Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 10:37, контрольная работа
Основной круг вопросов теории познания -истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.
Знание - это заслуживающая доверия истинная и достаточно обоснованная информация о реальности
Карл Густав Юнг "Проблемы души нашего времени".
Анализ текста:
«Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы и категории, которые все это регулируют, – архетипы».
«Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам».
«Вся мифология – это как бы своего рода проекция коллективного бессознательного».
«Содержание коллективного бессознательного – это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет».
Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное представляет собой необозримый резервуар нашего «Я», который связывает сознание (небольшую и содержательно бедную область психики, находящуюся под нашим контролем) со сферой инстинктивной жизни. Когда оно вступает в область сознания, то воспринимается им как нечто неизвестное и непонятное, а потому пугающее.
Открытое К.Г. Юнгом бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось оно на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. в бессознательном человек непосредственно встречается с прошлым и будущим, переживая бессознательное как мир символов из древнейших и грядущих времен. К.Г. Юнг называет его «коллективным бессознательным», а его первичные формы – «архетипами» коллективного бессознательного, являющимися своего рода осадком от первоначального душевного опыта человечества. Архетипы можно охарактеризовать как формы выражения инстинктов.
Архетипы представляют собой вневременные схемы, согласно которым формируются образы, мысли и чувства, живших и живущих людей, они хранят первобытные формы постижения мира, коллективный исторический опыт, выраженный в мифах и символических изображениях. Архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам и символам и полностью лишены какой-либо предметности. Совокупность архетипов, коллективное бессознательное, представляет собой «осадок» всего того, что было когда-то пережито человечеством. Однако осадок этот не лежит без движения. Согласно К.Г. Юнгу, он является «живой системой реакций и диспозиций». Эта система в значительной мере определяет нашу индивидуальную жизнь. А то, что данный процесс происходит для индивида неосознанно, делает его еще более эффективным.
Из чего состоит коллективное бессознательное? На этот вопрос К.Г. Юнг отвечает с известной оговоркой, указывая, что мы не можем знать о нем всего. Но, по всей видимости, в него входит нечто наподобие мифологических образов и мотивов. По его мнению, наиболее яркое воплощение этой проекции мы можем усмотреть в том, как человек воспринимает звездное небо. Строго говоря, на нем нет созвездий; существуют лишь отдельные звезды, и только в восприятии человека эти далекие от нас светила объединяются в определенные образы. Когда астролог полагает, что «читает» карту звездного неба, на самом деле он прислушивается к голосу коллективного бессознательного, которое спрятано глубоко внутри него и о существовании которого он может и не подозревать. Автор полагает, что существует два способа исследования коллективного бессознательного. Первый – с помощью мифологии; второй – посредством анализа самого индивида.
«Вид заднего плана души западноевропейца малопривлекателен как с интеллектуальной, так и с этической и эстетической точек зрения».
«…Мир приобретает
такой уродливый облик, что любить
его уже становится
Западный человек создает вокруг себя «монументальный мир», причем делает это, по выражению исследователя, «с несравненным пылом». Однако в данном случае все грандиозное оказывается вовне; то же, что человек обнаруживает на дне души, оказывается неполноценным и убогим.
Каким предстает перед нами западноевропеец? Это арийская хищная птица, которую охватывает ненасытная жажда наживы. И эта жажда влечет хищника в те страны, к которым он никакого отношения не имеет, – от Китая до Африки. Слова об «арийской птице» могут натолкнуть на мысль, что К.Г. Юнг имеет в виду фашистов и их завоевания во время второй мировой войны. Да, он был современником этой эпохи. Но критика его направлена гораздо дальше – против всей западной культуры, которая, беззастенчиво вламываясь в другие страны, приносит с собой имя Христово, а вместе с ним и все сомнительные достижения своей цивилизации.
По словам исследователя, западноевропеец живет, скрытый сам от себя плотными клубами дыма. Раскапывать душу западного человека, по меткому выражению К. Г. Юнга, – все равно, что плескаться в канализации. Начиная знакомство с нашей душой, говорит мыслитель, мы сразу же сталкиваемся с тем, чего не хотим видеть.