Порблема бытия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:25, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является выявление основных метафизических оснований понимания бытия в философии, взаимосвязи материи, движения, пространства и времени в системно организованном мире. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: выявляется специфика понимания бытия в различных философских системах на протяжении становления классической философской традиции, взаимосвязь проблемы бытия и мировоззренческих установок материализма, особенности объективной, субъективной и виртуальной реальности, анализируются субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, научные представления об основных формах движения материи, специфика социальных аспектов пространства и времени, роль и значение синергетики в становлении современного понимания онтологических проблем.

Содержание работы

1. Введение
2. Онтология как философское осмысление проблемы бытия. Генезис основных программ понимания бытия в истории философии.
3. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
4. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
5. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Пространственно-временная организация материального мира.
6. Философское понимание взаимосвязи материи и движения. Основные формы движения материи.
7. Заключение.
8. Список цитируемой литературы.

Файлы: 1 файл

проблема бытия.docx

— 69.06 Кб (Скачать файл)

Важнейшее значение для развития философских взглядов на пространство и время имеет теория относительности. Частная теория относительности доказывает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности – связь пространства и времени с материей.  В общей теории относительности пространственно-временной континуум лишается абсолютности. Суть теории относительности по мнению ее автора, А.Эйнштейна такова: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы, Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время» [5, c 221]. 
     Философское значение общей теории относительности состоит в доказательстве положения о наличии глубокой внутренней связи между материей и такими ее основными формами существования, как пространство, время, движение. Следует иметь в виду, что каждой форме движения материи присущи свои специфические пространство и время. Говорят, например, о физическом, химическом, биологическом, социальном пространстве и времени, а также  геологическом и географическом. Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом. Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.  
По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей.  
      Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это, по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм. И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

Пространство - философская категория для обозначения взаиморасположенности и размерности материальных объектов. Свойства: несотворимость и неуничтожимость, объективность, трехмерность, единство прерывности и непрерывности, взаимосвязь с материей, временем, движением. Время – философская категория для обозначения длительности и последовательности существования материальных объектов. Свойства: объективность, Понятие пространственно-временного континуума. Основные моменты атрибута пространства – место и положение. Основные моменты атрибута времени – длительность и мгновение.однонаправленность. Необратимость, взаимосвязь с пространством, движением, материей. 
Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система (от греческого – целое, составленное из частей) – это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.  
       Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему, для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения, выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система – это такая, в которой все ее элементы не могут  существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды (Н2О), поваренной соли (NaCl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т. п.  
     Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Суммативные системы – это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению  друг к  другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.  
Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры)  этого множества, элементов, но – что особенно важно – выделение тех из них которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы.      Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения – последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

В свете развития синергетического подхода предметом исследования становятся как закрытые системы, так и динамические неравновесные системы. Последние являются темой изучения в исследовательских программах Г. Хакена и И. Пригожина. «В обоих случаях за основу берутся представления об открытых, далеких от равновесия системах, обладающих свойствами эмерджентного (инновационного) поведения. Различие, однако, в том, что исследовательская программа Г. Хакена делает акцент на «пространственном» измерении синергетики как коммуникации посредством формирования в хаотической структуре некоего гештальта - параметра порядка, циклически подчиняющего себе все другие компоненты ее поведения. Что же касается Пригожина, то его программа делает упор на сюжетах «переоткрытия времени», «нового диалога человека с природой»… При этом понятие сложности  присутствует и у Хакена, и у Пригожина, но присутствует скорее в качестве открытой проблемы, открытой сети возникающих вопросов» [2, с.25]. Следовательно, и в синергетике, становящейся концепцией развития в естественных науках, возникают проблемы объяснения и интерпретации философских аспектов структурности материального мира. «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире» [9, с.11]. В современной фундаментальной науке, равно как и в виртуальной реальности, следовательно происходит переосмысление привычных содержательных характеристик пространства и времени, усиливается методологическая значимость онтологических проблем.

Таким образом, оказывается, что «методология основывается на исходных онтологических допущениях. Эти допущения вполне могут быть неявными, что, по-видимому, усложняет дискуссию. Выясняя, как следует строить объяснение, обычно не уточняется, что они намерены объяснять. Это значит, что спору о методах должен предшествовать спор о предмете. Неявный онтологический фон должен превратиться в явное описание предметной области. Задача исследователя состоит в таком случае в том, чтобы правильно опознав свой предмет, найти адекватные методы»[4, с.42] . 
        В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Особое значение эти взаимосвязи приобретают в современном мире в связи с обострением глобальных проблем, формированием экологического императива, осознанием человечеством своего единства с природой.


 

Заключение.

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы: проблема бытия в современных условиях  не только не утрачивает своего значения, но и приобретает новые аспекты. Если первоначально бытие рассматривается  с позиций поиска метафизических оснований мироздания, то в процессе развития философского знания выявляется мировоззренческое, гносеологическое и методологическое значение онтологических проблем.

С позиций мировоззренческого значения данная проблема является водоразделом между материализмом и идеализмом,  монизмом и дуализмом. С позиций гносеологического значения – демаркационной линией между объективностью и субъективностью. С позиций методологического значения – основанием пересмотра содержательных аспектов таких фундаментальных категорий философии как пространство, время, формы движения материи. На наш взгляд эти процессы вызваны тем обстоятельством, что смена мировоззренческой парадигмы и переход к новой научной картине мира, становление нового типа рациональности влекут за собой и трансформации подходов к осмыслению фундаментальных проблем бытия. В исторического развития  философские концепции бытия человека и мира прошли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но сегодня происходит становление нового синергетического, основанного на идеях коэволюции и глобального эволюционизма подхода к интерпретации проблемы бытия как мира, так и человека.

Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности окружающей природной среды и искусственно созданного информационного пространства как форм актуализации бытия.

 

 

 

 

 

 

Список цитируемой литературы

  1. Античная философия. Энциклопедический словарь. /Под ред. П.П. Гайденко, М.А. Солоповой, - М., 2008.
  2. Аршинов, В.И.   Синергетика конвергирует со сложностью / В.И. Аршинов  // Вопросы философии, - 2011. - № 10. - С. 18 - 31.
  3. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы / В.Д. Губин, - М., 2009.
  4. Дынин, Б.С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентного / Б.С. Дынин // Вопросы философии, - 2010. - №6. - С.38 -52.
  5. Кучевский, В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б.Кучевский, - М., 1983.
  6. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. В 55т. / В.И.Ленин. - М., 1963. - Т.18
  7. Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.Т. Платон. Аристотель / А.Ф.Лосев, А.Т.Тахо-Годи, - М., 2009.
  8. Степин, В.С. Философия в современной культуре. Новые перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, - 2004. - №3. – С.14 -  21.
  9. Пригожин, И., Стенгерс, И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени  / И. Пригожин, И.Стенгерс - М., 2005.
  1. Хайдеггер, М.  Время и бытие / М.Хайдеггер, – М., 1993.

  1. Яковлева, Л.В. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. / Л.В. Яковлева – М., 2003.

  1. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / К.Маркс, Ф.Энгельс – Соч., 2-е изд.: – М.,1961. – Т.20.
   

  •  
       

     
     

     

     


    Информация о работе Порблема бытия в философии