Посты в православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Значение поста для человека многообразно: пост скоро и ясно показывает, что для жизни нужно немногое, и здоровье человека
зависит не от изысканной, но от простой пищи и питья, выявляет страсти, господствующие в человеке, и подавляет их, делает способным к молитве и размышлению, дает совершенно конкретную пользу человеческому организму, самим фактом голодания очищая его.
Пост - это обязательное условие очистки тела и духа. Часто человек не слышит многого происходящего внутри него, ибо в душе его суета и шум. Пост же дарует внутреннюю тишину, чуткость восприятия как внешнего,
так и внутреннего. Тем самым он дарует особую духовную просветленность и силу духа, укрепляющие человека в борьбе со всяким злом.

Содержание работы

Введение
1. Пост и его установление
2. Многодневные посты
2.1. Великий пост
2.2. Петров пост
2.3. Успенский пост
2.4. Рождественский пост
3. Однодневные посты и сплошные седмицы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат по ОДК.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

                                      МИНОБРНАУКИ РОССИИ

                                     федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

           «Южно-Российский  государственный университет экономики и сервиса»

                                   (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

 

Факультет

Кафедра

Специальность

 

 

 

                                                                       Работа допущена к защите

                                                                         _____________________

                                                                           подпись руководителя

                                                                                      «______»____________20    г.  

 

 

                                                 РЕФЕРАТ

 

Тема    Посты в Православной Церкви

по дисциплине  Основы духовной культуры

 

Разработал   __________                                              _______________

                       подпись, дата                                                             инициалы, фамилия

                                                                                                                           группа_________

Руководитель __________________         ___________          ______________

                 должность, ученая степень, звание          подпись, дата                инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ШАХТЫ 2013

                                     Содержание

Введение

1. Пост и его установление

2. Многодневные посты

2.1. Великий пост 

2.2. Петров пост

2.3. Успенский пост

2.4. Рождественский пост

3. Однодневные посты и сплошные седмицы

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

           Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь. 
          В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно ив самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений. Разъяснения о постах даются в Типиконе, Номоканоне, Минеи, Триоди и Часослове. Однако большинство правил содержится в Типиконе и Номоканоне. Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг.

          Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви. 
          Итак, одни христиане - или по незнанию, или по небрежности - недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.

1. Пост и его установление

 

          Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу, борьбы со своими страстями и греховными привычками, сопровождаемое воздержанием от пищи животного происхождения, употребления спиртного, супружеской близости, увеселений и развлечений.

          Цель поста – не в формальном отказе от мяса, других продуктов животного происхождения и вообще воздержании. Эта сторона поста, как бы она не была важна сама по себе, является лишь помощью в достижении главной цели – искоренения в человеке всего того, что мешает его соединению с Богом, и стяжания добродетелей, которые этому единству способствуют. Священник Александр Ельчанинов пишет по этому поводу следующее: «Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу».

          Совершенный пост имеет две основные составляющие:

1) телесный пост;

2) духовный пост.

          Телесный (или физический) пост, как следует из его названия, относится к телесной природе человека, к его физиологическим потребностям. В первую очередь, это воздержание в пище, которое должно носить не только качественный, но и количественный характер. Нельзя, отказываясь от определенного Уставом вида пищи, употреблять неумеренно постную или формально постную, но изысканную еду. Наслаждение дорогими или редкими продуктами, специально приготовленными в качестве «постной пищи», соблюдая букву Устава, нарушает его дух. Понятно, что цель телесного поста – не буквальное следование ограничениям в пище животного происхождения, а настойчивая попытка освободиться от духа чревоугодия и лакомства, от привычки к невоздержанию и объедению.

          Во время поста необходимо воздерживаться и от развлечений, особенно современных, доступ к которым можно получить, не выходя из дома. В первую очередь, это телевидение, которое агрессивной нечистотой или пустотой некоторых передач способно расстроить любое духовное делание христианина, просматривающего постом эти, мягко говоря, неблагочестивые программы. Таким же соблазном, но уже для детей, являются компьютерные игры, увлечение которыми не только мешает выполнению ребенком своих обязанностей в школе и дома, но может привести к серьезным духовным и физическим последствиям.

          Постом вообще необходимо воздерживаться от пустого времяпрепровождения, поскольку оно отвращает человека от концентрации на духовном, молитвенном делании. Но одновременно с физическим должен совершаться пост духовный, который и является высшей ступенью совершенного поста.

          Духовный пост – это, прежде всего, молитвенное обращение к Богу, стремление к Богообщению, высшей точкой которого является Причащение Святых Христовых Таин. Притом очень важно оказывать ближним свою любовь и доброжелательность, помогать им в их нуждах, проявлять заботу и внимание к тем, кому они необходимы. Святитель Иоанн Златоуст, раскрывая суть духовного поста, говорит: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

          На этом пути человека обязательно будут подстерегать собственные греховные страсти: эгоизм, гнев, раздражение, самомнение, самолюбование, гордость, тщеславие. Борьба с ними и составляет одну из целей постного делания христианина. Но и эта цель не является главной. Очищение от страстей должно проходить на фоне сокрушенного сознания своей немощи и упования на Божию помощь. Если нет честного анализа своих грехов, духовной неудовлетворенности собой, самоуглубления и осознания своего недостоинства перед лицом Божиим, настоящее покаяние и примирение с Господом будет невозможным.

          Православный пост имеет в себе глубокие догматические корни. Согласно свидетельству святых отцов Православной Церкви,  пост был дан как заповедь Адаму и Еве еще в раю, где Бог запретил им вкушать плоды  с дерева познания добра и зла. Первоначальный пост, установленный Богом, был очень прост: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт. 2; 16, 17). Райское состояние Адама и Евы могло продлиться бесконечно, если бы прародители не нарушили единственную заповедь, данную им Богом в Эдеме.

          Прародители не смогли понести этот небольшой подвиг послушания и самоограничения, и этот факт привел ко многим трагическим последствиям. Пост как добровольное послушание Богу в ограничении своих желаний и потребностей стал с тех пор обязательным элементом человеческого делания, направленного на восстановление разорванной связи с Творцом.

          Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.

          В книге Исход находим пример поста пророка Моисея перед великим событием в жизни богоизбранного народа. «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34; 28).

          Пророк Давид в день погребения своего союзника Авенира соблюдал строгий пост: «И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день; но Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2 Цар. 3; 35). Постился он и при печальных или тяжких обстоятельствах. Так, когда восстали на Давида свидетели неправедные, пророк свидетельствовал: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недр о мое» (Пс. 34; 13).

          Пророк Даниил постился, когда ему было откровение великой силы: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан. 10; 2, 3).

          В Ветхом Завете есть подробные указания о том, как провести пост, чтобы это было не формальностью, не фарисейским самодовольным деланием, направленным на внешнее исполнение заповеди, а настоящим, живым движением человеческого сердца к Богу. Так в Книге пророка Исайи есть удивительные слова: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58; 2–7).

         Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5; 17). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4; 1, 2).

          Несмотря на то, что Христос готовился к Своему служению исполнением заповеди поста, его избранные ученики-апостолы, находясь с Ним, не постились: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9; 14). Ответ Христа исчерпывающий: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9; 15). Пост, целью которого является приближение человека к своему Создателю, не нужен тем, кто находится с Ним рядом.

          О непреходящем значении поста для человека Христос говорил неоднократно. Так, изгнав беса из некоего отрока, Он сказал апостолам: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17; 21). Господь учит своих учеников, как правильно совершать пост и какие плоды это приносит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6; 16–18).

          Таким образом, богоустановленность поста и его необходимость для христианина становится очевидна.

          Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15; 29). Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен».

          69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

Информация о работе Посты в православной Церкви