Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:14, реферат
Социальная динамика - несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем социальной динамики можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определенных социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества – к новым условиям, теория прогресса и т.д.
Введение 3
Понятие социальной динамики 4
Структура философии. 12
Роль философии. 14
Заключение 17
Список использованных источников 19
Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания.
Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия.
Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей.
Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего.
Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности.
Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.
Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.
Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса:
1.Умозрительно-философский
подход (натурфилософия, философия
истории и т.п.), суть которого
— прямое выведение исходных
принципов научных теорий
2.Позитивизм, согласно которому «наука сама себе философия». Роль философии в частном научном познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.
История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:
а) Интегративная (синтетическая) функция философии —
системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.
б) Критическая функция философии, которая в этой своей
функции нацелена на все сферы человеческой деятельности.
При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.
в) Философия разрабатывает
определенные модели реальности, сквозь
призму которых ученый смотрит на
свой предмет исследования. Философия
дает наиболее общую картину мира
в его универсально-
г) Философия вооружает исследователя знанием общих
закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.
д) Философия дает науке наиболее общие методологические
принципы, формулируемые на основе определенных категорий.
Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.
е) От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысло-жизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.
ж) Существенное влияние на развитие научного познания
философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей»
функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.
з) Философия влияет на научное познание, так или иначе, на
всех его стадиях, но в наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды крутой ломки понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется
ученый, и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.
и) Философско-методологические
принципы в их единстве выполняют
в ряде случаев функции
Воздействие всеобщих философских
принципов на процесс научного исследования
всегда осуществляется не прямо и
непосредственно, а сложным опосредованным
путем — через методы, формы
и концепции нижележащих
Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».
Реализация философских принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым путь реализации функций философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.
Термин «социальная динамика» как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно. О.Конт, который и ввел этот термин в научный оборот, подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного раз-вития, исключающие скачки и перерывы. В современной западной социологии разработка проблемы социальной динамики связана с именем П.Сорокина, полагавшего, что «подобно физиологии человеческого организма, которая изучает основные физиологические процессы, повторяющиеся в человеческих организмах, "социальная физиология" или динамика концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп». Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором - циклические. В нашей литературе понятию «социальная динамика» до последнего времени отказывалось в статусе научной категории.
Cоциальная динамика отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие «социальная динамика» вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне - направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики.
В общественной жизни широко
распространены циклические процессы,
имеющие собственную логику развития
и специфические формы
Можно выделить два класса циклических изменений - системно-функциональный и исторический.
Системно-функциональный цикл
отражает социальные изменения в
рамках одного качественного состояния,
причем конечный результат серии
изменений становится исходным пунктом
новой серии аналогичных
Развитие общества в рамках
социально-функциональных циклов свидетельствует
о его относительно стабильном состоянии:
воспроизводятся естественно
Определенное влияние на изоляцию может оказывать географическое расположение общества, но решающее значение имеет активность его внутренних иммунных систем, препятствующих проникновению нововведений. Искусственное ограничение кон-тактов с внешним миром осуществляется разными средствам, но при этом преследуется единая главная цель - сохранение социальной системы в сложившемся виде посредством устойчивого воспроизводства традиционных отношений и связей. Подобные общества, безусловно, изменяются, хотя в целом их развитие тормозится и они в течение более или менее длительного времени не переходят на следующую ступень. Примерами такого развития могут служить классические кочевые общества, некоторые архаические земледельческие общности, а также восточные цивилизации, нередко называемые «традиционными».
Информация о работе Понятие социальной динамики. Роль и структура