Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:56, реферат
Слово постмодерн означает после модерна. Французское слово модерн означает современный. Постмодерн — это, прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
Введение………………………………………………………………………3
1.Эволюция постмодернизма………………………………………………5
2.Философско-теоретические истоки постмодернизма…………………..13
3.Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды…………………………...16
4.Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности...19
5.Теория «знания-власти» М.Фуко………………………………………..22
6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо………………….24
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………29
Филиал
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Северо - Западная академия государственной службы»
в г. Иваново
Реферат
по курсу «Философия»
Постмодернизм в философии: сущность, направления, проблемы.
Выполнил: студент 1 курса,
Специальности «Государственное и муниципальное управление»,
Казнаков С.А.
Иваново, 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Эволюция постмодернизма…………………………………………
2.Философско-теоретические истоки постмодернизма…………………..13
3.Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды…………………………...16
4.Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности...19
5.Теория «знания-власти» М.Фуко………………………………………..22
6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо………………….24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………29
Введение
Слово постмодерн означает после модерна. Французское слово модерн означает современный. Постмодерн — это, прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в объятиях тоталитаризма: жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
Постмодернизм представляет
собой относительно недавнее явление:
его возраст составляет около
четверти века. Понятие “постмодернизма”,
как основной проблемы современности,
характеризующейся
1.Эволюция постмодернизма
Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.
Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие исследователи связывают зарождение этого течения с разными событиями.
Некоторые авторы указывают
на выход в свет книги «Пределы
роста», подготовленной Римским клубом,
в которой делается вывод о
том, что если человечество не откажется
от существующего экономического и
научно-технического развития, то в
недалеком будущем его ждет глобальная
экологическая катастрофа. Применительно
к искусству американский теоретик
и архитектор Ч. Дженкс называет дату
15 июня 1972 г., считая ее одновременно и
днем смерти авангарда, и днем рождения
постмодернизма в архитектуре, поскольку
в этот день в американском городе
Сент-Луисе был взорван и
В целом 70-е гг. стали временем
самоутверждения
В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.
Следует, однако, отметить, что
далеко не все признают наличие постсовременности
и постмодернизма. Так, немецкий философ
Ю. Хабермас, выступающий главным
оппонентом постмодернизма, считает, что
утверждения о возникновении
некой постсовременности не имеют
достаточных оснований. По его мнению,
«модерн — незавершенный
Однако у сторонников
постмодернизма имеются свои не менее
убедительные аргументы и факты,
хотя в понимании самого постмодернизма
и между ними нет полного согласия.
Одни из них полагают, что постмодернизм
представляет собой особое духовное
состояние, которое может возникнуть
и реально возникало в самые
различные эпохи, на их завершающей
стадии. Постмодернизм в этом смысле
выступает как
Постмодернизм соотносит и противопоставляет себя модерну, поэтому ключ к его пониманию находится в последнем. Хронологически модерн чаще всего рассматривают в двух смыслах. В первом он охватывает примерно два столетия и именуется эпохой разума. Она начинается в конце XVIII в. вместе с Великой французской революцией и означает утверждение капиталистического, индустриального общества. Во втором смысле начало модерна отодвигается еще на одно столетие назад, до середины XVII в., когда начиналась разработка проекта будущего общества. Модерн в этом случае охватывает Новое и Новейшее время. Такое расширение границ современности представляется вполне обоснованным, ибо оно позволяет составить о ней более полное представление.
Вместе с тем следует
иметь в виду, что наряду с хронологическими
рамками не менее важное значение
для определения модерна имеет
также вкладываемое в это понятие
содержание-С этой точки зрения далеко
не все из того, что существовало
в Новое и Новейшее время, было
в полном смысле модерном, т. е. современным.
Модерн составляет лишь часть современности.
Он включает в себя ведущие тенденции,
которые определяют последующее
развитие общества. Благодаря этому
модерн несет в себе некое судьбоносное
начало. Быть модерным, или в полном
смысле современным, — значит отвечать
духу времени, верить в прогресс, в
определенные идеалы и ценности. Это
предполагает отказ от прошлого, неудовлетворенность
настоящим и устремленность в
будущее. Можно пребывать в
Модерн тогда, в идеологическом и духовном плане, соответствует модернизму, понимаемому в широком смысле — как выходящий за рамки собственно модернистского и авангардистского направления в искусстве. Гегель с этой точки зрения был прогрессистом и модернистом, поскольку признавал прогресс разума. В то же время он высоко ценил прусскую монархию, за что его некоторые современники называли реакционером.
Маркс был наиболее последовательным прогрессистом и модернистом. Шопенгауэр был скорее консерватором, ибо не верил в прогресс и скептически смотрел в будущее. В некотором смысле его можно считать лже постмодернистом. Ницше воплощал собой и модернизм, и постмодернизм. Наша сегодняшняя современность является постмодерной, поскольку для нее характерно разочарование в разуме и прогрессе, неверие в будущее. Поэтому Ю. Хабермас не без основания называет ведущих представителей постмодернизма — таких, как М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиогар, — неоконсерваторами, которые, в отличие от традиционных консерваторов, являются, по его мнению, «анархиствующими». В целом же Новое и Новейшее время в наибольшей степени отвечает критериям модернизма.
Действительно, именно к
середине XVII в., как бы открывая Новое
время, Ф. Бэкон и Р. Декарт, которых
можно считать первыми
Возникшие тенденции получили
дальнейшее развитие и усиление в XVIII
в. — веке Просвещения. Философы-просветители,
особенно французские, еще больше возвысили
авторитет и значение разума и
науки, сделали исключительно
Своей программе просветители придавали глобальное значение. Они полагали, что провозглашенные ими идеалы и ценности — благодаря прогрессу разума и просвещения — охватят все человечество, поскольку все люди имеют одну и ту же природу и один и тот же разум. Просветители искренне верили, что разум обеспечит решение всех проблем и задач, три из которых были главными и фундаментальными. Во-первых, высшая форма разума — наука даст рациональное объяснение законов природы и откроет доступ к ее несметным богатствам. Природа будет покорена. Во-вторых, наука сделает «прозрачными», ясными и понятными межчеловеческие отношения, что позволит построить новое общество на принципах свободы, братства и справедливости. В-третьих, благодаря науке человек сможет наконец познать самого себя, овладеть самим собой, поставить все свои поступки и действия под сознательный, рациональный контроль.
XIX век стал временем
конкретного воплощения в
В целом можно сказать, что в XIX и XX вв. многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо нереализованными, либо существенно искаженными. Так, в XIX в. экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не посредством просвещения и воспитания, как это предполагалось, но с помощью грубого навязывания и насилия. В XX в. имели место две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме. Помимо этого, человечество прошло через многие другие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. Два из них заслуживают особого выделения, поскольку именно они весьма своеобразно объясняют феномен постмодернизма.
Первое из них — экономический
кризис 30-х гг. XX в. Это потрясение
вызвало к жизни фашизм, который
в свою очередь породил Вторую
мировую войну. В то же время оно
существенно изменило характер капиталистического
производства. Реальная опасность социально-
Информация о работе Постмодернизм в философии: сущность, направления, проблемы