В философской литературе выделяют бытие
природное и социальное, бытие актуальное
и потенциальное. Классификация различных
модификаций бытия может осуществляться
по различным основаниям. К типам бытия
относят объективную и субъективную реальность.
Объективная реальность – все, что существует
вне нас и нашего сознания. Субъективная
реальность – духовный мир человека, все,
что относится к мыслям, чувствам, ощущениям,
представлениям. Объективная реальность
является предметом отражения субъективной,
в свою очередь, содержание субъективной
становится объективной в реальных действиях
людей. С появлением компьютерных устройств
формируется новый тип бытия – виртуальное
бытие, которое в наши дни становится предметом
исследования не только со стороны технических
наук, но и философии. Все эти типы бытия
разворачиваются на различных уровнях:
актуальном и потенциальном.
Актуальное бытие – все наличное бытие,
существующее в данном пространственно-временном
континууме. При этом наряду с актуальным
бытием наличествует и потенциальное,
под которым понимаются возможные варианты
дальнейшей актуализации бытия.
Кроме того, выделяяют такие формы бытия
как природное и социальное бытие. Социальное
бытие имеет свои отличительные особенности,
поскольку разворачивается в социальном
пространстве и времени, реализуется в
деятельности людей и отличается многомерностью,
вариативностью, единством объективного
и субъективного.
Таким образом, можно выделить такие
аспекты бытия как бытие вещей (тел), процессов,
в котором обнаруживается бытие предметов,
процессов, состояний природного характера
и бытие вещей и процессов, сотворенных
человеком.
Бытие человека также включает в себя
как взаимодействие с другими людьми,
так и взаимосвязь с вещами. Но доминирующим
моментом по отношению к человеку предстает
его собственная субъективность, его способность
к рефлексии, выбор поступков и оценок,
его уникальное и неповторимое бытие.
Человеческая субъективность включает
в себя бытие духовного (идеального), которое
делится на персонализированное духовное,
свойственное индивиду и объективированное
(внеиндивидуальное) духовное.
В отличие от природного, бытие социального
включает в себя индивидуальное бытие,
то есть существование отдельного человека
в обществе и в процессе истории и общественное
бытие.
Таким образом, категория бытия объединяет
основные идеи, выделенные в ходе последовательного
осмысления вопроса о существовании мира,
признавая его наличие, единство природного
и социального, актуального и потенциального,
материального и идеального.
Бытие природы наряду с объективностью
характеризуется структурностью и системностью.
Выделяют уровни организации неживой
природы и живой природы. Уровни
организации неживой природы представлены
следующей иерархической системой: вакуум,
элементарные частицы, атомы, молекулы,
макротела, планеты, звезды, галактики,
системы галактик, метагалактика (часть
Вселенной, доступная современным астрономическим
методам исследования). Уровни организации
неживой природы: доклеточный
уровень (нуклеиновые кислоты, белки),
клетки, многоклеточные организмы, популяции
(особи одного вида), биоценозы (совокупность
всего живого на данном участке суши или
водоема). Уровни организации природы,
как правило, находятся в определенной
соподчинительной связи друг с другом
Более простой является основой последующих,
но не сводится к ним. Все макротела состоят
из молекул, сложные организмы содержат
клетки и т.д. Этим уровням организации
природы соответствуют определенные формы
движения: физическое, химическое, биологическое
и социальное.
4. Бытие и материя.
Эволюция представлений о материи. Современная
наука о строении материи.
Проблема бытия неразрывно
связана с решением основного вопроса
философии и выбором монистической позиции:
идеализма или материализма. Именно поэтому
весьма значимую роль в философии и науке
играет категория материи. В анализ материи
как философской категории можно выделить
два основных подхода: субстрактно-субстанциальный
и атрибутивный.
Субстрактно-субстанциальный
подход своими истоками уходит в античную
философию, где впервые предпринимались
попытки найти вещественное первоначало,
«акмэ». Впоследствии в новоевропейской
философии предпринимались попытки «наделить»
материю физическими характеристиками.
Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым
общим пониманием материи как мира, воспринимаемого
с помощью органов чувств, говорится о
том, что материя обладает такими абсолютными
свойствами, как масса, инерция, непроницаемость,
способность иметь фигуру. Это значит,
что главным принципом материальности
признавалась вещественность, телесность
окружающих человека предметов. Однако
при таком подходе за пределами материальности
оказывались такие физические явления,
как электричество и магнитное поле.
Существовало и понимание материи
как субстанции, что особенно характерно
для философии Б. Спинозы. Субстанция -
это не мир, окружающий человека, а нечто,
стоящее за этим миром, обусловливающее
его существование. Субстанция обладает
такими атрибутами, как протяжение и мышление.
При этом оставалось, однако, непонятно,
как связана единая, вечная, неизменная
субстанция с миром изменяющихся вещей.
Ограниченность понимания материи
в этом ракурсе явилась следствием кризиса
методологических оснований физики на
рубеже XIX и XX вв. Как известно, наиболее
значительным достижением философии марксизма
было открытие материалистического понимания
истории. Общественное бытие, согласно
этой теории, определяет общественное
сознание. Однако экономические отношения
лишь в конечном счете определяют функционирование
и развитие общества; общественное сознание,
идеология относительно самостоятельны
и также влияют на социальное развитие.
Этим марксистская теория отличается
от «экономического детерминизма». В марксистской теории как бы
расширяются границы материальности,
к которой относятся не только сами предметы
с их вещественностью и телесностью, но
также свойства и отношения (не только
огонь, но и свойство теплоты, не только
сами люди, но и их производственные отношения
и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма
в понимание материи, который в современной
философии недостаточно исследован, а
иногда и просто замалчивается.
Понимание материи как объективной
реальности, существующей независимо
от человека и не тождественной совокупности
его ощущений, способствовало преодолению
созерцательности предшествующей философии.
Это вызвано анализом роли практики в
процессе познания, которая позволяет
выделять новые предметы и их свойства,
включенные на данном этапе исторического
развития в объективную реальность.
Особенность такого понимания
материи состоит в том, что материальными
признаются не только телесные предметы,
но также свойства и отношения этих предметов.
Стоимость материальна, потому что это
количество общественно необходимого
труда, затраченного на производство продукта.
Признание материальности производственных
отношений послужило основой материалистического
понимания истории и исследования объективных
законов функционирования и развития
общества.
Можно попытаться найти определенные
границы применения таких категорий, как
«бытие» и «материя». Во-первых, бытие
более широкая категория, так как она охватывает
не только объективную, но и субъективную
реальность. Во - вторых, бытие и материя
могут использоваться для разграничения
сущего и существующего (являющегося).
Тогда существующее может быть представлено
как объективная реальность, осознанная
человеком в процессе его деятельности.
В современной методологии
научного познания важное место занимают
такие понятия, как «физическая реальность»,
«биологическая реальность», «социальная
реальность». Речь идет об объективной
реальности, которая становится доступной
человеку в определенной сфере его деятельности
и на определенном этапе исторического
развития.
Таким образом, понятие «материя»
прошло несколько этапов в развитии философской
мысли.
I этап – наглядно-чувственного
представления, когда основой сущего выступали
различные стихии – вода, «апейрон», воздух,
огонь.
II этап – это этап атомистического
представления о материи, когда вещество
сводилось к атомам. В античности этих
взглядов придерживались Левкипп и Демокрит,
а в Новое время – Гассенди, Ньютон, Гольбах,
Ломоносов и др..
III этап связан с кризисом естествознания
на рубеже Х1Х-ХХ вв. и с формированием
гносеологического понимания материи.
IY этап в развитии понятия материи
связан с ее трактовкой как субстанции.
В наше время гносеологическое и субстанциальное
представления о материи являются основными,
дающими о ней необходимую исходную информацию.
Гносеологическое понимание
материи было дано В.И.Лениным, который
выступил против отождествления материи
с веществом и смешения философской категории
материи с учением о строении материи.
Он писал, что «понятие материи … не означает
гносеологически ничего иного, кроме как:
объективная реальность, существующая
независимо от человеческого сознания
и отображаемая им» [6, с.276]. Обобщая открытия в естествознании
и развивая марксистское учение о материи,
В.И.Ленин дал следующее определение материи:
«Материя есть философская категория
для обозначения объективной реальности,
которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них» [6, с.131].
При субстанциальном подходе
к материи ее рассматривают как систему
атрибутов, т.е. вечных, неотъемлемых свойств.
При этом материю связывают с такими свойствами,
как субстанциальность, неисчерпаемость,
принципиальная неуничтожимость, движение,
пространство, время.
Категория материи, понимаемая
как субстанция, не тождественна по содержанию
тому понятию материи, которое используется
в гносеологическом плане при решении
основного вопроса философии. Если в рамках
гносеологии материя выступает в качестве
первичного потому, что она не есть сознание,
то материя, рассматриваемая как субстанция,
включает в себя и сознание в форме одного
из своих определений. Не случайно Маркс
писал, что «идеальное есть не что иное,
как материальное, пересаженное в человеческую
голову и преобразованное в ней».
В этой мысли Маркса примечательно
то, что идеальное относительно материального
есть не что-то другое, а именно материальное,
но взятое в особой форме. Однако эта специфическая
форма и составляет особую природу идеального,
так что противопоставление материи и
сознания и в рамках содержания категории
«субстанция» остаётся, но уже в снятом
виде. Иначе говоря, при субстанциальном
подходе акцент делается на моменте единства
материального и идеального, в целом –
на материальном единстве существующего
мира. В этом как раз и заключается
принципиальное различие категории материи,
фигурирующей в решении основного вопроса
философии, и категории материи, взятой
в качестве субстанции. «Понятие субстанции
является конкретизацией онтологического
аспекта категории «материя», фиксирующего
её внутреннюю связь с движением. Там же,
где движение становится отправным пунктом
философского анализа, выделенные мыслью
противоположности материи и сознания
не могут больше рассматриваться в качестве
застывших и не имеющих связи полярностей.
Категория субстанции по самой своей сути
есть категория диалектики, но такая, через
которую осуществляется теоретический
синтез диалектики и материализма [5, с167].
Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной,
ни от чего не зависимой реальностью. Поскольку
все конкретно взятое бытие, бесконечное
в своих многообразных формах, не имеет
в самом себе оснований для собственного
существования, постольку оно выступает
преходящим состоянием субстанции, тем,
что порождается последней и поэтому по
своей природе является модусом субстанции.
Признание же того, что материя заключает
в себе основание для собственного существования
и существования всех данных реальностей,
исключает возможность признания существования
двух и более субстанций. Охватывая собой
все сущее в форме единого, материя выступает
как то, за пределы чего невозможно выйти.
Определению субстанции противоречит
идея о множественности субстанций. Из
него следует, что при наличии двух субстанций
ни одна из них не является на самом деле
таковой. Несостоятельность дуализма
в философии изначально коренится именно
в данном логическом пункте понимания
материи как субстанции.
Рассматривая материю как субстанцию,
мы тем самым осмысливаем её не только
как сущность, но и как существование,
не только как объект, но и как «субъект
всех своих изменений».
Поэтому в рамках субстанциального
подхода к реальному миру противоположность
материи и сознания предстаёт в форме
соотношения материального и идеального,
которые на уровне субстанции имеют один
и тот же онтологический статус, ибо каждое
из них выражает бытие материи.
Поскольку субстанция для самой
себя выступает и как сущность, и как существование,
то её самореализация происходит в двух
типах определения – в атрибутах и модусах. Первые
представляют собой определения её как
сущности, которые поэтому обладают характером
всеобщности и необходимости. Вторые представляют
собой определения её как существования,
связанного с единичным и случайным проявлением
её всеобщей сущности. Объективная логика развёртывания
атрибутов субстанции в процессе её самореализации
должна быть положена в основу построения
целостной системы категорий философии.
При этом надо учитывать, что на уровне
философской теории эта логика непосредственно
отражается в содержании и строе соответствующих
философских принципов. Поэтому для того,
чтобы иметь необходимую ясность по вопросу
о структурных связях философских категорий,
надо прежде всего разобраться в исходных
принципах философии и их соотношении.
Категория субстанции
по сравнению с категорией «материя» -
это конкретное понятие, так как его содержание
сформировано посредством синтеза ряда
определений, а именно абстракций материи
и движения. На уровне категории «субстанция»
материя раскрывается в аспекте тождества
различенного, как единство многообразного.
Поэтому в логике концептуального развертывания
теории философского материализма категория
субстанции появляется после того, как
происходит фиксация и раскрытие содержания
категорий «материя» и «движение». Чтобы быть субстанцией, материя
должна обладать следующими особенностями:
материя должна вести «независимое» существование,
быть «причиной самой себя»; материя должна
объяснить существование мира – вещей,
человека, общества, природы, явлений культуры;
материя должна ответить на вопрос о причинах
изменений, происходящих в мире (возникновение,
исчезновение, трансформация в процессе
взаимодействия); материя обязана решить
вопрос о единстве существующего, о возможности
познания этого существующего; должна
быть сама как-то связана с этим миром,
должна быть «родственна ему».
5. Атрибуты материи:
движение, пространство, время. Пространственно-временная
организация материального мира.
В истории философии проблема
соотношения материи и движения являлась
предметом ожесточенных дискуссий и споров.,
в ходе которых неоднократно предпринимались
попытки оторвать движение от материи
или материю от движения. И тот и другой
пути неизбежно вели к идеализму.
Последовательный идеализм
сводит движение вещей к движению божественных
или человеческих мыслей, представлений,
ощущений. Так, если подобно Гегелю рассматривать
мир как воплощение абсолютной идеи, то
движение мира оказывается движением
этой идеи, мыслительным процессом, происходящим
где-то вне человеческой головы во вселенских
масштабах.
Если вместе
с Беркли видеть в вещах лишь ощущения
человека, то источником движения вещей
придется считать сознание субъекта. К
идеализму приводит не только отрыв движения
от материи, но и материи от движения. Метафизический
материализм может принимать существование
материи (хотя бы временно, до «первого
толчка») без движения, т.е. считать материю
косной, инертной, неактивной. Однако такой
отрыв материи от движения ведет его представителей
к поискам источника движения вне материи,
к «первотолчку», приводящему ее в движение.
В Х1Х в. Е.Дюринг утверждал, что мир первоначально
находился в «самому себе равном состоянии»,
а затем по неизвестной причине пришел
в движение. Тем самым открывалась дверь
религии, поскольку привести покоящийся
мир в движение могла только божественная
сила.
Представления
о том, что движение вносится в материю
извне, находятся в противоречии с данными
естествознания, например, с законом сохранения
и превращения энергии. В конце Х1Х в. среди
части естествоиспытателей возникла идеалистическая
философская концепция под названием
«энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась
в попытке мыслить движение без материи.
При этом реальное существование материи
отрицается а под движением понимается
движение мыслей.
Коренная идея
материализма о неразрывности материи
и движения была высказана в XYIII в. Д.Толандом
в тезисе: «Материя не существует без движения,
как и движение без материи». Ф.Энгельс
выразил эту мысль более точно, указав
не только на неотделимость движения от
материи, но и на характер их взаимного
отношения, определив движение как «способ
существования материи».
Движение, как
и все явления в мире, противоречиво. Оно
есть единство противоречивых тенденций:
изменчивости и устойчивости. К основным свойствам движения
относятся: объективность, абсолютность,
противоречивость. По мнению Ф.Энгельса:
«Движение, в применении к материи, - это
изменение вообще» [12, с.563]. Он неоднократно
подчеркивал, что познание материи невозможно
без познания форм ее движения: «Раз мы
познали формы движения материи, то мы
познали самое материю» [12, с.546]. Ф.Энгельс придал тезису о неразрывности
материи и движения новый вид: качественно
различным видам материи соответствуют
свои, особые, качественно различающиеся
между собой формы движения материи. Исходя
из этого принципа, он предложил классификацию
форм движения материи: механическую,
физическую, химическую, биологическую
и общественную.
В дальнейшем
количество этих критериев было значительно
увеличено. Было доказано, что все формы
движения материи качественно отличаются
друг от друга. Во-первых, каждая из них
характеризуется определенным материальным
носителем (атом, молекула, белок), во-вторых,
характером взаимодействия (притяжение
и отталкивание, обмен веществ), в-третьих,
они отличаются по принципу отражения
(механическое, биологическое, социальное),
в-четвертых, по наличию науки, изучающей
соответствующую форму движения материи.
При этом признается, что более сложная
форма движения материи развивается из
простых, переходящих друг в друга.
Диалектико-материалистическое
учение о материи вскрывает пороки как
механицистов, сводивших высшие формы
движения материи к низшим (например, социальную
к биологической), так и виталистов, отрицавших
связь между ними.
В современных философских источниках
классификация форм движения материи
была значительно модернизирована и дополнена
новыми формами движения материи. В частности,
был выявлен ряд физических форм движения
материи, также такие самостоятельные
формы движения как геологическая и географическая.
О сущности пространства и времени
люди задумывались уже на ранних этапах
своего развития. При этом постоянно ставился
такой вопрос: являются ли пространство
и время самостоятельными сущностями
или же они только сопутствуют чему-то?
При ответе на этот вопрос в истории философии
сложились два самостоятельных направления:
субстанциональное и реляционное.
Представители
субстанционального направления рассматривали
пространство и время как самостоятельные,
независимые от материи и сознания особые
сущности. У Аристотеля, например, пространство
ограничено сферой неподвижных звезд,
за ними – божественное небо, неподвижное,
вечное, пребывающее вне времени и пространств,
и приводящее все в движение. Для древнегреческих
атомистов Демокрита и Эпикура пространство
представлялось неким вместилищем для
атомов и отождествлялось с пустотой.
Его считали абсолютным, однородным и
неподвижным, а время – протекающим равномерно.
Эти идеи, разделявшие материю, движение,
пространство и время на самостоятельные
субстанции, были развиты затем в классической
механике Ньютона и имели широкое распространение
вплоть до перехода науки на этап неклассической
стадии. С появлением теории относительности
А.Эйнштейна общепризнанной стала взаимосвязь
материи, пространства, времени и движения.
Пространство и время являются формами
существования материи, а движение – способ
ее существования.
Представители второго, реляционного
направления понимали пространство и
время не как самостоятельные сущности,
а как особые отношения между объектами
и процессами существующего мира. Вне
этих отношений пространство и время не
существуют. Такой точки зрения придерживался
Г.Лейбниц, а также К.Маркс и Ф.Энгельс.
Другим
направлением исследования пространства
и времени является выяснение характера
их бытия, т.е. имеют ли они объективный
характер или же проистекают из особенностей
нашего сознания и по своей природе субъективны.
В этой связи можно в определенной степени
говорить о материалистическом и идеалистическом
их понимании.
Идеалистические
взгляды на пространство и время связаны
с отрицанием их объективной природы и
признанием их зависимости от различных
форм сознания, которые так или иначе выступают
первопричиной их существования. Например,
представители субъктивного идеализма
(Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство
и время как формы индивидуального сознания.
Для Юма они существуют только в восприятии,
а для Канта они выступают как априорные,
данные до опыта формы чувственного созерцания.
Объективные идеалисты,
которые исходят из догмы о творении мира
духовной силой, считают пространство
и время также порождением бога. В философии
Гегеля пространство появляется только
на определенной ступени развития абсолютной
идеи, при переходе ее в свое инобытие,
при порождении ею природы. Материалисты
считают, что пространство и время – это
объективные и всеобщие формы существования
материи. Однако в рамках материализма
мы должны различать взгляды метафизического
и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов
и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон),
признавая объективное существование
пространства и времени, считали, что они
существуют сами по себе, независимо от
материи.
Пространство,
по их мнению - это чистая протяженность,
а время - чистая длительность, в которые
как бы «погружены», «помещены» материальные
объекты. Этот взгляд одним из первых высказал
Демокрит: «в действительности же существуют
только атомы и пустота». Здесь пустота,
т.е. «чистое» пространство, наделяется
субстанциальностью и мыслится наряду
с атомами как единственно существующее
в действительности.
Абсолютное пространство и
время существуют, по Ньютону, не только
самостоятельно, независимо от материальных
процессов, но и независимо друг от друга.