Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:52, реферат
Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. Нельзя назвать ни одного мыслителя, чтобы он с тем или иным успехом и оригинальностью не разрабатывал проблем познания. По теории познания написано такое множество специальных трудов, что их невозможно перечитать за годы и годы, если даже делать это дни и ночи. Но и любой самый искушенный в философии разум вопрос о знании трогает и порой необычайно глубоко, мудро.
Введение
1. Формы познания
2. Виды познания
3. Субъекты и объекты познания
4. Чувственное и рациональное познание
5. Научное познание
Заключение
Список использованных ресурсов
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованных ресурсов
Введение.
Все люди от природы стремятся
к знанию. Все, что простирается перед
нами и происходит в нас, познается
посредством наших, чувственных
впечатлений и размышления, опыта
и теории. Ощущения, восприятия, представление
и мышление, степень их адекватности
тому, что познается, отграничение истинного
знания от иллюзорного, правды от заблуждения
и лжи — все это с древнейших
времен тщательно исследовалось
в контексте разных проблем философии,
но прежде всего такого ее раздела,
как теория познания. Теория познания
«общая метафизика», рассматривающая
проблемы бытия и сознания, образуют
основу всей философии. На них уже
зиждутся более специальные разделы,
посвященные вопросам социальной философии,
эстетики, этики и т.п. Теория познания
есть общая теория, уясняющая саму
природу познавательной деятельности
человека, в какой бы области науки,
искусства или житейской
Для того чтобы вести разговор о том, какие бывают формы познания, нам необходимо определиться с тем, что же такое есть познание.
Оказывается, что дать четкую дефиницию тому, что же такое есть познание, нам не удастся, так как познание относится к тем последним данностям, которые несводимы ни к чему иному. Поэтому мы не можем давать ему определение, мы можем лишь опосредованно указать на него. Действительная природа познания может быть понята лишь исходя из нее самой.
Познание – это такое соприкосновение, которое невозможно ни с чем сравнить: одно сущее соприкасается с другим и овладевает им неким нематериальным образом. Это соприкосновение не может произойти между предметами любой природы, как в случае причинно-следственной связи, оно предполагает наличие хотя бы одного личностного субъекта, одного сознательно существующего.
Познание является односторонним соприкосновением, при котором объект охватывается субъектом. Другими словами, это такое соприкосновение, которое влечет изменение лишь в субъекте, а не в познанном объекте. Но сказанное не следует понимать в том смысле, что происходит включение познанного предмета в наше личное бытие. Он не является во время процесса познания реальной составной частью нашего личного бытия, подобно тому, как и сам, будучи познаваем, объективно не меняет своей сущности. Правда, происходящее в познании соприкосновение с предметом представляет собой приобщение к познаваемому.
Так, например, радуясь, мы реально осуществляем чувство радости. Она является реальной составной частью нашего существа, мы суть радостные. Точно так же и акт познания есть реальная часть нашего существа, это акт нашей личности: мы суть познающие. Однако познаваемый предмет от этого не становится составной частью нашей личности. Мы полностью от него изолированы, хотя в некотором роде и "проникаем" в него, "аннексируем" его. Мы как бы духовно "схватываем" его сверху.
Познание представляет собой духовное соприкосновение с сущим, при котором последнее раскрывает нам свою природу. Это трансцендирующее интеллектуальное соприкосновение представляет из себя интенциональное приобщение к сущему, которое следует четко отличать от реального приобщения. Еще точнее будет назвать познание неким духовным обладанием. Во-вторых, познание ни в коем случае не является продуцированием предмета познания, оно есть рецептивное восприятие. В-третьих, это познающее восприятие, в котором раскрывается предмет, не является чисто пассивным поведением. Как таковое оно содержит и активную компоненту интеллектуальное сопутствие смыслу и существу предмета познания.
Познание в самом широком
смысле этого слова охватывает все
акты, посредством которых нам
открывается предмет –
Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причём к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.
Научное познание, в отличие
от других многообразных форм познания,
— это процесс получения
Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
Объектом религиозного познания
в монотеистических религиях, то есть
в иудаизме, христианстве и исламе
является Бог, который проявляет
себя как Субъект, Личность. Акт религиозного
познания, или акт веры, имеет
персоналистически-
Существуют два вида познания – ознакомление и знание.
Ознакомление является процессом, изменением, имеет динамический характер. Оно реализуется при восприятии новой информации, о которой мы до момента ознакомления не имели сведений. Ознакомление – это есть процесс присвоения. Оно обладает протеканием во времени.
Знание же статично. Это не процесс усвоения, сопряженный с изменением, а статическое обладание некими фактами, мыслями, идеями и т.д. Знание надактуально, но может быть актуализировано в любой момент.
Однако, не смотря на различие этих видов познания нельзя отвергать их плотную взаимосвязь.
Знание включает в себя нашу связь с предметом она существует надактуально до тех пор, пока мы не забыли то, что знали. Многие факты составляют надактуальный базис нашей жизни. Так, например, каждый христианин надактуальным образом знает, что Христос был рожден, умер на кресте, воскрес, что Он Бог и спас мир.
Когда мы говорим, что знаем некоторые факты надактуально, и что это надактуальное знание продолжает в нас жить вместе с остальными активными свойствами нашего разума, мы подразумеваем под этим не только то, что знание чего-либо сохраняется, так сказать, в нашем сознании и либо мы можем вызвать его по желанию из хранилищ памяти, либо оно вернется к нам ассоциативно или в результате стороннего напоминания. Мы этим хотим сказать, что имплицитное сознание этих фактов никогда не покидает нас. Оно живет в глубине нашего существа таким образом, что любое конкретное, актуальное мгновение нашей жизни радикально бы изменилось, если бы мы не знали этих фактов.
Даже если наше внимание
полностью поглощено
Было бы большой ошибкой думать, что те немногие занимающие наш ум вещи, которые относятся к тонкому слою действительности, лишь одни и присутствуют в данный момент в нашем сознании. В любое мгновение в нем содержится гораздо больше. Мир, который мы, так сказать, носим в себе, духовная твердь, под которой мы живем и солнце которой освещает нашу жизнь, и есть тот невидимый фон, на котором проявляется конкретное содержание наших восприятий, мыслей и действий.
В противоположность всем этим сущностям и фактам есть много вещей, которые не могут быть предметом надактуального знания. Так, например, знание о том, как склоняется то или иное имя существительное латинского или немецкого языка, не имеет характера надактуального знания. Конечно, знание подобных вещей остается нашей интеллектуальной собственностью и в том случае, когда мы заняты другими предметами. Однако оно существует только потенциально. Оно не влияет на актуальную ситуацию сегодняшнего дня и не составляет фона для наших актуальных переживаний.
Итак, мы видим, что знание имеет три основные формы: во-первых, актуальную форму, когда мы актуализируем интеллектуальное обладание предметом и познанный предмет во всей полноте присутствует в нашем сознании; во-вторых, аутентичную надактуальную форму, когда незаметно присутствующее сознание определенных фактов и объектов представляет собой постоянный фон для других переживаний; и в третьих, форму воспоминания, когда знание существует лишь потенциально.
Теперь перейдем к двум другим подразделениям в сфере познания, которые в немецком языке обозначаются как kennen и wissen. Они несомненно являются двумя видами интеллектуального обладания. То и другое статично, то и другое может проявляться в любой из трех рассмотренных форм знания. Они различаются, прежде всего, своим предметом, а во-вторых, способом обладания этим предметом. Вид знания, обозначаемый немецким словом wissen, имеет отношение исключительно к положению вещей. Он выражается в таких фразах, как: "Я знаю, что луна круглая", "Я знаю, что Цезарь перешел Рубикон в 49 г. до н.э.", "Я знаю, что дважды два четыре" и т. д. Объектами этого типа интеллектуального обладания могут быть только факты или положение вещей.
Тот вид знания, который обозначается в немецком языке словом kennen, напротив, имеет дело лишь с сущностями, не являющимися положением вещей. Мы выражаем этот тип интеллектуального обладания, когда, например, говорим: "Я знаю эту мелодию", "Я знаю этого человека", "Я знаю эту страну", "Я знаю этот оттенок" и т. д. Короче говоря, kennen относится ко всем объектам, будь то сущности или явления, – ко всему, за исключением положения вещей.
Статическое интеллектуальное обладание, в противоположность динамическому ознакомлению, подразделяется, таким образом, на два вида. Первый вид, имеющий дело с положением вещей, – это знание; второй, имеющий отношение лишь к разного рода сущностям, а не к фактам, – это конкретное знание.
Мы можем различать степени конкретного знания для любых даже самых простейших объектов. В области конкретного знания существует как ступень понимания, так и ступень освоения. В сфере же просто знания, предметами которого являются исключительно факты, нет подобного подразделения. Здесь мы можем говорить о степени уверенности, в то время как в сфере конкретного знания это невозможно.
Познание проходит путь от
анализа явления к анализу
сущности, от сущности первого порядка
к сущности второго порядка, от изучения
предмета к исследованию системы
взаимоотношений между
Предметы внешнего мира становятся
объектами познания, поскольку они
вовлекаются в орбиту человеческой
деятельности, подвергаются активному
воздействию со стороны человека;
лишь благодаря этому