Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:53, реферат
Информатизация общества процесс прогрессивного нарастания использования ИТ. для производства, переработки, хранения и распространения информации, особенно знаний. Медиатизация - процесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи для обеспечения, в конечном счете, доступа любого индивида ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 4
1.1 КР как социотехническая реформа 4
1.2 Последствия информатизации в зеркале общественности 9
2 ПОЯВЛЕНИЕ «КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОКОЛЕНИЙ» 11
2.1 Изменение темпов духовно-культурной жизни общества 11
2.2 Необходимость обучения компьютерным технологиям в России 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
|
|МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
|Национальная независимость
|Шанс на развитие у “стран 3-го |Технологическая зависимость |
|мира”
|Улучшение обороноспособности
|страны
|
|Уязвимость
|
|
Эта таблица дает хорошее представление о спектре позитивных и
негативных последствий ИКР. Правдоподобнее всего, что в истории каждой вступающей на путь информатизации страны будут встречаться и те и другие последствия, сочетаясь в различных пропорциях в зависимости от конкретных условий.
Наша
страна начинает стартовать в
направлении информатизации
развитии лицензионного производства и организации значительного числа концессий в сфере информационных технологий мы можем повторить экономическое и технологическое чудо, совершившееся в Японии, на Тайване, в Южной Корее, Сингапуре и Бразилии. По этому пути сейчас идет ряд развивающихся стран. Внедрение лицензионного производства и концессий, создание принципиально новых технологических колледжей для подготовки специалистов в области современной ИТ с широким привлечением (не менее 50% штатного состава) зарубежных, прежде всего американских, преподавателей - это наиболее реальный механизм для вывода наших программ и информатизации из тупиковой ситуации, в которой они находятся сейчас.
Естественно, что все это потребует гигантского напряжения сил,
технических, экономических, финансовых и информационных ресурсов. Но других путей выхода из крайней отсталости, в которой мы находимся, не существует. Надо попытаться вскочить в последний вагон уходящего поезда.
Перечень
позитивных и негативных
Социально-структурные изменения в общеcтвах, решительно вступивших на путь ИКР, особым образом проявляются в духовно-культурной сфере. Эти изменения по-новому ставят вопрос о поколениях, но на этот раз не в технологии, а в самом обществе. В традиционных обществах проблема поколений была преимущественно лишь проблемой возраста, физической силы, способности к физическому труду, военной службе и т. д. Стабильность основных производственных систем и структур, стабильность образа жизни, общественного уклада, нормативно-ценностных установок общества, его ритуально символической системы приводила к тому, что духовное содержание деятельности различных возрастных поколений и когорт а протяжении столетий менялось чрезвычайно мало, и лишь последующие ретроспективно-исторические исследования обнаруживали и объясняли сдвиги в духовно-культурной деятельности различных поколений.
ИКР существенно меняет темпы
духовно-культурной жизни
который вскоре обрушится на подрастающее поколение, будет радикально меняться. Существенно изменятся объем знаний, вкусы, мировоззрение, способ мышления, мироощущение, мировосприятие людей. Революция в телевидении, связанная с созданием телевизоров нового поколения, произведет глубочайшие изменения в экономике, производстве, общественной жизни и быту. Соединенные системой спутниковых телекоммуникаций, подключенные к интегрированным системам связи, мощным терминалам, принтерам, гигантским базам знаний и данных, эти телевизионные монстры позволят получить в течение относительно небольшого времени визуальную и звуковую информацию в таких объемах, какие всего лишь 30 - 40 лет назад усваивались в течение жизни целого поколения, а три-четыре столетия назад для этого нужна была жизнь нескольких поколений.
Естественно, что мышление, сознание, деятельность, межличностные и
групповые отношения, формирующиеся в информационно насыщенной среде, в мире
компьютеров, видеофонов, супертелевизоров и т. д., а также поведение людей серьезно трансформируются. Эти трансформации приобретают качественный характер, причем воздействие современной ИТ на разные поколения и возрастные когорты зависит от уровня информационной восприимчивости, который в с очередь определяется всей системой предшествовавшего ИКР воспитания, образования, профессиональной подготовки и житейского опыта. Ясно, что для разных поколений такие системы различны, и новые информационные семена произрастают на различных, если можно сказать, социально-культурных почвах. В данном случае, когда речь идет о докомпьютерных поколениях, эти почвы обладают высоким социокультурным иммунитетом, в случае же новых поколений ситуация радикально меняется.
Как показывают исследования Ш. Теркл, дети, вырастающие в тесном
общении
с компьютерами и электронными игрушками, в
психологическом, морально-духовном и
мировоззренческом плане довольно существенно
отличаются как от своих некомпьютеризированных
сверстников, так и
от детей предшествующих поколений.
Речь идет не только
о навыках владения вычислительной
техникой, но об изменениях
фундаментальных духовно- культурных
структур, понятий и представлений.
Дети компьютеризованного поколения,
которых японский профессор
Маруама по аналогии
с интеллектуальными компьютерами назвал
пятым поколением, имеют совершенно
особое представление о жизни и смерти,
об одушевленности людей и животных
и компьютеров, иначе организуют свое
время, свой внутренний мир,
развивают свои интеллектуальные способности
не просто быстрее и разностороннее,
но в ином социально-временном измерении.
Исследуя усвоение японскими студентами
новых знаний при помощи компьютеров,
Маруама указал, что они в состоянии
в течение 8 часов напряженной работы
с компьютером “проглотить”
содержание нескольких книг в среднем
по 300 страниц каждая. Это оказывается
возможным благодаря тому, что запрограммированные
соответствующим образом компьютеры
позволяют уплотнять информацию,
представлять ее в графическом
виде, устранять повторы и облегчают сверхскоростной
поиск информации в различных текстах.
Поэтому молодежь пятого поколения
в течение двух последующих
десятилетий сможет сделать гигантский
интеллектуально-
В этой связи особого внимания заслуживают хакеры, или, как их называл
Вейценбаум, одержимые программисты. Вряд ли можно найти другую технологию, которая могла бы конкурировать с интеллектуальной технологией с точки зрения привлекательности и почти гипнотического или даже наркотического влияния на интеллект. В первую очередь это касается программистов, главным образом профессиональных. Уже компьютерные игры, как показывают исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним. В сфере профессионального программирования это зачастую приводит хакерству, т. е. такому направлению деятельности, когда совершенствование и самосовершенствование программного продукта становится самоцелью. Преодоление “компьютерного сопротивления”, борьба с ошибками, изобретение новых алгоритмов, нового программного дизайна, языков и осуществление чрезвычайно сложных и труднодостижимых целей в сфере интеллектуализации компьютерной деятельности становится содержанием всей жизни хакеров. Хотя число хакеров в мире совсем невелико, но пандемия хакеров может со временем оказаться столь же опасной и, во всяком случае, столь же быстро нарастающей, как пандемия СПИДа в мире вирусных заболеваний. Здесь, кстати, уместно сказать и о компьютерных заболеваниях (вирусах). Это фрагменты программ, введенные в плохо защищенные базы данных и знаний, внедренные в чужие файлы, тиражируемые там и способные к изменению смысла, порче других программ или хранимых в компьютерах данных. Некоторые из таких вирусов в порыве компьютерной эйфории создаются хакерами из озорства или в порядке интеллектуального самоутверждения. Это феномен далеко не безопасный, и с ним необходимо считаться не только как с технической проблемой, но и как с проблемой в сфере компьютерной культуры и компьютерной преступности.
Принятая в нашей стране программа компьютерной грамотности мало
содействует заполнению возникающей в этом рывке концептуально-
информационной пропасти. Она подобна обучению грамотности при отсутствии книг, тетрадей, карандашей и т. д. Tе микропроцессорные средства и компьютеры, которые сейчас направляются в большинство наших школ, являются крайне отсталыми по своим техническим и эксплуатационным характеристикам. Обучение на них, естественно, закрепляет отнюдь не современные и не прогрессивные навыки к простейшему программированию. Но самое главное заключается в том, что школьник, побывывший на уроке компьютерной грамотности, после этого “окунется” в информационную среду, которая немногим отличается по своим принципиальным xapaктеристикам от информационной среды середины столетия. Фактический доступ к домашнему компьютеру, компьютеризованным средствам общения и взаимодействия для него отрезан просто из-за того, что для большинства людей в нашем обществе домашние компьютеры представляют экзотическое явление, тогда как в США, Японии и странах Западной Европы, ряде государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, Канаде и Австралии это вполне o6ычная, будничная вещь, естественно и непринужденно входящая во внутренний мир ребенка. Между пятым поколением, с одной стороны, его некомпьютеризированными сверстниками, с другой, и представителями старших поколений, с третьей стороны, со временем могут возникнуть и уже сейчас возникают глубокие интеллектуальные, духовно- культурные разрывы, грозящие в недалеком будущем превратиться в пропасть.
В информационных обществах
типографских станков, традиционных библиотек, радио и телефонов, в такой же мере, как последняя отличалась от вселенной рукописных текстов, и эта последняя - от вселенной и соответственно цивилизации, основанной на устной передаче информации.
Гизо в своей “Истории цивилизации во Франции” говорил о том, что
Информация о работе Последствия информационно-компьютерной революции