Познание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.

Содержание работы

Введение
1. Познание как предмет философского анализа
1.1 Структура и динамика познавательного процесса
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия м з а.docx

— 40.75 Кб (Скачать файл)

Познание не есть движение к абсолюту, к полной воспроизводимости действительности. Познание - непрерывное преодоление противоречия между безграничной возможностью универсального постижения человеком мира и его частей и реальной невозможностью в каждый конкретный момент познать мир и себя в мире исчерпывающе. Видимо, прав К. Поппер, предложивший исходить из Двух посылок:

а) «мы знаем достаточно много» и

б) «наше незнание безгранично».

Познание допускает известную  Долю вероятности, плюрализм мнений, оно не запрограммировано заранее  на успех.

Диалектика объективного мира обусловливает  диалектический характер познания. Диалектичность познания вытекает из того, что познание субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнению прежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым данным науки и практики.

1.1 Структура и динамика  познавательного процесса

Согласно Платону, чувственное  восприятие не может дать знание, а  можно знать только то, о чем  учит математика. (Идеал науки - геометрия  Эвклида.) Аристотель рассуждал иначе: чувственный опыт говорит нечто  о реальности. Новоевропейская наука  синтезировала подходы Платона  и Аристотеля в виде программы  математического естествознания, основанного  на эксперименте. Итак, реальность дана в чувственном опыте, но ее глубинный механизм постигается с помощью математической обработки.

Классическая теория познания наукоцентрична, исходит из того, что знание, представленное в математике, естествознании, является высшим типом знания.

Неклассическая теория познания исходит  из утверждения, что наука выступает  важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Она не может  вытеснить обыденное практическое знание, которое включает в себя здравый смысл, приметы, личный опыт, традиции, назидания, рецепты, не требует  предварительных доказательств  и выражается в бесписьменной  форме. Существуют донаучные и вненаучные формы и типы знания (мифологическое, религиозное, игровое познание, так называемая «народная» наука и т.п.).

В теории познания выделились эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально  соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные  данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).

Рационалисты знанием считают  то, что вписывается в систему  «врожденных идей» (Декарт, Спиноза), либо в систему априорных категорий  и схем разума (Гегель, неокантианство), в целом, преувеличивают значение рациональной деятельности мышления и недооценивают (или игнорируют) роль чувственных  форм отражения.

Рационализм представлен в античной философии*, зарождающихся науках - астрономии и геометрии, средневековой  системе дедуктивных знаний, в  новоевропейской философии (Спиноза, Лейбниц, Кант), марксизме, структурализме, доктрине искусственного интеллекта и  т.п.

Рационализм различается в узком  и широком смысле. В первом своем  значении, когда решается вопрос об источнике знаний, о роли чувственного созерцания и абстрактного мышления, рационализм противостоит эмпиризму. Рационализм в широком смысле - это концепция общего понимания  природы, общества и сознания. Здесь  рационализм противостоит иррационализму. Новое содержание, не выражаемое до определенного времени в форме  уже известных понятий, выступает  по отношению к ним как нечто  иррациональное. Иррациональное как момент движения от незнания к знанию способно в потенции стать элементом рационального постижения действительности.

Если классическая рациональность исходила «из необходимости как  можно более точного постижения и воспроизведения естественной упорядоченности существующего  бытия», то «неклассическая рациональность строится на возможностях более точного  воспроизведения условий и структуры  проблемных ситуаций, в которые попадает человек в своих отношениях с  миром».

Классическая гносеология опирается  на фундаментализм, который сводится к поиску основы (фундамента) всех наших  знаний. Отказ от фундаментализма  в неклассической теории познания связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, свидетельствует об отсутствии постоянных и общепризнанных стандартов, по которым традиционно отличали науку от ненауки, знание от незнания. Так, в программе «натурализованной эпистемологии» У. Куайна научная эпистемология должна отказаться от выдачи предписаний, от всякого нормативизма и свестись к обобщению данных физиологии высшей нервной деятельности и психологии, использующей аппарат теории информации. А по мнению Ж. Пиаже, следует обобщать то, что существует в психике реально, эмпирически. Согласно принципу антифундаментализма, познавательные процедуры в определенном смысле оказываются несоизмеримыми, так как не существует общего достоверного базиса и языка описания, опираясь на которые можно было бы сделать вывод о научности, объективной истинности любого знания.

Процесс познания, с позиций диалектико-материали- стической философии, протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах.

Чувственное познание служит фундаментом  всякого знания, непосредственно  соединяет человека с внешним  миром, осуществляется посредством  органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт  биологической и социальной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга.

Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще - ощущение. В ощущениях каждый из органов чувств специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах и т.д.). Единичное ощущение чаще всего выступает как часть сложного комплекса ощущений (например, вместе с ощущением звука возникают ощущения о громкости или тихости, высоте звука, его гармоничности или дисгармоничности и т.д.). Сложное ощущение, переступая порог сознания, становится частью восприятия и частью образа (представления). Содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Многие современные философы полагают, что познание не начинается с ощущений, ибо оно опосредовано многообразными предпосылками: практикой, предшествующим «запасом мыслей», языком.

Восприятие (вторая форма чувственного познания) - отражение свойств предмета, взятых как целое . В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга.

Работа механизмов восприятия позволяет  в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно  не дан нам, т.е. функционирует представление. Оно возникает на основе воображения  и прошлого чувственного опыта, сохраняется  и воспроизводится в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.

Образ, объективный по содержанию, субъективен по форме и зависит  от субъекта двояко: от особенностей физиологической  основы сознания субъекта; от прошлого познавательного опыта и социокультурных  ориентаций субъекта. Образ в известной  степени соответствует оригиналу  и не соответствует ему, ибо оригинал богаче, полнее образа. Выделяются не только образы-знания, отражающие объективную  реальность, но и образы-проекты (мысленные  конструкции, способные воплощаться на практике) и образы-ценности, выражающие потребности и идеалы субъекта.

Накопление и обобщение чувственных  данных происходит в мышлении человека. Оно позволяет в системе абстракций опосредованно отражать действительность.

Выделяются два основных уровня мышления - рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандарта  и схемы, что позволяет четко  строить мысли, систематизировать  факты. Здесь взаимосвязи вещей  рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет  к метафизике. В рассудке, вместе с тем, также наличествует диалектика. Ведь рассудок «схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду с изменчивостью, характеризует объект в целом.

Процесс рассудочного, связного, строго последовательного рассуждения, в  котором каждая последующая мысль  обоснована, выражается в дискурсе. Дискурсивное знание предполагает систематизацию фактов, четкую классификацию. Проблема дискурса впервые поставлена в древнегреческой  философии при разделении истин  на непосредственные («интуитивные») и  опосредованные (принимаемые на основе обоснования). Гегель отличал дискурсивное (рассудочное) мышление от содержательного. В современном расширенном понимании дискурс - совместное, основанное на дискуссии, обсуждение проблем на основе законов логики, мероприятие по выработке правил общежития.

Разум - уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума - Диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания.

Разум в понимании постмодернистов  опирается на представления о  мире как о реальности, лишенной центра и иерархии элементов. Такая  универсальная трактовка разума охватывает все человечество, природу, космос, Вселенную и рассматривает  западную и восточную культуры как  взаимодополняющие. Подобный универсализм возможен при схождении противоположностей: материального и идеального, конечного  и бесконечного, необходимости и  случайности, которые «есть искусственные  изобретения ума» (Лиотар). При этом мир является в виде осколков вариаций и интерпретаций, в которых каждый выражает свое прочтение бытия.

Основные формы рационального  мышления в классической гносеологии - понятие, суждение и умозаключение.

Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия  выражаются в языке в виде отдельных  слов («молекула», «человек») или в  словосочетаниях, обозначающих классы объектов («элементарные частицы», «производственные отношения»). Понятия  аккумулируют итоги многовекового  практического опыта человечества, они объективны по содержанию и источнику. Конечно, нельзя отрицать также «человеческого» характера знания: «в конце концов, понятия числа или элемента появились как субъективные соответствия неких объективных сущностей». Ряд философов, отдавая дань эмпиризму, отказывают в объективности абстрактным понятиям, например таким, как «отчуждение», «эксплуатация», так как эти понятия, в отличие от житейских («дом», «цветок»), не могут быть наглядно представлены. Понятиям присуща определенность, отражающая относительную устойчивость, и гибкость, выражающая подвижность, изменчивость мира и его фрагментов.

Суждение - мысль, выраженная в форме  предположения, в котором нечто  сообщается (утверждается или отрицается) об объектах. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях  можно отобразить и единичные, и  общие признаки. Мыслить о чем-то суждениями значит судить о нем, выявлять его связи и отношения. Помимо простых (неразложимых) суждений существуют сложные, которые составляются из простых  посредством различных логических связок («и», «если... то» и др.).

Отдельное суждение не может полностью  выразить содержание понятия. Для этого  необходима система суждений, представленная умозаключением. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов  чувств. При помощи умозаключений  совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения  одних суждений из других. Например, вывод о том, что Земля имеет  форму шара, в древности был  сделан с помощью следующих умозаключений: только шарообразные тела отбрасывают  тень в форме диска (посылка); Земля  же во время лунных затмений отбрасывает  тень в форме диска (обосновывающее знание); следовательно, она круглая (заключение). Важными условиями  достижения истинного выводного  знания являются не только истинность посылок (аргументов и оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение  нарушений законов и принципов  логики. Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Еще в античной философии под эйдосом понимали то, что дано в мышлении и одновременно видимо. По Канту, мы должны допустить, что в процесс переработки чувственных впечатлений мы активно налагаем на них порядок и законы нашего разума. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике », - так выразил динамику познавательного процесса Ленин. Чувственное познание, независимое от логического, существует только на ранних ступенях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов.

Взаимодополнение чувственного и рационального в познании не исключает, а предполагает различия между ними. Теоретическое познание и его результаты относительно независимы от данных эмпирических исследований, хотя оно обычно основывается на них. Несводимость познавательного содержания мышления к эмпирическим данным обнаруживается, прежде всего, в категориях, которыми оперирует только мышление. Ведь категории - формы всеобщности, которые не могут быть почерпнуты из чувственных данных.

Категория практики - ключевая в объяснении процесса познания. К этой идее в  наивной форме подошел Протагор. Он утверждал, что если одетому в отрепья холодно, а хорошо одетому тепло, это не значит, что один из них прав, а другой неправ. Просто надо изменить худшее состояние на лучшее. Итак, проблема истины переносится в сферу практики - дать мерзнущему теплую одежду.

Информация о работе Познание как предмет философского анализа