Постмодернизм в философии: сущность, направления, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Слово постмодерн означает после модерна. Французское слово модерн означает современный. Постмодерн — это, прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Эволюция постмодернизма………………………………………………5
2.Философско-теоретические истоки постмодернизма…………………..13
3.Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды…………………………...16
4.Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности...19
5.Теория «знания-власти» М.Фуко………………………………………..22
6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо………………….24
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………29

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

 

Филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Северо - Западная академия государственной службы»

в  г. Иваново 

 

 

Реферат

по курсу «Философия»

 

Постмодернизм в  философии: сущность, направления, проблемы.

 

 

Выполнил: студент 1 курса,

Специальности «Государственное и муниципальное управление»,

Казнаков С.А.

 

 

 

 

Иваново, 2011

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1.Эволюция постмодернизма………………………………………………5

2.Философско-теоретические истоки постмодернизма…………………..13

3.Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды…………………………...16

 4.Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности...19

 5.Теория «знания-власти» М.Фуко………………………………………..22

 6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо………………….24

Заключение…………………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово постмодерн означает после модерна. Французское слово модерн означает современный. Постмодерн — это, прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в объятиях тоталитаризма: жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.

Призыв постмодернистов  таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около  четверти века. Понятие “постмодернизма”, как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством  разнородных способов мышления и  жизненных форм, впервые ввел в  конце семидесятых годов французский  философ Жан-Франсуа Лиотар. Будучи прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и  в той или иной мере проявляется  во всех сферах общественной жизни, включая  экономику и политику. Ведущую  роль в постиндустриальном обществе приобретают сфера услуг, наука  и образование, корпорации уступают главное место университетам, а  бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. В жизни общества все большее значение приобретает производство, распределение и потребление информации. Если выделение молодежи в особую социальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век, Новое время, то наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального общества ознаменовало появление молодежных субкультур. Наиболее ярко выразив себя в искусстве, постмодернизм существует и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эволюция постмодернизма

Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.

Как особый феномен постмодернизм  вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более  точной даты его рождения единого  мнения нет. Многие исследователи связывают  зарождение этого течения с разными  событиями.

Некоторые авторы указывают  на выход в свет книги «Пределы роста», подготовленной Римским клубом, в которой делается вывод о  том, что если человечество не откажется  от существующего экономического и  научно-технического развития, то в  недалеком будущем его ждет глобальная экологическая катастрофа. Применительно  к искусству американский теоретик и архитектор Ч. Дженкс называет дату 15 июня 1972 г., считая ее одновременно и  днем смерти авангарда, и днем рождения постмодернизма в архитектуре, поскольку  в этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван и снесен квартал, считавшийся самым подлинным  воплощением идей авангардистского градостроительства.

В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление  в 1979 г. книги «Состояние постмодерна» французского философа Ж. Ф. Лиотара, где  многие черты постмодернизма впервые  предстали в обобщенном и рельефном  виде. Книга вызвала большой резонанс и оживленные споры, которые помогли  постмодернизму получить окончательное  признание, придали ему философское  и глобальное измерение и сделали  из него своеобразную сенсацию.

В 80-е гг. постмодернизм  распространяется по всему миру, достигает  впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.

Следует, однако, отметить, что  далеко не все признают наличие постсовременности  и постмодернизма. Так, немецкий философ  Ю. Хабермас, выступающий главным  оппонентом постмодернизма, считает, что  утверждения о возникновении  некой постсовременности не имеют  достаточных оснований. По его мнению, «модерн — незавершенный проект»: он дал положительные результаты, но далеко не исчерпал себя, и в нем  есть чему продолжиться в будущем. Речь может идти лишь об исправлении допущенных ошибок и внесении поправок в первоначальный проект.

Однако у сторонников  постмодернизма имеются свои не менее  убедительные аргументы и факты, хотя в понимании самого постмодернизма и между ними нет полного согласия. Одни из них полагают, что постмодернизм  представляет собой особое духовное состояние, которое может возникнуть и реально возникало в самые  различные эпохи, на их завершающей  стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает как трансисторическое  явление, он проходит через все или  многие исторические эпохи, и его  нельзя выделять в какую-то отдельную  и особую эпоху. Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как  особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два  подхода вполне можно примирить. Действительно, постмодернизм прежде всего является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя она является переходной.

Постмодернизм соотносит  и противопоставляет себя модерну, поэтому ключ к его пониманию  находится в последнем. Хронологически модерн чаще всего рассматривают в двух смыслах. В первом он охватывает примерно два столетия и именуется эпохой разума. Она начинается в конце XVIII в. вместе с Великой французской революцией и означает утверждение капиталистического, индустриального общества. Во втором смысле начало модерна отодвигается еще на одно столетие назад, до середины XVII в., когда начиналась разработка проекта будущего общества. Модерн в этом случае охватывает Новое и Новейшее время. Такое расширение границ современности представляется вполне обоснованным, ибо оно позволяет составить о ней более полное представление.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что наряду с хронологическими рамками не менее важное значение для определения модерна имеет  также вкладываемое в это понятие  содержание-С этой точки зрения далеко не все из того, что существовало в Новое и Новейшее время, было в полном смысле модерном, т. е. современным. Модерн составляет лишь часть современности. Он включает в себя ведущие тенденции, которые определяют последующее  развитие общества. Благодаря этому  модерн несет в себе некое судьбоносное начало. Быть модерным, или в полном смысле современным, — значит отвечать духу времени, верить в прогресс, в  определенные идеалы и ценности. Это  предполагает отказ от прошлого, неудовлетворенность  настоящим и устремленность в  будущее. Можно пребывать в современности  и не быть модерным, по-настоящему современным, напротив, быть консерватором, реакционером и ретроградом, отвергать прогресс. Поэтому французский поэт-символист  А. Рембо, будучи модернистом, в свое время выдвинул лозунг: «Надо быть абсолютно современным».

Модерн тогда, в идеологическом и духовном плане, соответствует  модернизму, понимаемому в широком  смысле — как выходящий за рамки  собственно модернистского и авангардистского направления в искусстве. Гегель с этой точки зрения был прогрессистом  и модернистом, поскольку признавал  прогресс разума. В то же время он высоко ценил прусскую монархию, за что его некоторые современники называли реакционером.

Маркс был наиболее последовательным прогрессистом и модернистом. Шопенгауэр был скорее консерватором, ибо не верил в прогресс и скептически  смотрел в будущее. В некотором смысле его можно считать лже постмодернистом. Ницше воплощал собой и модернизм, и постмодернизм. Наша сегодняшняя современность является постмодерной, поскольку для нее характерно разочарование в разуме и прогрессе, неверие в будущее. Поэтому Ю. Хабермас не без основания называет ведущих представителей постмодернизма — таких, как М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиогар, — неоконсерваторами, которые, в отличие от традиционных консерваторов, являются, по его мнению, «анархиствующими». В целом же Новое и Новейшее время в наибольшей степени отвечает критериям модернизма.

Действительно, именно к  середине XVII в., как бы открывая Новое  время, Ф. Бэкон и Р. Декарт, которых  можно считать первыми модернистами, ставят перед человечеством новую  грандиозную цель: с помощью науки  сделать человека «господином и  повелителем природы». Так начиналось великое преобразование и покорение  природы, опиравшееся на науку и  составившее основное содержание модерна  в его практическом аспекте. Декарт разрабатывает концепцию рационализма, в русле которого будут формироваться  главные идеалы и ценности западного  мира. Он также выдвигает идею культуры, фундаментом которой должны стать  разум и наука, а не религия. В  целом в XVII в. наблюдается быстрое  возвышение науки, происходит первая научная  революция и зарождается научно-технический  прогресс, роль и значение которых  окажутся поистине судьбоносными.

Возникшие тенденции получили дальнейшее развитие и усиление в XVIII в. — веке Просвещения. Философы-просветители, особенно французские, еще больше возвысили  авторитет и значение разума и  науки, сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составили универсальные  общечеловеческие принципы, идеалы и  ценности: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д. Важнейшей чертой этой концепции стал футуризм в широком смысле слова, т. е. радикальный разрыв с прошлым и устремленность в «светлое будущее», в котором должны восторжествовать указанные идеалы и ценности. Примечательно, что лидеры Великой французской революции, подчеркивая радикальный разрыв с прошлым, объявили 1793 г. первым годом «новой эры». Основными средствами построения нового общества и достижения светлого будущего провозглашаются просвещение и воспитание. Решающая роль при этом отводится разуму, его прогрессу и способности человека к бесконечному совершенствованию. У философов-просветителей проект модерна (современности) предстает в завершенном виде. Можно сказать, что они основали новую религию и веру — веру в разум и прогресс.

Своей программе просветители придавали глобальное значение. Они  полагали, что провозглашенные ими  идеалы и ценности — благодаря  прогрессу разума и просвещения  — охватят все человечество, поскольку  все люди имеют одну и ту же природу  и один и тот же разум. Просветители искренне верили, что разум обеспечит  решение всех проблем и задач, три из которых были главными и  фундаментальными. Во-первых, высшая форма  разума — наука даст рациональное объяснение законов природы и  откроет доступ к ее несметным  богатствам. Природа будет покорена. Во-вторых, наука сделает «прозрачными», ясными и понятными межчеловеческие  отношения, что позволит построить  новое общество на принципах свободы, братства и справедливости. В-третьих, благодаря науке человек сможет наконец познать самого себя, овладеть самим собой, поставить все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.

XIX век стал временем  конкретного воплощения в жизнь  просветительских идеалов и ценностей,  всей программы в целом. Однако  уже в начале века становилось  все более ясным, что складывающееся  буржуазно-капиталистическое общество  далеко не во всем отвечает  тем идеалам, исходя из которых  оно формировалось. Первыми это  почувствовали романтики, отвернувшиеся от реальной действительности, предпочтя ей мир грез, фантазии, воображения, обратив свой взор либо в далекое прошлое, либо на таинственный Восток, надеясь хотя бы там обнаружить нечто возвышенное, прекрасное или просто экзотическое. Во многом по тем же мотивам в середине века появился марксизм, провозгласивший пролетарско-социалистический путь реализации просветительских идеалов и предложивший более радикальные и революционные способы их осуществления.

В целом можно сказать, что в XIX и XX вв. многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо нереализованными, либо существенно искаженными. Так, в XIX в. экспансия ценностей западного  мира на другие континенты осуществлялась не посредством просвещения и  воспитания, как это предполагалось, но с помощью грубого навязывания  и насилия. В XX в. имели место две  мировые войны, чудовищные по масштабам  бедствий, отмеченные варварским истреблением людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме. Помимо этого, человечество прошло через многие другие события и испытания, глубоко  изменившие жизнь и мироощущение людей. Два из них заслуживают  особого выделения, поскольку именно они весьма своеобразно объясняют  феномен постмодернизма.

Первое из них — экономический  кризис 30-х гг. XX в. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который  в свою очередь породил Вторую мировую войну. В то же время оно  существенно изменило характер капиталистического производства. Реальная опасность социально-экономической  и политической катастрофы заставила  господствующий класс на Западе пойти  на серьезные уступки и коррективы. Благодаря этому производство перестало  существовать лишь ради производства, его непосредственной целью стала  не только прибыль, но и потребление, которое теперь охватило большинство  населения. Новая ситуация объективно вела к снижению остроты прежних  социальных противоречий и конфликтов, она создавала вполне приемлемые для человека условия существования, распространявшиеся на две трети общества. Если бы не разразившаяся война, то последствия новой ситуации заявили бы о себе уже в 40-е гг. Война отодвинула на 50-е гг. в США и на 60-е гг. в Европе возникновение так называемого общества потребления. Именно общество потребления, основанное на принципе удовольствия, составляет один из главных устоев постмодернизма.

Информация о работе Постмодернизм в философии: сущность, направления, проблемы