входит в повестку
дня всех научных конференций.
Такое противоречие весьма красноречиво
для научного подхода к предмету. Показателен
уже словарь используемых терминов: все,
что касается порядка, имеет вид беспорядка
по отношению к этому порядку, даже если
речь идет о прогрессе в направлении к
новому порядку. Попытки сохранять дистанцию
с социальной реальностью ведут к ее сохранению
такой, какой она представляется в качестве
нормали: научный подход в социальных
дисциплинах скрыто содержит в себе эту
опасность, угрожающую анализу. Именно
поэтому критики от социологии полагают,
что необходимо еще на начальном этапе
исследований отречься от установки на
вещественный уклад как от некорректной.
Только при выполнении этого условия появляется
возможность анализировать движение,
попутно интересуясь кризисами, столкновениями,
конфликтами и напряжением. Подобное отречение
- хороший мотив для социолога, но непонятно,
каким образом оно способствует анализу,
поскольку социолог ведет свои исследования
с использованием прежних приемов, независимо
от того, причисляет он себя к критикам
или нет.
История человечества,
как ее понимали Кондорсе и
Тюрго, основывалась на принципе
развития, - собственно, на нем Конт
и построил свою идею социальной
динамики.
Функциональная неграмотность,
т.е. неспособность работника или
гражданина эффективно выполнять свои
профессиональные или социальные функции
несмотря на полученное образование, стала
следствием не только информационного
бума и информатизации, но и резко возросшей
социальной динамики: развития технологий
в промышленности, структурных изменений
в экономике, миграции населения, трансформаций
социально-культурного контекста. В результате
происходит быстрое устаревание приобретенных
профессиональных и общекультурных знаний,
потеря ими актуальности.
Хотя он признавал,
что религия может действовать
как консервативная сила, и часто
выступает именно как помеха
на пути социального развития,
в то же время она способна
действовать как один из факторов
социальной динамики. Вебер исходил
из того, что все общественные
институты, структуры, формы поведения
фактически основываются и регулируются
тем смыслом, который в них
вкладывают люди.
Определив ее место
в ряду других наук, Конт дает
ее основной абрис; он делит
ее на две основные части:
на социальную статику, соответствующую
анатомии и изучающую условия
равновесия или порядка человеческого
общества, и на социальную динамику
- физиологию общества, изучающую
законы развития и прогресса
человеческого общества.
Это обстоятельство
помогает классифицировать, хотя
и с некоторыми оговорками, все
работы Тахтарева на три группы: учебно-методические
программы, курсы и учебники, работы по
истории социологии и самостоятельная
разработка проблем социальной методологии
и онтологии, среди которых он выдвинул
на первое место не проблемы социальной
динамики, прогресса и развития столь
популярных среди социологов конца XIX
- начала XX в. В некоторых поздних сочинениях
эти группы научных ориентации им сознательно
совмещались, так что предыдущие работы
выступили как бы подготовительными этюдами
к ним
Тем не менее и в трактате
К вечному миру, и в Антропологии содержатся
формулировки, если и не уточняющие, то
проясняющие исходные предпосылки кантовской
философии Прогресса, в которой оказались
объединены его социальная философия
и философия истории, во многом совпадающая
по смыслу с идеей, положенной Контом в
основу раздела его социологии, посвященного
социальной динамике. Причем важнейшей
проблемой как в названных, так и в других
хронологически примыкающих к ним работах
становится проблема философского обоснования
самой идеи Прогресса, сравнительно мало
интересовавшая его английских и французских
предшественников и современников, ограничивавшихся,
как правило, ссылкой на самоочевидный
факт поступательного развития Разума
и Просвещения.
Конт оговаривается,
что прогресс не равнозначен
безграничному росту счастья
и человеческого совершенства, отмечая,
что последнее понятие лучше
заменить понятием развития.
Социальная динамика лишена оптимизма,
так как она признает возможность
и даже необходимость отклонений.
В истории органические периоды
чередуются с критическими, когда
преемственность нарушается. И тем не
менее, социальное развитие в целом у Конта
изображается как совершенствование,
улучшение, прогресс.
Таким образом, от
наблюдения реально существовавших
и существующих этапов социальной
эволюции Конт переходит к
характеристике того, какой она
необходимо будет и должна
быть. Социальная динамика завершается
пророчествами, практическими рекомендациями
и утопическими проектами.
Социология как социальная
статика обращает внимание прежде
всего на повторяющиеся явления. История
как социальная динамика интересуется
прежде всего развивающимися явлениями.
Наиболее ярко сущность социологической
концепции Ковалевского отразилась
в понятии прогресса, вне которого
нет и не может быть социологии. Прудона
и социальной динамики О. Содержание прогресса
Ковалевский отождествлял с расширением
сферы солидарности, считая ее рост важнейшим
и универсальным социальным законом.
Структура философии.
Что касается структуры философии,
то она до сих пор точно не определена.
Наиболее распространена её трактовка
как состоящей их трёх тесно друг
с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении
о бытии), гносеологии
(учение о познании) и аксиологии (всеобщая
теория ценностей).
- На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. В отличие от частных наук, философия ставит эти вопросы в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о его наиболее общих закономерностях. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания.
- На этом уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности.
- Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания.