Учреждение образования
«Белорусский государственный
университет
информатики и радиоэлектроники»
кафедра философии
Тема реферата
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
Выполнил: Михальцов Максим
Викторович.
Магистрант кафедры защиты
информации
Группа № 4
Проверил:
Минск 2012
План
- Введение
- Онтология как философское
осмысление проблемы бытия. Генезис основных
программ понимания бытия в истории философии.
- Основные формы бытия и их взаимосвязь.
- Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении
материи.
- Атрибуты материи: движение,
пространство, время. Пространственно-временная
организация материального мира.
- Философское понимание взаимосвязи
материи и движения. Основные формы движения материи.
- Заключение.
- Список цитируемой литературы.
1. Введение
Онтологическая проблематика
всегда была центральным звеном классической
философской традиции. В данном реферате
предметом исследования являются основные
проблемы философской интерпретации проблемы
бытия, взаимосвязь философии и науки
в решении мировоззренческих и методологических
аспектов организации материального мира.
Актуальность проблемы бытия
в современном мире обусловлена развитием
естественнонаучного знания, изменением
мировоззренческой парадигмы и научной
картины мира, а также ускорением социальных
трансформаций и развитием нового типа
реальности – виртуального пространства
и информационной среды. Эти факторы не
только обостряют вопросы мировоззренческого
понимания онтологических проблем, но
и приводят к видоизменению содержания
таких философских категорий как материя,
пространство, время, движение. В современной
науке происходит усиление методологического
воздействия философских установок на
концепты естествознания, а также на осмысление
социальных аспектов пространственно-временных
характеристик бытия.
Целью данного исследования
является выявление основных метафизических
оснований понимания бытия в философии,
взаимосвязи материи, движения, пространства
и времени в системно организованном мире.
Для достижения данной цели решаются следующие
задачи: выявляется специфика понимания
бытия в различных философских системах
на протяжении становления классической
философской традиции, взаимосвязь
проблемы бытия и мировоззренческих установок
материализма, особенности объективной,
субъективной и виртуальной реальности,
анализируются субстанциальная и реляционная
концепции пространства и времени,
научные представления об основных формах
движения материи, специфика социальных
аспектов пространства и времени, роль
и значение синергетики в становлении
современного понимания онтологических
проблем.
Для решения этих задач используются
методы сравнительного анализа, единства
исторического и логического, восхождения
от абстрактного к конкретному, системного
и структурного исследования. На основе
проведенного анализа делаются выводы
об особенностях понимания бытия в различных
философских системах и основных тенденциях
дискурса бытия в современной философии
и науке. Устанавливается тенденция
возрастания значимости мировоззренческого
и методологического содержания проблемы
бытия в условиях развертывания информационного
общества.
2. Онтология как философское
осмысление проблемы бытия. Генезис основных
программ понимания бытия в истории философии.
В современной философии проблема
бытия остается предметом острых дискуссий
и противоречивость программ понимания
бытия свидетельствует как о многогранности
и противоречивости самого бытия, так
и об актуальности мировоззренческого
значения онтологии в условиях техногенной
цивилизации. В то же время основные подходы
в дискурсе бытия неразрывно связаны с
историко-философской традицией, являясь
свидетельством преемственности и инноваций
в осознании и объяснении фундаментальных
философских проблем. Поиски метафизических
оснований бытия в различных философских
системах рождают несколько программ
объяснения окружающего мира – материализм,
идеализм, дуализм, плюрализм. Определение
форм, типов, видов бытия, осознание своего
места в нем М. Хайдеггер назвал поиском
человеком своего дома, преодоление своей
бездомности и осиротелости [10, с.134].
Начало теоретического осмысления
проблем бытия заложила античная философия.
Если натурфилософия искала предельные
основания всего существующего в вещественном
первоначале, «акмэ», то уже школа элеатов
рассматривает бытие как обобщенную, философскую
проблему, имеющую огромную значимость
для человека античного мира. Парменид
характеризует бытие следующим образом:
бытие – это то, что имеется за миром чувственных
вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно,
абсолютно, не имеет внутри себя деления
на субъект и объект, оно есть вся возможная
полнота совершенств, среди которых на
первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. [11, с.127]. Аналогией бытия по Пармениду
предстает шар, сфера, не имеющая пространственных
границ. Сравнивая бытие со сферой, философ
использовал сложившееся в античности
убеждение в том, что сфера – совершеннейшая
и прекраснейшая форма среди других геометрических
фигур. При этом бытие тождественно не
мышлению человека, а Логосу.
В пределах античного космоцентризма
иное понимание бытия предложил Гераклит.
Мир Гераклита – процесс непрерывного
изменения, становления, которое мыслится
в пределах материального космоса и в
основном является круговоротом вещественных
стихий – огня, воздуха, воды и земли. Софисты
перенесли акцент философского анализа
с бытия природы на самого человека, как
место обнаружения бытия. С их точки зрения,
«человек есть мера всех вещей …существующих,
что они существуют, и не существующих,
что они не существуют» [12, с.34], именно
человек, по мнению Протагора, определяет
статус существования чего бы то ни было.
Софисты впервые обнаруживают противоречивый
характер самого бытия, а также проблему
соотношения объективного и субъективного
бытия. В философии Сократа бытие предстает
как одна из категорий человеческого разума,
имеющая общезначимый смысл и значение,
достижимая посредством деятельности
разума и логической аргументации. Идеи
Сократа получили свое развитие в философской
системе Платона, учение которого сконцентрировано
на анализе бытия как одной из «эйдосов»,
для понимаемого таким образом бытия характерны
совершенство и идеальность. «Истинное
бытие – это некие умопостигаемые
и бестелесные идеи» [8, с.39].
В учении Платона «мир чувственных
вещей» противопоставляется «миру истинного
бытия». В основе философской системы
Платона лежит учение о трех основных
онтологических субстанциях (триаде):
«едином», «уме» и «душе». Основой всякого
бытия является «единое», которое само
по себе лишено каких-либо признаков, не
имеет частей, то есть ни начала, ни конца,
не занимает какого-либо пространства,
не может двигаться, поскольку для движения
необходимо изменение, то есть множественность.
К бытию не применимы признаки тождества,
различия, подобия и т. д. О нем вообще ничего
нельзя сказать, оно выше всякого бытия,
ощущения, мышления. В этом источнике скрываются
не только “идеи”, или “эйдосы”, вещей,
то есть их субстанциальные духовные первообразы
и принципы, которым Платон приписывает
вневременную реальность, но и сами вещи,
их становление.
В философии Аристотеля типы
бытия обнаруживаются через взаимосвязь
единичного и общего, формы и материи.
У Аристотеля – форма есть неотъемлемая
характеристика бытия, однако признается
также нематериальная форма всех форм
(Бог). С анализом бытия связано и учение
о причинности в философии Аристотеля:
- сущность и суть бытия, в силу которой
всякая вещь такова, какова она есть (формальная
причина);- материя и подлежащее (субстрат)
– то, из чего что-либо возникает (материальная
причина); - движущая причина, начало движения;
- целевая причина – то, ради чего что-либо
осуществляется. При этом материя, будучи
одной из первых причин есть начало пассивное
(возможность стать чем-либо), активность
же характерна для трех остальных причин.
Для формы характерны вечность и неизменность,
а источником всякого движения предстает
неподвижное, но движущее начало – Перводвигатель.
Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира,
высшая цель всех развивающихся по собственным
законам форм и явлений предметного мира.
Христианство развивает античное
представление о тождестве бога и совершенства
(блага, истины и красоты). При этом в христианской
традиции обнаруживается принципиальное
различие между божественным и сотворенным
бытием, между Богом и миром, который сотворен
им из ничего и поддерживается божественной
волей. Человеку предоставлена возможность
свободного движения к совершенному, божественному
бытию. В теологической системе Фомы
Аквинского иерархичность есть признак
бытия, Бог и есть подлинное бытие. Все
остальное - неподлинное бытие; мера же
неподлинности определяется степенью
причастности к бытию как таковому. [11,
с.232] Всецело актуально только бытие Бога.
Переход от теоцентризма к антропоцентризму
в эпоху Возрождения порождает не только
формирование новой картины мира, но и
новые программы понимания бытия. В них
бытие рассматривается как реальность,
противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое
человеком в его деятельности - натуралистически-объективистские
концепции бытия, где природа рассматривается
вне отношения к ней человека, как некоторый
механизм, действующий сам по себе.
В философии Нового времени
для объяснения онтологических проблем
наряду с категорией бытие используется
понятие субстанции. Спиноза сделал центральным
пунктом своей онтологии тождество бога
и природы, которую он понимал как единую,
вечную и бесконечную субстанцию, исключающую
существование какого-либо другого начала,
и тем самым – как причину самой себя.
Признавая реальность бесконечно многообразных
отдельных вещей, он понимал их как совокупность
модусов – единичных проявлений единой
субстанции.
Для концепций Нового времени
характерен субстанциальный подход к
бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый,
неизменный субстрат бытия, его предельное
основание) и ее акциденции (свойства),
производные от субстанции, преходящие,
изменяемые. С разными модификациями все
эти особенности в понимании бытия обнаруживаются
в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса,
Дж. Локка, Б. Спинозы, у французских материалистов.
Иной подход к трактовке бытия
характерен для метафизики Декарта, в
которой бытие определяется на пути рефлексивного
анализа сознания, то есть анализа самосознания,
или же на пути осмысления бытия сквозь
призму человеческого существования,
бытия культуры, социального бытия. Основная
черта философского мировоззрения Декарта
– дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной»
субстанции. Человек есть реальная связь
бездушного и безжизненного телесного
механизма с душой, обладающей мышлением
и волей.
Если для Декарта свойственен
дуализм, то Дж. Беркли отрицает существование
материального бытия и выдвигает субъективно-идеалистическое
положение «быть – это значит быть в восприятии».
В немецкой классической философии
основной акцент анализа бытия переносится
на почву метафизики в ее предельно рационализированном
варианте. В критической философии И.Канта
проблемы бытия первоначально рассматриваются
в учении о «вещи-в-себе», и Кант утверждает,
что ни апостериорное, ни априорное знание
не могут выявить характеристики трансцендентного,
это возможно только на путях транцендентальной
математики и трансцендентальной диалектики,
то есть философии. Тем самым Кант указывает
на невозможность окончательного решения
проблемы бытия, сущность которого непостижима.
В системе Г. Гегеля бытие рассматривается
как первая, непосредственная и весьма
неопределенная ступень в восхождении
духа к самому себе, от абстрактного к
конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение
материализует свою энергию, а в своем
дальнейшем движении и деятельности самопознания
он снимает, преодолевает отчужденность
бытия от идеи и возвращается к самому
себе, так как сущность бытия составляет
идеальное. Для Гегеля подлинное бытие,
совпадающее с абсолютным духом, есть
не косная, инертная реальность, а объект
деятельности, полный беспокойства, движения
и фиксируемый в форме субъекта, то есть
деятельно. С этим связан и историзм в
понимании бытия, который берет свое начало
в немецкой классической философии.
Установка на рассмотрение
бытия как продукта деятельности духа
характерна и для философии конца XIX –
начала XX веков. При этом по-новому истолковывается
само бытие. Основная тенденция в развитии
представлений о бытие совпадает с тенденцией
развития научного знания, которое преодолевает
как натуралистически-объективистскую
трактовку бытия, так и субстанциальный
подход к нему. Это выражается, в частности,
в широком проникновении в научное мышление
таких категорий, как функция, отношение,
система и т. д. В отличие от классической,
представители «новой онтологии» провозгласили
идею отказа от метафизики, а само бытие
толковали как обобщение понятия жизни
(Ф. Ницше, В. Дильтей).
Принципиальная иная диалектико-материалистическая
установка в трактовке бытия сформулирована
в философии марксизма. Это в первую очередь
относится не только к признанию безусловного
приоритета бытия над мышлением, но и признания
определяющей роли общественного бытия
по отношению к общественному сознанию.
В своих работах К.Маркс, Ф. Энгельс и В.И.Ленин
также показали, что отношение философов
к проблеме бытия имеет ярко выраженную
мировоззренческую окраску, так как может
рассматриваться сквозь призму основного
вопроса философии.
В концепциях экзистенциализма
критикуется традиционный подход к бытию,
основанный на рассмотрении бытия как
сущего, субстанции, как чего-то извне
данного и противоположного субъекту.
Так, для М. Хайдеггера проблема бытия
имеет смысл лишь как проблема человеческого
бытия, проблема предельных оснований
человеческого существования. Экзистенциальная
философия переносит основания бытия
с окружающего мира на соотношение бытия
и существования человека.
Новая программа понимания
бытия, отражающая особенности социума
и места в нем человека в условиях постиндустриального
общества, характерна для философии постмодерна.
В трудах философов-постмодернистов
(М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр) бытие
трактуется как становление, подлежащее
деконструкции. Мир бытия таков, каким
он предстает в человеческой субъективности,
а сам человек способен наполнить его
«симулякрами».
Таким образом, все основные
программы поиска метафизических оснований
бытия в качестве доминирующего фактора
выделяли либо мир, природу, либо человека,
его душу и сознание, либо единство того
и другого. Фактически, в этих подходах
акцентируется проблема видов, типов и
форм бытия, исследуемых с различных мировоззренческих
позиций.
3. Основные формы бытия
и их взаимосвязь.
Мировоззренческий и гносеологический
смысл проблемы бытия реализуется в различных
программах исследования бытия. При этом
категория бытия неразрывно связана с
такими категориями как небытие, сущее,
существование, объективность, субъективность,
реальность. Статус философской онтологии
в наши дни по-прежнему определяется взаимодействием
философии и естествознания, философии
и гуманитарных наук. При этом, следует
отметить, что сам термин «онтология»
сегодня используется и в прикладном значении:
так, в теории искусственного интеллекта
и информатике применяется понятие «онтология»
по отношению к построению интеллектуальных
систем.