Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, реферат
Информатизация общества процесс прогрессивного нарастания использования ИТ. для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знаний. Медиатизация - процесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи для обеспечения, в конечном счете, доступа любого индивида ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 4
1.1 КР как социотехническая реформа 4
1.2 Последствия информатизации в зеркале общественности 9
2 ПОЯВЛЕНИЕ «КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОКОЛЕНИЙ» 11
2.1 Изменение темпов духовно-культурной жизни общества 11
2.2 Необходимость обучения компьютерным технологиям в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
Информатизация общества процесс прогрессивного нарастания использования ИТ. для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знаний. Медиатизация - процесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи для обеспечения, в конечном счете, доступа любого индивида ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения. Информационное общество – общество, в котором любой индивид или группа индивидов в любое время, в любом месте может получить (бесплатно или за определенную плату) на основе автоматического доступа любую информацию и знания, необходимые для его жизнедеятельности и решения личных и социальных задач. Технологический разум - непрерывно совершенствующаяся система методов, знаний, эталонов, нормативов и правил технологической деятельности. Информационно-компьютерная революция - появление систем и технологий, позволяющих колоссально ускорить все духовно-культурные процессы с помощью СМИ. Ведет к информатизации общества. Информатизация общества может привести к тому, что государство будет обладать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, что может сделать человека информационно прозрачным, и совершено беспомощным в столкновении с правительственными органами, а это в свою очередь может привести к деиндивидуализации личности и потере творческого импульса. Поэтому информатизация общества является социально прогрессивным явлением только если она принимается как путь к свободному и демократическому информационному обществу с отчетливой гуманистической ориентацией и признанием прав человека и свобод личности, как высших самодостаточных ценностей.
Информационно-компьютерная революция - исторический факт. Как и все великие социально-технологические революции, она подготавливалась исподволь. Но эта подготовка происходила в подводной части айсберга. Когда она стала заметна н начала оказывать влияние на ход исторических событий, экономику, культуру, промышленность, торговлю, сельское хозяйство и политику, общественное сознание восприняло ее как огромную неожиданность, почти как чудо. Одни приветствовали ее, возлагая на нее, как правило, несбыточные надежды спасения человечества от всех бед и несчастий, другие с первых же шагов осыпали ее проклятиями, видя в ней новый источник человеческих бедствий. Нечто подобное происходило каждый раз и с другими социально-технологическими революциями, вызывавшими к жизни крупные исторические изменения, сопровождавшиеся социальными потрясениями, предельной драматизацией общественно-политической жизни и личными трагедиями. Каждый раз в начале и на всплеске великих революций появлялись пророки-обличители, мечтательные утописты, прорицатели великих бедствий и избыточно счастливых реализации. Современникам таких революций трудно быть трезвыми, спокойными наблюдателями. История, можно сказать, “режет по живому”. Поэтому современники великих социотехнологических перемен оказываются не только их участниками, но и жертвами. А требовать от жертв спокойного, взвешенного, рассудочного отношения к реальности просто невозможно. И все же перед философской мыслью стоит задача по крайней мере попытаться очертить и нащупать хотя бы в самом общем виде перспективу и содержание грядущих изменений. Задача эта осложняется тем, что в разных странах и регионах ИКР происходит в несовпадающих формах, с различной скоростью и размахом. Для нашей страны, находящейся в глубоком кризисе, в условиях деформации и частичного распада общественно-политических связей, структур, институтов и отношений, прогноз и предвидение перспектив ИКР осложняется целым рядом дополнительных обстоятельств.
На социотехнологическую революцию, на научно-технологический прогресс накладываются политические потрясения, национальные и социальные конфликты, крушения ценностных ориентаций, девальвация идеологии, распад социально- исторических идеалов, углубляющийся разрыв между поколениями, изменения политической географии общества. В этих условиях нам приходится осознавать и осмысливать такое множество хаотически действующих причин и механизмов, такое переплетение страстей, эмоций, амбиций и страхов, что четкий и
трезвый расчет, гарантирующий надежность прогнозирования, едва ли по- настоящему возможен.
И все же наш исторический опыт кое-что подсказывает и кое-чему учит. В
истории России не раз предпринимались попытки крупных социально- экономических реформ и перестроек. Россия в силу ее хорошо известных особенностей накопила не только опыт реформаторства, но еще более значительный опыт “торпедирования” и усечения собственных реформ и идеалов справедливого социального устройства. Трудно сказать, пойдем ли мы сейчас по этому проторенному пути или впервые в истории сумеем подняться до реализации действительной социально-экономической перестройки. Ведь хорошо
известно,
что между лозунгами
этом нужно ясно понимать следующее: информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий спектр предметной и социальной деятельности. В различных странах темпы распространения и охвата этих сфер деятельности средствами и системами современной информационной технологии различны. В первую очередь это определяется тем, каков уровень площадки, с которой стартует ИКР в данной стране, каково условие ее реального развития. Во вторую очередь характер последствий зависит от этноисторических особенностей каждого социума, от состояния культуры и цивилизации. Не секрет, что разные народы и общества по-разному относятся к научно- технологическому прогрессу, к технике труда, к современной форме и требованиям организации производственной деятельности. Эти различия находят объяснение в истории каждого народа, в том, как формировался его характер, его культура, его способ жизнедеятельности. Но какими бы ни были эти объяснения, они всегда приводят к некоторой констатации, некоторой экспликации существующего положения дел. Суть же проблемы заключается в том, что история немилосердна, и если мыслители народа, “духовная соль земли” способны объяснить, почему народ оказался отсталым, в силу каких исторических ошибок, просчетов или неудач, преступлений или тайных замыслов он очутился на обочине магистрального общечеловеческого прогресса, то это еще не означает автоматически, что положение в истории просто исправить. Однако факт такого осознания уже достижение, уже возможность выбора правильного пути. Человек, сказавший в свое время: “Мы пойдем другим путем” и сделавший много для реализации этого лозунга, сыграл с нашим обществом дурную шутку. Мы действительно пошли другим путем, не тем, которым пошли нации и народы, вступившие на путь научно-технологического и социального прогресса и перешедшие к высокому уровню общенационального благосостояния, цивилизации, свободы, гарантии прав человека и конституционных прав личности и демократии. Что же удивительного, что, идя не по тому пути, мы и пришли не туда, пришли в болото, в ситуацию засасывающей социально- экономической трясины и общественно-политических потрясений, распада социальных связей, ценностей и идеалов?
И все же, трезво оценивая реальную ситуацию, я далек от безнадежного
скептицизма и пессимизма. Опыт вечно скорбящего и недовольного Гесиода, плачущего и обличающего Гераклита, опыт отчаявшихся пророков и утопистов эпохи индустриальной революции убеждает в том, что потрясения, связанные с началом социально-технологических революций, свидетельствует не столько о ее бесперспективности, сколько об обреченности привычных социокультурных структур, норм обыденной жизни, о неустойчивости и неизбежном крушении устаревших рациональностей и общественно-политических институтов.
Сделав эту мысль достоянием общественного сознания, мы должны
сосредоточиться на осознании сегодняшнего положения дел, реальных
перспектив достижений и трудностей. Эффективная адаптация к нашим конкретным условиям будет зависеть от того, какой путь, какую историческую стратегию и какую тактику выберет общество. Если оно, наконец, сойдет с “обочины” и ценой огромных усилий, а возможно, и жертв, вступит во имя своего будущего на магистральный путь развития, путь социального и научно- технологического прогресса, то оно еще, быть может, станет демократическим, культурным, цивилизованным, процветающим и благополучным. Но, безусловно, что цена это будет заплачена немалая. Если же оно замкнется в своем “своеобразии” и предпочтет топтаться на своем “особом” пути, все больше увязая в болоте, то ему предстоит полностью испить чашу негативных последствий, но это будут не последствия информационно- компьютерной революции, а последствия распада и крушения общественной системы, отказавшейся от прогрессивного выбора. Именно с этой позиции в понимании реальности и перспективы стоит обсуждать в данной главе последствия современной социально-технологической революции, имея в виду не конкретные проявления в каждой данной стране, а общее и фундаментальное содержание, которое по-разному реализуется там, где такая революция происходит.
В потоке литературы, посвященной последствиям компьютерной революции, привлекает внимание небольшая книга швейцарcкого исследователя К. Хессига “Страх перед компьютером?”. Масштабы происходящей в Швейцарии информатизации в известном смысле пропорциональны размерам и возможностям этой небольшой страны, не менее все проблемы, которые обсуждали и переживали такие гиганты информатизации, как США и Япония, нашли свое отражение и преломление в сознании швейцарской общественности. Обобщая опыт
своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных держав, Хессиг резюмировал все возможные негативные и позитивные последствия ИКР в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы. Я приведу ее без всяких изменений (см. таблицу 1).
|Положительные последствия
|КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
|Свободное развитие индивида
|Информационное общество
|Социализация информации
|Коммуникативное общество
|Преодоление кризиса
| |Элитарное знание (поляризация) |
|
|
|ПОЛИТИКА
|Расширение свобод
|Децентрализация
|Выравнивание иерархии власти |Государство - “надзиратель” |
|Расширенное участие в обществ. |Расширение гос. бюрократии |
|жизни
|
|
|
|ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
|Повышение продуктивности
|Рационализация |Обострение промышл. кризиса |
|Повышение компетентности
|Увеличение богатства
|Преодоление кризиса
|Экономия ресурсов
|Охрана окружающей среды
|Децентрализация
|Новая продукция |Стрессы |
|Улучшение качества
|Диверсификация продукции
|Новые профессии и
Информация о работе Последствия информационно-компьютерной революции