Познание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.

Содержание работы

Введение
1. Познание как предмет философского анализа
1.1 Структура и динамика познавательного процесса
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

философия м з а.docx

— 40.75 Кб (Скачать файл)

В гносеологическом аспекте практика есть процесс, в котором цели и  результаты человеческой деятельности соотносятся с закономерностями, тенденциями развития действительности. Практика в классической гносеологии - основа, исходный пункт, движущая сила, критерий истины и конечная цель познания. Чувственное познание и теоретическое  понимание мира неразрывно сопряжены  со способом его освоения, предметно-преобразовательного  действия.

Процесс познания по отношению к  практике обладает относительной самостоятельностью. На каждом этапе познания любая отрасль  науки решает проблемы, поставленные предшествующим развитием мысли. Решение  проблем, возникающих в ходе развития знаний, может опережать практику и направлять ее.

Человеческая деятельность включает в себя замысел, реализацию и результат. Замысел, в свою очередь, состоит  из цели, плана и ценности. Реализация одних и тех же целей (что надо сделать?) и планов (как это сделать?) может иметь разные жизненные  смыслы, ценностное (аксиологическое) значение. Практика, таким образом, составляет единство познания, оценки, преобразования и освоения мира человеком.

Познание возникло и функционирует  постольку, поскольку обслуживает  процесс жизнедеятельности людей, т.е. имеет социальную ценность. Знание в неявном виде всегда содержит в  себе определенную систему прагматических правил. Это означает, что из той  или иной совокупности знаний на основе оценок извлекаются определенные рекомендации, нормы деятельности.

Процесс познания можно представить  в трехступенчатой « вертикальной»  модели (от чувственно-эмпирического  к теоретическому мышлению и от него к практике) и в «фронтальной» модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическая формы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности. Деятельность комбинирует черты и чувственности, и духовности, замыкает познание на экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции, продуктивного воображения. Чувственно- эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а практическая ориентация присуща всем фазам познавательного процесса. Поступательность, выраженная в «вертикальной» модели, и «синтезность», представленная в «фронтальной» модели, дополняют друг друга и в целом характеризуют сложный процесс познания.

Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, ценностного  отношения к отображаемой действительности, познавательный процесс включает в себя различные формы психической деятельности: волю, желания, нормы. Познание осуществляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия:  Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев  П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.

3. Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное  пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.


Информация о работе Познание как предмет философского анализа