Посты в православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Значение поста для человека многообразно: пост скоро и ясно показывает, что для жизни нужно немногое, и здоровье человека
зависит не от изысканной, но от простой пищи и питья, выявляет страсти, господствующие в человеке, и подавляет их, делает способным к молитве и размышлению, дает совершенно конкретную пользу человеческому организму, самим фактом голодания очищая его.
Пост - это обязательное условие очистки тела и духа. Часто человек не слышит многого происходящего внутри него, ибо в душе его суета и шум. Пост же дарует внутреннюю тишину, чуткость восприятия как внешнего,
так и внутреннего. Тем самым он дарует особую духовную просветленность и силу духа, укрепляющие человека в борьбе со всяким злом.

Содержание работы

Введение
1. Пост и его установление
2. Многодневные посты
2.1. Великий пост
2.2. Петров пост
2.3. Успенский пост
2.4. Рождественский пост
3. Однодневные посты и сплошные седмицы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Реферат по ОДК.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

          66-е Апостольское правило, 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Действительно, факт Воскресения Христова занимает центральное место в учении о спасении, а суббота чтится Церковью, начиная с момента ее основания, как день покоя, когда Бог почил от дел Творения.

Поэтому вышеперечисленные  правила предписывают извергать  из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы  и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже  и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

          В 19-м правиле Первого Поместного Гангрского Собора говорится: «Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою».

          Восьмой Толедский Собор, проходивший около 653 года, своим 8-м правилом постановил: «Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса на целый год». 56-е правило Шестого Вселенского Собора перечисляет продукты, от которых следует воздерживаться постом: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго, так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Многодневные посты

 

          Оформившиеся уже к V веку многодневные посты существуют в Православной Церкви и поныне. Но вплоть до конца XII века количество постных дней и другие их уставные особенности претерпевали некоторые изменения. Великий пост, а также посты среды и пятницы являются каноническими, поскольку были введены в практику Православной Церкви уже упоминавшимся 69-м правилом святых Апостолов. Остальные посты являются уставными, так как были введены в практику через монастырский устав, ставший впоследствии образцом и для христиан, живущих в мире. Эта особенность не имеет, впрочем, особого значения в том плане, что принципы соблюдения поста остаются одними и теми же во всех случаях.

 

2.1. Великий пост

 

         Великий пост начинается за семь седмиц до Пасхи, длится 48 дней и состоит из Святой Четыредесятницы (40 дней), Лазаревой субботы, праздника Входа Господня в Иерусалим и Страстной седмицы (шесть дней). Великий пост предваряется несколькими подготовительными неделями:       «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне» и «О Страшном Суде» или Масленицей. Хотя «широкая, блинная» Масленица исстари была всенародным праздником, сопровождавшимся гуляниями и ярмарками, на масляной седмице уже предписывается воздержание от мяса. В последний день Масленицы – Прощеное воскресение верующие испрашивают друг у друга прощение взаимных обид, чтобы со спокойной душой, в мире приступить к подвигу говения. Великий пост специально дается Церковью, чтобы христиане смогли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхального торжества.

Во время Великого поста богослужение особенное: всю  Четыредесятницу в понедельник, вторник и четверг Литургия не служится. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров, по субботам совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста, а по воскресным дням – Литургия святителя Василия Великого (в последнее воскресенье – Вербное, служится литургия Иоанна Златоустого). Особенностью великопостного богослужения является то, что каждая из основных его частей включает покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина.

Первые четыре дня  в храме на Великом повечерии  по частям читается «Великий покаянный канон» святого Андрея Критского († 712 г.) – шедевр церковной гимнографии. Канон велик и по объему текста, и по своей смысловой глубине, полон аллегорий и трогательных образов. По содержанию он представляет собой беседу кающегося с собственной душой.

Первое воскресенье  поста – «Неделя торжества  Православия». в этот день Церковь воспоминает свою победу над иконоборческой ересью (VIII, IX вв.), второе воскресенье поста – «Неделя святителя Григория Паламы архиепископа Фессалоникийского (XIV в.)». Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову – «Неделя Крестопоклонная», четвертая неделя посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской (VI в.). На пятой неделе Церковь вспоминает святую Марию Египетскую, образ которой стал символом глубокого и преображающего покаяния. На этой седмице в четверг на Утрене вновь (но на этот раз уже не по частям, а целиком) читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского – «Стояние Марии Египетской».

          Субботы Великого поста также особенные. Первая посвящена великомученику Феодору Тирону, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста являются малыми родительскими поминальными. Суббота 5-й седмицы именуется «субботой Акафиста», или «Похвалой Пресвятой Богородицы». Шестая седмица Великого поста имеет название «седмица ваий» или «вербная», которая заканчивается праздником «Входа Господня в Иерусалим», Неделей ваий, Цветоносной или Вербным Воскресением. Последняя седмица – Страстная, воспоминание святых и спасительных Страстей (страданий) Христовых. Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

          В Великую среду Страстной недели вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

          В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

          В Великую пятницу во время вечерни выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом, совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

          В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью. Пост последних дней особенно строг.

 

2.2. Петров пост

 

Спустя седмицу после дня Святой Троицы, в понедельник начинается Петров пост (Апостольский пост, Петровки или Петрово говение). Этот пост с раннехристианских времен был установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, постившихся, готовя себя для проповеди евангельского учения. Петров пост начинается после Троицкой седмицы, и длится до 28 июня/11 июля включительно, если праздник святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) случится не в среду и не в пятницу (традиционно постные дни). Продолжительность поста зависит от дня празднования Пасхи и может быть от восьми дней до шести недель (так как начало поста – переходящая дата).

Об установлении Петрова  поста говорится еще в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы  празднуйте одну седмицу, а потом  поститесь; справедливость требует  и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти» (Постановления святых апостолов чрез Климента, епископа и гражданина Римского, кн. V, 20).

Свидетельства святых Отцов  Церкви об Апостольском посте известны с IV века, о нем говорят святители Афанасий Великий Александрийский, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий Римский и Феодорит Кирский.

Петров пост менее  строг, чем Великий: во время него церковный Устав предписывает еженедельно, по три дня – по понедельникам, средам и пятницам воздерживаться от рыбы, вина и елея (растительного масла), в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. Скоромная пища, конечно же, вообще исключается.

В субботние, воскресные дни Апостольского поста, а также  в дни памяти какого-либо великого святого или в дни храмового (престольного) праздника также на трапезе разрешается рыба.

 

2.3. Успенский пост

 

Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста – 1/14 августа. Этот пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели, до 15/28 августа.

Успенский пост является наследием древнего христианства. Ясные указания на него содержатся в беседе святителя Льва Великого Римского, произнесенной им около 450 года. Святой Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас". Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года. Этот пост является строгим, послабление на рыбу благословляется только в праздник Преображения Господня, на вино и елей – в субботние и воскресные дни. В первый день поста совершается празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, воспоминается Происхождение (изнесение) Древ Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник был введен в церковный обиход в 1164 году византийским императором Мануилом и Владимирским князем святым Андреем Боголюбским, после удачных военных походов соответственно против сарацин и поволжских булгар. В Константинополе летом часто случались эпидемии, и в это время духовенство выносило (износило) частицу Креста Господня крестным ходом вокруг города, после чего мор прекращался. В этот день в храмах освящают мед, благословляя его первый сбор, совершают водосвятие, а сам день исстари именовали Медовым (Первым) Спасом. В этот же день совершается память ветхозаветным мученикам семи братьям Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, пострадавшим в гонения нечестивого языческого царя Антиоха Епифана (166 г. до Р.Х.). На Руси прозвище Маккавеи (от древнееврейского «маккави» – молот) ассоциировалась с русским выражением «веять мак», отсюда был распространен обычай освящать в этот день мак.

 

2.4. Рождественский пост

 

С 15/28 ноября начинается Рождественский, или Филиппов, пост. Последнее его название связано с тем, что заговение бывает на день памяти апостола Филиппа (14/27 ноября). Установление Рождественского поста также относится к раннехристианским временам. Уже с IV века святитель Амвросий Медиодаланский, блаженный Августин Гиппонский упоминают его в своих творениях, а в V веке о нем писал святитель Лев Великий, папа Римский.

Собор 1166 года при константинопольском  патриархе Луке и византийском императоре Мануиле предложил хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней, потому именуется в церковном Уставе Четыредесятницей так же, как и Великий пост. Он длится пять с половиной недель, что символизирует пять с половиной тысячелетий ожидания человечеством явления в мир Мессии – Христа Спасителя.

Зимний, Рождественский пост служит для христиан таинственным освящением последней части года, сакральным обновлением духовного  единства с Богом и приготовлением к спасительному празднику Рождения по плоти Бога Слова.

Святитель Лев Великий  Римский отмечает: «хранение воздержания  запечатлено четырьмя временами, чтобы  в течение года мы познали, что  непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни  всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

Правила воздержания, предписанные Типиконом в Рождественский пост, сходны с Петровым постом. Рыба во время  Рождественского поста разрешается  в субботние и воскресные дни  и великие храмовые праздники, и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 до 25 декабря старого  стиля пост усиливается, и в эти  дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Но именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового Года, и православным христианам следует весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушать строгость поста.

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день предписывается вкушать сочиво, которое готовится из подслащенных зерен пшеницы или риса. Сочиво или рождественская кутия символизирует Царство Небесное (евангельская притча о горчичном зерне Мф. 13, 31–36).

Хотя по уставу в сочельник  разрешается пища с постным маслом, по русской национальной традиции ничего не едят до появления на небе первой звезды, напоминающей звезду, возвестившую о рождении Богомладенца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Однодневные посты  и сплошные седмицы

 

          К однодневным православным постам относятся среда и пятница. Они установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В канун Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Информация о работе Посты в православной Церкви