Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа
Тема данной работы актуальна для исследования, поскольку она отражает процессы, происходящие в философском мышлении в наше время. Одновременно такое положение усложняет задачу понимания сущности философии постмодернизма, так как эта философия находится в состоянии развития. Поэтому цель нашей работы - выявление неких основополагающих тенденций современности. Конечно, возможно также говорить и об общих характеристиках тех направлений, которые относятся к современной философии. В первую очередь, это общность основания. Вся история философии является фундаментом идей постмодернизма, представители которого чаще всего начинают свои исследования с обращения к философии древних греков и немецкой классики. Переосмысление философской традиции, таким образом, не следует понимать как простое отрицание прежних установок мышления.
2.3 Герменевтика
Это одно из течений современной философии, сущностью которого является теория и практика истолкования текстов. Как таковая, герменевтика была разработана еще в 15 веке, но в качестве общей теории интерпретации ее утвердил Ф. Шлейермахер, а В. Дильтей развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания.
В целом, герменевтика - «скорее собирательное имя для обозначения подходов, ориентированных» на понимание текста, исходя из него самого, то есть «не подменяя его содержание социально-экономическими «причинами» или культурно-историческими «влияниями». В связи с такой установкой особое значение в герменевтике имеют категории понимания (интерпретации) и смысла, по-разному раскрываемые ее представителями.
Философское содержание герменевтика
обретает в свете феноменологии,
посредством концепций Э.
Отдельно следует упомянуть Г.-Г. Гадамера, осуществившего «герменевтический поворот» в философии. Основываясь на идеях Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, Г. Гадамер, по его словам, вернул «гуманистическую традицию» западной философии в русло первовопросов мышления (онтология, искусство, язык)». В связи с этим он на первый план своего размышления выводит проблематику «вопроса и ответа». Текст понимается как история, задающая вопрос интерпретатору; текст также и сам является ответом на некий вопрос. Перед интерпретатором, желающим понять текст, стоит, таким образом, задача прояснить оба вопроса, то есть найти ответ, а это можно сделать лишь благодаря тому, что читатель сам задает вопрос. Поэтому всякая интерпретация есть взаимодействие вопроса и ответа.
Проблемы понимания, интерпретации интересовали исследователей-философов прежде всего потому, что «понимающее размышление» является тем, что объединяет все философские направления и методики.
2.4 Структурализм
Данным термином обозначается «ряд
направлений в
С 50-х-60-х структурализм
Другой представитель
2.5 Постструктурализм
В противоположность
Постструктурализм возник в 70-х-80-х
годах ХХ века во Франции и США.
Его катализатором стали
Работа французского философа Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» послужила основой для понимания феномена постсовременности. Ж.-Ф. Лиотар обращается к исследованию природы знания в европейской культуре и обнаруживает свойственные европейскому мышлению тоталитаристские импульсы.
Ж. Деррида - один из наиболее ярких представителей рассматриваемого направления. При помощи изобретенного им метода деконструкции французский философ поставил целью выявить в текстах те понятия и метафоры, которые указывают на то, что текст принципиально не замкнут сам на себе, но постоянно отсылает к другим текстам, он «цитатен». Такуюцитатность текста Ж. Деррида обозначил как феномен интертекстуальности. Важно отметить, что деконструкция не играет разрушительной роли при анализе текста, но лишь позволяет достичь более полной интерпретации. Кроме того, Ж. Деррида указал, что текст не есть локальное образование, но вся наша реальность является текстом, то есть происходит постоянное образование смыслов, в котором участвует весь спектр знаков и значений, все разнообразие уже существующих смыслов.
Ж. Делез - автор творческого подхода к пониманию предмета философии. Он пишет, что задачей философии является творчество концептов, особых идей-смыслов; концептом, например, является декартовское «мыслю, следовательно, существую». Все концепты взаимосвязаны между собой, сложносоставны. Философия и есть творчество концептов, этим она отличается от науки. Творческая сущность философии позволяет ей находиться во внутреннем отношении к современной цивилизации.
Ж. Бодрийяр - известный социолог и философ, автор книг «Символический обмен и смерть», «Система вещей» и т.д. Основная мысль Ж. Бодрийяра заключается в том, что современное общество утратило непосредственный контакт с вещами, разучилось понимать их язык, а поэтому просто производит все новые и новые вещи. Нет больше моделей-оригиналов, есть только симулякры, имитации. Более того, в современности вещи изначально задумываются с точки зрения их бесконечной воспроизводимости. Философ также отмечает, что сегодня терпит крах представление как образ мысли всей западноевропейской философии, причем банкротство представления связано с изменением статуса знака. Знак более ни к чему не отсылает, то есть вещи и их знаки разделены.
М. Фуко - французский философ, историк культуры. В наиболее известной своей книге «Слова и вещи» он анализирует европейскую историю познания и делает вывод, что постепенно язык превратился в самостоятельную силу, потерял соприкосновение с жизнью, с вещами. Поэтому знание о сущности человека становится невозможным - нет посредника, с помощью которого можно было бы «войти в соприкосновение» с этой сущностью. В связи с этим М. Фуко пишет о «смерти человека».
Значима также идея М. Фуко об изменении природы власти в современном обществе. Основным свойством власти сегодня является «всеподнадзорность» (паноптизм); это ситуация, когда властью пронизаны все человеческие отношения и общественные институты (школа, армия, больницы, СМИ). Никто не видит того, кто контролирует нас, нет определенной фигуры власти, а поэтому невозможно проследить, когда осуществляется контроль - он кажется постоянным. Особенное содействие такому тотальному контролю наблюдается со стороны СМИ (реклама, социологические опросы). Политизируется вся сфера реальности.
2.6 Позитивизм/неопозитивизм
Позитивизм как философское
направление насчитывает около
двухсот лет существования. Основная
ориентация позитивизма - экспериментальная
наука, то есть положительное знание,
знание, поддающееся воспроизведению.
Поскольку для философии
Основатель позитивизма - О. Конт, выдвинувший закон трех стадий развития сознания, аналогичных трем видам развития философии. Эти стадии суть: теология, метафизика, позитивная философия. Теология, согласно О. Конту, занимается некоторыми фикциями - религиозными сущностями (ангелами, силами); метафизика работает с классическими философскими категориями - абстрактными, отвлеченными, как утверждает О. Конт. Общим для этих двух видов философии является невозможность проверить исходные понятия. После метафизики наступает эпоха позитивной философии, или собственно науки. Она характеризуется тем, что философия выступает в качестве систематизирующего принципа, она создает универсальную картину мира, которую не в состоянии создать науки. Позитивная наука не стремится исследовать причины наблюдаемых явлений, но лишь их условия; окончательной целью позитивизма является создание социальной физики, то есть выявление социальной природы познания.
Л. Витгенштейн - представитель третьей стадии позитивизма, аналитической философии. Тема его исследований - глубинные механизмы языка, связь с которыми, согласно немецкому мыслителю, в высшей степени свойственна философии. Л. Витгенштейн пишет, что «постановка /философских проблем/ зиждется на непонимании логики нашего языка», то есть связана с неправильным употреблением и пониманием терминов и понятий. Необходимо поэтому выяснить границы того, что может быть сказано ясно и того, о чем невозможно говорить и что в силу этого не может быть предметом философского знания. Работа философии строится как «логическое прояснение мыслей». Поэтому «философия - не учение, а деятельность» . Мир философских вопросов находится в сфере фактической реальности, которая полностью отображается в языке. Напротив, вопросы, относящиеся к области метафизики (мистики) - вопросы о смысле жизни, о Боге, душе - неподвластны нашему знанию, выстроенному строго логически. Мы не находим в мире тех фактов, которые соответствовали бы Богу или душе. Для нас эта сфера остается тайной. Таким образом, единственное, что мы можем сделать - это попытаться прояснить наш язык, чтобы избежать взаимного непонимания во всех сферах жизни.
2.7 Прагматизм
Это направление современной
Наиболее популярным представителем прагматизма является Р. Рорти. Продолжая традицию экзистенциализма и персонализма, Р. Рорти утверждает, что философия есть лишь инструментарий, поэтому не может быть абсолютной философии. Ее дело - проблематизация бытия (понимаемого как человеческое существование), то есть поиск и определение основных вопросов, возникающих в ходе жизни. Несмотря на сходство прагматизма с экзистенциализмом, существует следующая особенность в понимании этими направлениями истины. Так, если в экзистенциализме мы находим апелляцию к непосредственно переживаемым истинам, то для прагматизма очевидна непосредственная связь истины и окружающего мира. Поэтому актуален вопрос о возможности определенным образом действовать в социальном контексте. Мир принимается таким, какой он есть, его смысл достижим только в будущем, но, однако, недостижимо само будущее. Познание поэтому лишь относительно, и весь смысл переносится в социальный контекст, то есть речь идет о том, чтобы как можно лучше контактировать с миром. Таково в целом учение прагматизма.
Заключение
Итогом нашего исследования можно считать установление некоторого единства основных направлений философии постмодернизма. Во-первых, мы уже писали о единстве предпосылок - и общефилософских, и тех, что послужили непосредственным импульсом к развитию современной философии. Так, например, в феноменологии происходит своеобразное возрождение декартовского сомнения, но только целью этого сомнения является очищение сознания от штампов механистического мышления и обращение к предметам в их непосредственной данности. Общим с классикой, в частности с философским учением Г. Гегеля, является также и стремление Э. Гуссерля обосновать философию как строгую науку. М. Хайдеггер, далее, подобно Пармениду, обращается к теме бытия, однако по-новому понимает соотношение бытия с человеческой жизнью, включает в рассматриваемую проблематику вопрос о времени.
Экзистенциализм, продолжая развивать идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, утверждает промежуточный характер человеческого существования, тем не менееонтологизируя это существование, придавая ему характер основания, отправной точки философского размышления. Такие представители этого направления, как Ж.-П. Сартр и А. Камю пишут о том, что человек во всех жизненных ситуациях несамостоятелен, подвластен «иному» - Другому, смерти, случайности самого существования. Большое внимание уделяется внутренним, душевным переживаниям человека, оказывающих влияние на его познавательную деятельность. Позднее эти идеи по-своему интерпретирует прагматизм.
Информация о работе Постмодернизм: предпосылки постмодернизма, философия постмодернизма