Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 10:37, контрольная работа
Основной круг вопросов теории познания -истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.
Знание - это заслуживающая доверия истинная и достаточно обоснованная информация о реальности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
" Финансовый университет при правительстве Российской Федерации"
Кафедра философии и социологии
Контрольная работа по
По теме : " Познание , его возможности и границы ".
Оглавление
Во всей мировой истории развития философской мысли никогда и никто не обходил один из фундаментальных разделов в системе философии, каковым является теория познания. Без рассмотрения теории познания немыслима ни одна философская система. Это, кроме всего прочего, диктуется властной силой связи философии с конкретными науками, на которые она опиралась и ныне опирается в своем развитии. Это нужно прежде всего для развития теоретических разделов любой науки, но в то же время необходимо и для прогресса самой философской культуры, а в конечном счете для удовлетворения неисчислимого множества жизненных вопросов общества. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко всё более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия .
Человек отличается от любого другого живого существа уже тем, что способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а также свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.
Особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира посвящен такой раздел философии, как гносеология (греч. gnosis -познание), теория познания. В современных исследованиях практикуется использование другого, практически равноценного термина при обозначении круга проблем, связанных с теорией познания, -эпистемологии (греч. episteme -- знание).
Основной круг вопросов теории познания -истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.
Знание - это заслуживающая доверия истинная и достаточно обоснованная информация о реальности
Ответ:
Отношение между субъектом и объектом познания составляет как бы каркас познавательного процесса. Реализуется же познание с помощью целого набора других структурных компонентов, каждый из которых играет вполне определенную роль в получении человеком знаний о мире.
С чего начинается познание?
Отметим прежде всего, что познание явления или вещи, впервые встретившихся человеку в его житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некоторое исходное основание – личностное знание. Личностное знание представляет собой всю совокупность сведений субъекта о мире, которые человек уже приобрел как в своем личном опыте, так и в результате обучения и воспитания. Эти знания не равноценны по своему статусу и значению: они включают, с одной стороны, сведения общезначимого характера (мировоззренческие ценности, законы науки ) , а с другой - личные знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к своему миру. Личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, мифологемы и другие "сведения", искажающие реальность. Однако каждый человек, как правило, считает свои представления о мире справедливыми - он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания. Более того, любая вера (в том числе и религиозная) не нуждается в каком-либо обосновании: человек просто принимает те или иные установки как само собой разумеющиеся, не подлежащие никакому сомнению. Поэтому личностное знание есть более или менее упорядоченный конгломерат верных и ошибочных представлений о мире, соединенных в единое целое "скрепами" веры.
В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных функции.
Избирательная функция: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себя предметы познания и их свойства, намечает пути их изучения.
Оценочная функция состоит в том, что, знакомясь с предметом познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, старается найти что-то общее между ними, т. е. дает ему какую-то предварительную оценку.
Интерпретационная функция имеет место тогда, когда человек, освоив так или иначе познаваемый предмет, дает ему свою интерпретацию (т. е. толкование и объяснение) – опять-таки с соответствии с собственным знанием-верой. Личностное знание, таким образом, пронизывает собой все стадии познавательной деятельности человека.
Чувства и разум в познании
Вместе с тем личностное знание, во многом определяя процесс познания, само зависит от других структурных компонентов этого процесса. Важнейшими из них выступают две стороны познания – чувственная и рациональная.
Чувственное познание осуществляется человеком органами чувств, данными ему природой. С помощью чувственного познания субъект может познать лишь те свойства и связи вещей, которые как бы лежат на поверхности, доступны непосредственному созерцанию (зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу). Говоря философским языком, чувственное познание ориентировано на явление (т. е. внешние характеристики вещей). Оно функционирует в трех основных формах – ощущение, восприятие, представление.
Ощущение фиксирует в нашем сознании лишь какое-то отдельное свойство вещи -ее цвет, вкус, форму и т. д.
Восприятие отражает уже всю совокупность внешних признаков вещи, составляет ее целостный образ. И то и другое существует лишь при непосредственном чувственном контакте человека с вещью.
Представление же, напротив, возникает в сознании без такого контакта, оно есть как бы чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти ее образа – каждый из нас легко представит себе, например, яблоко, даже не имея его перед собой.
Названные формы чувственного познания есть отражение реального мира и поэтому они так или иначе сходны с ним. Но это сходство не абсолютное, а лишь относительное, так как чувственное знание несет на себе и отпечаток особенностей личности, момент субъективности. Иными словами, каждый человек воспринимает мир индивидуально, видит его иначе, чем другие. Поэтому нельзя упрекать кого-то в том, что он ощущает какую-то вещь не так, как ее воспринимают, скажем, его близкие. Можно сказать, что каждый из нас по-своему прав в своем личном отражении единого для нас мира.
Чувственное познание при всей его важности для человека не дает возможности обнаружить сущность вещей, т. е. их внутреннюю основу, необходимые и устойчивые свойства и связи.
Рациональное познание функционирует с помощью трех основных логических форм – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства предметов определенного класса: так, понятие "металл" обозначает наличие специфических свойств всех элементов-металлов (например, их электропроводности). Именно понятия выступают как бы атомами мышления, с их помощью выражается практически любая человеческая мысль. Связь понятий в процессе мышления выражается в виде суждения - форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете . Суждения фиксируют отношения, существующие между различными предметами, явлениями, их свойствами. И, наконец, с помощью умозаключения устанавливается связь между разными суждениями и делаются определенные выводы .Несмотря на кажущуюся простоту названных форм рационального познания они являются необходимыми и достаточными для самых разных мыслительных операций. С их помощью добыто и добывается, а также может быть выражено все богатство человеческих знаний.
Чувства и разум
совместно работают над
Вместе с тем при всех возможностях этих сторон познания далеко не всегда предмет изучения поддается им. В этих ситуациях в философии говорят еще об одной стороне познавательной деятельности – иррациональном познании (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный). Под ним понимаются обычно познавательные акты, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения. Сюда могут быть отнесены такие "нестандартные" способы получения знаний, как интуиция, откровение (для религиозного человека) и др. Все они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины. И, наконец, итоговым компонентом процесса познания выступает новое знание, полученное человеком в результате практического и теоретического освоения объекта познания. В большинстве случаев оно является новым только для данного индивида и может быть давно известным для других: так, кто-то, впервые приехав в Москву, открывает его для себя, хотя это "открытие" носит сугубо личный характер. Вместе с тем результаты познания могут стать и общезначимыми и принципиально новыми.
Итак, процесс познания есть целостная система взаимодействующих компонентов и отношений между ними. Только задействовав все эти компоненты, активно включив их в конкретную деятельность по изучению предметов и явлений окружающего нас мира.
Уровни познания
Кроме чувственных и рациональных
форм познания, в его структуре можно различить
и несколько уровней: обыденно-практический
и научный, эмпирический и теоретический.
Обыденное познание
опирается на повседневный жизненный
опыт человека. Оно характеризуется относительной
узостью, здравым смыслом, «наивным реализмом»,
соединением рациональных элементов с
иррациональными, многозначностью языка.
Оно по большей части «рецептурно», т.е.
ориентировано на непосредственное практическое
применение. Это больше «знание как...»
(готовить, мастерить, использовать), чем
«знание что...» (собой представляет тот
или иной предмет).
Научное познание
отличается от обыденно-практического
множеством свойств: проникновением в
сущность объекта познания, системностью,
доказательностью, строгостью и однозначностью
языка, фиксацией методов получения знания
и т.д.
Эмпирический
и теоретический уровни выделяются
уже внутри собственно научного знания.
Их отличают особенности процедуры обобщения
фактов, применяемые методы познания,
направленность познавательных усилий
на фиксацию фактов или создание общих
объяснительных схем, интерпретирующих
факты и др.
Ответ:
В научной литературе существует несколько подходов относительно определения понятия «методология».
Во-первых, методология, начиная с Р. Декарта, долгое время рассматривалась лишь как учение о методах деятельности. Такое понимание методологии мы находим в трудах К. Маркса. Подобное толкование методологии ограничивало её предмет анализа методов и сформировало узкое понимание этого термина.
Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология связана только с научной деятельностью. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов деятельности наряду с искусством, религией, философией.
В-третьих, в гуманитарных и общественных науках в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой степени абстракции.
Таким образом, понятие «методология» (в дословном переводе «учение о методе») рассматривается в двух основных значениях:
1) система определенных
способов и приёмов, применяемых
в той или иной сфере
2) учение об этой системе, общая теория метода. Как учение о методах и общая теория метода методология является областью философии, которая выполняет методологические функции по отношению к науке.