Понятие социальной динамики. Роль и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Социальная динамика - несколько устаревшее и не совсем точно определяемое понятие, обозначающее такой подход к социальным явлениям, при котором основное внимание уделяется изучению процесса изменения этих явлений, его обусловленности, направленности и последствий. К числу проблем социальной динамики можно отнести, например, такие: факторы, влияющие на изменения определенных социальных структур, закономерности процесса приспособления индивида к системе обществ. отношений или общества – к новым условиям, теория прогресса и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Понятие социальной динамики 4
Структура философии. 12
Роль философии. 14
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ !!!.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

             Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания.

 Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия.

Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей.

Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего.

Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.

 

 

 

 

 

 

 

Роль философии.

 

Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном  познании, следует указать на две  крайние модели, которые сложились  в решении этого очень сложного вопроса:

1.Умозрительно-философский  подход (натурфилософия, философия  истории и т.п.), суть которого  — прямое выведение исходных  принципов научных теорий непосредственно  из философских принципов, помимо  анализа специального материала  данной науки. Такой подход  был характерен для концепций  Шеллинга и Гегеля.

2.Позитивизм, согласно которому  «наука сама себе философия». Роль философии в частном научном познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих случаях были достигнуты определенные позитивные результаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания и самой  философии показывает, что ее воздействие  на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих  основных моментах:

а)  Интегративная (синтетическая) функция философии —

системное, целостное обобщение  и синтез (объединение) разнообразных  форм познания, практики, культуры —  всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это  не просто механическое, эклектическое  соединение частных проявлений этого  опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

б) Критическая функция  философии, которая в этой своей

функции нацелена на все сферы человеческой деятельности.

При этом критика должна быть конструктивной «с удержанием в  старом положительного», предлагающая новые решения, а не тотально отрицающей все и вся. При этой критике мысль должна быть тесно связана и перерастать в критику социальной действительности. Отсутствие конструктивно-критического подхода неизбежно оборачивается апологетикой — предвзятой защитой, безудержным восхвалением чего-либо вместо объективного анализа.

в)  Философия разрабатывает  определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия  дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных  характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных  законов.

г)  Философия вооружает  исследователя знанием общих

закономерностей самого познавательного  процесса в его целостности и  развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем  специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука  или научная дисциплина. Кроме  того, философия поставляет ученому  конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

д) Философия дает науке  наиболее общие методологические

принципы, формулируемые  на основе определенных категорий.

Принципы философии реально  функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

е)  От философии ученый получает определенные мировоззренческие  ценностные установки и смысло-жизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.

ж) Существенное влияние  на развитие научного познания

философия оказывает своей «умозрительно прогнозирующей»

функцией. Речь идет о том, что в рамках философии вырабатываются идеи, принципы, представления и  т.п., значимость которых обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции по­знания  через сотни, а то и через тысячи лет. Таковы, в частности, были идеи античной атомистики, гегелевский аппарат  диалектики, предвосхитивший определенные положения синергетики.

з)  Философия влияет на научное познание, так или иначе, на

всех его стадиях, но в  наивысшей мере при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды  крутой ломки понятий и принципов  в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» —  руководствуется

ученый, и какие именно философские принципы он использует. Влияние философии на процесс  специально-научного исследования и  построение научной теории заключается, в част­ности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную (отборочную) функцию.

и) Философско-методологические принципы в их единстве выполняют  в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в  силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.

Воздействие всеобщих философских  принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и  непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы  и концепции нижележащих методологических уровней.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться  и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке  есть элементы всеобщего значения (например, законы, категории, понятия, причины и т.д.), которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Реализация философских  принципов в научном познании означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Тем самым  путь реализации функций философии  есть не только способ решения фундаментальных  проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее идей, воззрений и методологических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Термин «социальная динамика»  как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно. О.Конт, который и ввел этот термин в научный оборот, подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного раз-вития, исключающие скачки и перерывы. В современной западной социологии разработка проблемы социальной динамики связана с именем П.Сорокина, полагавшего, что «подобно физиологии человеческого организма, которая изучает основные физиологические процессы, повторяющиеся в человеческих организмах, "социальная физиология" или динамика концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп». Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором - циклические. В нашей литературе понятию «социальная динамика» до последнего времени отказывалось в статусе научной категории.

Cоциальная динамика отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие «социальная динамика» вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне - направленности общественных изменений, их траектории. В связи с этим можно выделить циклический, линейный и спиралевидный типы социальной динамики.

В общественной жизни широко распространены циклические процессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Они не могут быть сведены к  случайным и кратковременным  явлениям в поступательном движении общества, к частичным «отклонениям»  от основной восходящей линии, как это  нередко представляется в рамках сугубо прогрессистского подхода к  интерпретации социального развития.

Можно выделить два класса циклических изменений - системно-функциональный и исторический.

Системно-функциональный цикл отражает социальные изменения в  рамках одного качественного состояния, причем конечный результат серии  изменений становится исходным пунктом  новой серии аналогичных изменений. В результате разрешения в рамках данного качества возникающих противоречий происходит неоднократное чередование  подъемов и упадков, повторение одних  и тех же фаз функционирования социальной системы. Следует подчеркнуть, что воспроизводство социального  качества в неизменном виде не означает полного содержательного тождества  начала и конца цикла, и, таким  образом, системно-функциональные циклы  в действительности суть квазициклические.

Развитие общества в рамках социально-функциональных циклов свидетельствует  о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся  социальные общности (этносы, классы, страты), устойчивые формы деятельности социальных субъектов, их традиционные роли в обществе, политические, общественные и иные институты. Таким образом, осуществляется саморегуляция общества. Выведенная из равновесия социальная система через определенное время вновь возвращается в свое первоначальное состояние - происходит своего рода маятниковое движение. Цикл является способом существования и сохранения общества, и особенно наглядно это обнаруживается в обществах, относительно замкнутых по сравнению с внешним миром.

Определенное влияние  на изоляцию может оказывать географическое расположение общества, но решающее значение имеет активность его внутренних иммунных систем, препятствующих проникновению  нововведений. Искусственное ограничение  кон-тактов с внешним миром осуществляется разными средствам, но при этом преследуется единая главная цель - сохранение социальной системы в сложившемся виде посредством устойчивого воспроизводства традиционных отношений и связей. Подобные общества, безусловно, изменяются, хотя в целом их развитие тормозится и они в течение более или менее длительного времени не переходят на следующую ступень. Примерами такого развития могут служить классические кочевые общества, некоторые архаические земледельческие общности, а также восточные цивилизации, нередко называемые «традиционными».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.— («Gaudeamus»).
  2. Кирвель Ч.С. «История философии» - учебник для вузов 2-е издание исправленное, - Мн.: Новое знание,2001-728с.:ил.
  3. Колесникова А.С, «История философии» - учебник для вузов- СПб Питер: 2010 - 656с.:ил.
  4. Чанышев А.Н. «Философия Древнего мира» - учебник для вузов, Минск: Высшая школа

Информация о работе Понятие социальной динамики. Роль и структура