Постмодернизм: предпосылки постмодернизма, философия постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы актуальна для исследования, поскольку она отражает процессы, происходящие в философском мышлении в наше время. Одновременно такое положение усложняет задачу понимания сущности философии постмодернизма, так как эта философия находится в состоянии развития. Поэтому цель нашей работы - выявление неких основополагающих тенденций современности. Конечно, возможно также говорить и об общих характеристиках тех направлений, которые относятся к современной философии. В первую очередь, это общность основания. Вся история философии является фундаментом идей постмодернизма, представители которого чаще всего начинают свои исследования с обращения к философии древних греков и немецкой классики. Переосмысление философской традиции, таким образом, не следует понимать как простое отрицание прежних установок мышления.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЛООСОФИЯ.docx

— 54.89 Кб (Скачать файл)

Интерес к общефилософским аспектам плюрализма не случайно возник именно сейчас. Плюрализм -- это реальность нынешней социокультурной жизни  во всех её проявлениях и на всех уровнях, -- от изучения принципов и  основ бытия и до феноменального. В плюралистическом мировоззрении действительность предстает как некое множество, которое нельзя непротиворечиво представить в теории. Выход состоит в том, чтобы или пытаться преодолеть плюрализм посредством монистической теории, или смириться с фактом плюрализма, как это делает постмодернизм. Одна из трудностей, которая подстерегает нас на пути обсуждения «монизм/плюрализм», состоит в том, чтобы четко определить критерии разграничения. Единообразие или многообразие представляют обычное для жизни явление и еще не свидетельствуют о монизме или плюрализме. Лишь в том случае, когда разнообразие или единство характеризует основной уровень бытия, правомерно утверждать о плюралистической или монистической позиции. Когда многообразие может быть сведено к единой, всеохватной формуле, значит, речь идет о монистическом толковании бытия. Но если различия и противоположности не могут быть согласованы - здесь уместно говорить о плюрализме.

Противоположность между монизмом и плюрализмом имеет принципиальный, абсолютный характер, ибо они выражают совершенно разные онтологические и  гносеологические принципы. Более глубоких основных различий, чем различие монизма  и плюрализма, не существует. Монизм означает, что отдельные вещи обладают бытием лишь постольку, поскольку они  находятся в связи с абсолютным бытием. Плюрализм признает возможность  единства мира, но настаивает на том, что  оно является не абсолютным, а случайным  и зависящим от множества переменных факторов. Монистические системы  также допускают многообразие бытия  в мире, однако считают его проявлениями бытия целого на феноменальном уровне.

Понятие существенного монизма  состоит в идее единства человечества, которая опирается на принцип  единства и цельности человеческого  разума: «все люди равны, поскольку  они разумны». Это единство и целостность  подтверждается изучением, в итоге  которого обнаруживается полное тождество  структур мышления и бытия. Вебер, начиная с этой же самой интуиции монизма, пришел к прямо противоположному выводу: «все люди являются не столько равными, сколько разными, ибо их образ жизни, когнитивные структуры, политика и экономика базируются на метафизических и исторических ценностях, характерных только для определенных локальных культурных групп» Рациональность является лишь средством, с помощью которого эти ценности осуществляются в мире, но облик этого мира зависит от характера ценностей, а не от структур рациональности.

Раскрытии смысла современной человеческой ситуации с монистической точки зрения не имеет теоретических и практических перспектив, так как она лишена смысла и решения большинства индивидуальных и глобальных проблем, стоящих перед нынешним миром. Необходимо различать идею единства как мировоззренческий ориентир и как нравственный идеал, и монизм как онтологический и гносеологический принцип. Всеобщая человеческая солидарность с момента оформления этических мировых религий является одной из самых благородных целей, к которой взывают религиозные реформаторы, писатели-гуманисты, дальновидные политические деятели. Но никогда в истории универсальное единство человечества не было актуально достигнуто; оно выступает лишь как цель, к которой следует стремиться, как практическая задача, которую должны решать политики.

Точка зрения метафизического монизма, что мир един и нужно только обнаружить и артикулировать условия такого единства, дезориентирует теоретические поиски соразмерной философско-теоретической модели общества

Главная теоретическая и практическая проблема, ассоциируемая с плюрализмом, состоит не в том, насколько правомерны утверждения о множестве жизненных  и рассудительных практик, а в  глубине различий, лежащих в основе этого множества.

Культурный плюрализм обращает внимание на исчерпанность онтологического  монизма: последний не дает возможности  решить главную проблему плюралистического  мира, -- обеспечить справедливость. Джон Ролз вынужден был через двадцать лет после опубликования первого издания своей «Теории справедливости» уточнять, что справедливость он рассматривает не в метафизической, а в политической перспективе: «…речь идет о том, что в демократическом государстве публичное понимание справедливости должно быть максимально независимо от сталкивающихся философских и религиозных учений.Разрабатывая соответствующую концепцию, мы применяем принцип справедливости к самой философии: теория справедливости должна быть политической, а не метафизической» Ролз утверждает, что его теория хотя и является моральной концепцией, но все-же она создавалась с учетом основных политических, экономических и социальных институтов либерального общества и вне рамок этого последнего просто не может быть применена.

Дробление, плюрализация культурных форм особенно показательны для периодов социальных изменений, когда происходит разрушение одних форм идентичности и создание новых. Для отдельных индивидов примыкание к самобытной культурной группе является выходом из идентификационного тупика, ибо служит средством упрощения реальности. Это упрощение проявляется в превращении всех индивидов, составляющих культурную группу, в более или менее однородное целое. В постоянно меняющемся мире образование культурных групп представляется важнейшим средством самосохранения. Идентификация через создание своей культурной группы выступает в качестве главного средства преодоления постмодернистского хаоса. Иммигранты, женщины, глухонемые, представители сексуальных меньшинств, приверженцы экзотических религиозных культов образуют свои замкнутые культурные мирки, чтобы защититься в них от житейских невзгод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Философия постмодернизма: разнообразие направлений

 

2. Философия постмодернизма: разнообразие направлений

 

Термин «постсовременность» впервые был употреблен еще в 1917 г., но «его широкое хождение начинается с конца 60-х. Он возник как обозначение стилевых изменений в архитектуре, но затем стал все чаще употребляться для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономической, технологической и социально-политической сферах. Статус понятия постмодернизм получает в 80-е прежде всего благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию на область философии». В книге «Состояние постмодерна» Лиотар пишет о том, что в философии более не актуальны так называемые «метанаррации» - большие повествования, дискурсы, идеи Разума, Истории, Субъекта. Философия как единство взглядов мыслителей, относящихся к постмодерну, находится под вопросом. Поэтому скорее можно говорить о «состоянии», ситуации постмодерна в философии, чем о философии постмодерна. У этой ситуации есть несколько основных параметров, сближающих между собой философскую, культурологическую и научную мысль. Эти параметры суть онтологические, гносеологические, историко-культурные и эстетические. В каждом направлении философии постмодернизма эти аспекты представлены по-разному; мы обратимся к основным концепциям, чтобы проследить путь философской мысли. Принцип, согласно которому мы отобрали эти направления, - это влияние, оказанное идеями современных мыслителей на науку, культуру и искусство.

 

2.1 Феноменология

 

Это направление является не столько  теорией, сколько методикой философского и культурологического исследования. Ядро феноменологии - идея интенциональности и учение о времени. Основателем феноменологии является Э. Гуссерль. Свои варианты феноменологии предложили также М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр.

Для данного направления проблема бытия является одной из самых  важных. Так, Э. Гуссерль полагал, что быть - значит быть предметом для сознания. Сознанию, по Э. Гуссерлю, присуще свойство интенциональности, направленности. Таким образом, сознание есть сознание о, то есть оно постоянно направлено на предмет, будь это действительно нечто существующее или лишь воображаемое. Феноменология Э. Гуссерля есть попытка воспринять предмет целостно, не разделяя мыслимое и явленное, феномен и сущность, конкретную вещь и ее идею. Поэтому феноменологическая установка может быть выражена словами М. Хайдеггера «назад к вещам!». Суть этой установки заключается в следующем: сознание должно быть очищено от тех штампов мышления, которые сложились в естествознании, психологии и логике к началу ХХ века. Эти штампы возникли под влиянием экспериментального, опытного подхода к исследованиям в области науки, особенно психологии, в результате чего мышление стало механистичным, утратило живость, свойственную человеческому духу. Поэтому Э. Гуссерль выступает против психологизма в науке; он предпринимает новый ход в мышлении, пытаясь вернуть философии статус строгой науки.

Очищение сознания происходит через  интенцию (направленность на) и эпохе - отказ от высказываний, а также  через серию редукций (феноменологическую и трансцендентальную), призванных подготовить сознание к тому, чтобы  «слышать голос предметов». Смысл  в том, что очищенное сознание не будет навязывать свои представления  предметам. Таким образом возможно будет достичь «новой объективности» в научном познании.

Для М. Хайдеггера, чья философская  позиция находится на стыке феноменологии, экзистенциализма и герменевтики, основным вопросом является вопрос о бытии, а  не о сознании, поэтому он видит  в феноменологии не столько метод, сколько онтологию: он пишет, что  онтология в современную эпоху  может реализоваться только в  качестве феноменологии.

Бытие, согласно М. Хайдеггеру, есть то, что является через несокрытое (алетейю, истину); несокрытое, в свою очередь, есть то, что существует (экзистирует) как человек, человеческое бытие (бытие, первоначально свободное от рефлексии).

Основной тезис Хайдеггера заключается  в том, что современная наука  и современная философия забыли о бытии, они занимаются, например, вопросами сущности техники, а не самой техникой. Но нужно не просто мыслить, а мыслить о бытии. Человек  впал в забвение, он упускает сами вещи из поля своего внимания. Здесь Хайдеггер  вплотную подходит к проблематике времени. Время - важнейший аспект феноменологии, ибо основной характеристикой человеческого  бытия, по Хайдеггеру, является его  темпоральность, то есть временность. Именно исходя из времени, человек интерпретирует (понимает) бытие. Поэтому Хайдеггер уделяет особое внимание процедурам памяти: память позволяет прислушаться к бытию.

 

2.2 Экзистенциализм

Экзистенциализм, или философия  существования, есть «философское течение  ХХ века, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого  бытия, не допускающую выражения на языке понятий». Экзистенциализм ведет свое начало от идей датского философа С. Кьеркегора. Он впервые противопоставил «экзистенцию» (термин, обозначающий существование, жизнь) и систему (ее высшим выражением является система Г. Гегеля). Традиционное мышление растворяло бытие в мысли, то есть полагало, что бытие абсолютно прозрачно для познания, «без остатка укладывается в понятие»,напротив, С. Кьеркегор писал о постоянном ускользании экзистенции от абстрактного понимания. Следствием такого подхода оказалось утверждение «неприменимости научного метода в самопознании человека».

Проблема экзистенции становится явной на границе между внутренним и внешним, на переходе от первого к последнему. Внешнее, предметное бытие никогда не выражает подлинное человеческое существование, поэтому в экзистенциализме актуальна проблема выбора, посредством которого человек «переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды, к «самому себе», единственному и неповторимому». Этот путь есть, в противоположность гегелевской диалектике духа, экзистенциальная диалектика, проходящая, согласно С. Кьеркегору, три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. Высшей точки саморазвития человек достигает лишь на последней стадии, которая, однако, недостижима собственными человеческими силами.

Статус философского течения экзистенциализм  приобрел только после Первой мировой войны, существенно подорвавшей веру человека в «просветительское убеждение в неодолимости прогрессивного движения человечества по мере успехов науки и цивилизации».

Экзистенциализм является прежде всего онтологией, то есть учением о бытии; он не есть моральное учение, то есть не предлагает никакого учения о должном человеческом поведении.

Основной онтологической проблемой, решение которой определяет содержание всех остальных традиционных философских  проблем, является «определение экзистенции в общей структуре сущего», то есть определение отношения онтологической природы человеческой реальности к остальным началам мироздания. Экзистенция определяется как «бытие-между»; это определение принадлежит еще С. Кьеркегору, но признается и другими представителями направления. Таким образом, человеческая реальность носит промежуточный характер, она несамостоятельна и зависит от того, что не есть человек (от того, что находится за пределами человеческого опыта).

В контексте экзистенциализма происходит сближение философии и литературы, поэтому часто представители  этого направления философии  одновременно выступают и как  философы, и как писатели (например, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Данное сближение осуществлялось посредством феноменологического метода Э. Гуссерля, переосмысленного М. Хайдеггером в контексте экзистенциализма; так, М. Хайдеггер определял экзистенцию как «интенциональное бытие» (направленное).

В экзистенциализме экзистенция выступает в качестве промежуточного звена, соединяющего «потустороннее бытие с «миром» как ареной повседневного обезличенного существования». Интенциональный характер человеческой реальности означает неподлинное существование (заброшенность); подлинным же существованием является стремление к потустороннему.

Однако в среде философов-экзистенциалистов  существовали расхождения по поводу того, что именно является «подлинным существованием». Ж.-П. Сартр, например, считал, что такое существование есть «признание неотчуждаемой свободы другого наряду с моей собственной свободой». С точки зрения А. Камю, человек приближается к подлинному существованию, следуя непрерывной «аскезе отрицания», бунтуя против мира, смысл которого непостижим. Высшим выражением бунта выступает творчество, рассматриваемое как стиль поведения. Согласно Ж.-П. Сартру, лишь через творчество можно попытаться оправдать свое бессмысленное, случайное существование.

Проблематика свободы, по-новому понимаемая экзистенциалистами, связана с вопросами  социальной реализации человека, с  проблемой Другого - всего того, что не есть «ты сам». Обостренное самосознание, потеря смысловой ориентации в мире приводят к тому, что Другой понимается как чужой, непонятный мне, с ним трудно установить контакт, ибо Другой - не очевиден. Поэтому дружба, любовь переосмысляются. Так, Ж.-П. Сартр пишет, что «любовь есть конфликт», поскольку в любви происходит столкновение двух свобод.

Информация о работе Постмодернизм: предпосылки постмодернизма, философия постмодернизма