Познание в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. Нельзя назвать ни одного мыслителя, чтобы он с тем или иным успехом и оригинальностью не разрабатывал проблем познания. По теории познания написано такое множество специальных трудов, что их невозможно перечитать за годы и годы, если даже делать это дни и ночи. Но и любой самый искушенный в философии разум вопрос о знании трогает и порой необычайно глубоко, мудро.

Содержание работы

Введение
1. Формы познания
2. Виды познания
3. Субъекты и объекты познания
4. Чувственное и рациональное познание
5. Научное познание
Заключение
Список использованных ресурсов

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

Следовательно потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливают темпы развития тех или иных наук. Материальное производство предоставляет технические инструменты, научную аппаратуру для решения познавательных проблем. В свою очередь познавательная деятельность, воплощаясь в технике, становится непосредственной производительной силой. В своем развитии познание проходит ряд ступеней, которые отличаются друг от друга по степени отражения объективного мира.

Диалектика свойственна  всему человеческому познанию, диалектика, логика и теория познания находятся  в неразрывном единстве. Основой  этого единства является верное отражение  диалектики объективного мира в логике мышления и в познании. Теория познания по своему происхождению и содержанию имеет особые объекты и области  исследования. Диалектика как наука  охватывает развитие объективного мира и процесса мышления в целом. Применительно  к законам и формам мышления, диалектика выступает как логика, а применительно  к познанию мира, диалектика выступает  как теория познания. С логикой  и с теорией познания совпадает  лишь так называемая субъективная диалектика, то есть диалектика мышления и диалектика процесса познания, отражения мира в сознании человека.

В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам знания об отдельных свойствах  и сторонах предметов и явлений .Ощущения являются образами движущейся материи, субъективными образами объективного мира. Ощущения объективны по своему происхождению, по содержанию, но субъективны по форме. Они существуют в сознании человека, в голове субъекта. Субъективная форма отражения вещей проявляется в том, что разные люди по-разному ощущают эти вещи. Ощущения никогда не отражают полностью самого объекта, т. к. число связей и отношений объекта бесконечно, а характер и полнота чувственного отражения ограничена Степень полноты отражения разными людьми бывает различная, что зависят от практической деятельности людей, от их профессии, образования, степени внимания, состояния здоровья и т. д. Будучи копиями вещей, ощущения не совпадают с самими вещами. О тождестве вещей и ощущений говорят лишь субъективные идеалисты. С их точки зрения вещи как бы растворяются в ощущениях, превращаясь в комбинации ощущений. Абсурдность философии субъективных идеалистов в том и состоит, что люди как комплексы ощущений с помощью комплексов ощущений (органов чувств и мозга) должна познавать другие комплексы ощущений, т. е. предметы.

Наши ощущения нельзя ни отождествлять с вещами, ни метафизически  разрывать их, как это делают сторонники теории символов Образы, копии вещей  нельзя рассматривать как условные знаки, символы или иероглифы, которые  якобы ничего общего не имеют с  самими вещами. Создателем теории символов или иероглифов был немецкий ученый Гельмгольц, считавший, что ощущение и представление не являются изображениями  вещей и процессов природы, а есть лишь символы, знаки.

Но ощущения не порождаются  органами чувств, как думали «физиологические»  идеалисты, а представляют собой  отражение копии внешнего мира. Ощущения представляют собою, как известно, превращение  энергии внешнего раздражения в  факт сознания. Теория символов ведет  к отступлению от материализма в  теории познания, внося недоверие  к показаниям наших органов чувств. Изображение никогда не может  сравняться с моделью, но и не тождественно условному знаку. «Изображение, - писал  Ульянов(Ленин), заметный русский философ, - необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».

  1. Чувственное и рациональное познание

Чувственное познание опирается  на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный  образ, отображающий отдельные, единичные  свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и  т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение  не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и  его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный  образ предмета, который возникает  в сознании в отсутствие этого  предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить  его себе, даже если он не находится  перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении  большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать  восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей  существования мира.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет  человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая  отражает предметы, явления и связи  между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом  человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие  схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в  случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить  в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание  или утверждение чего-либо при  помощи понятий. В суждении между  двумя понятиями устанавливается  связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

  1. Научное познание

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

 Основными особенностями научного познания являются следующие:

 — объективность добываемого  знания;

 — развитость понятийного  аппарата (категориальность);

 — рациональность, связанная  с непротиворечивостью, доказательностью  и системностью;

 — проверяемость;

 — высокий уровень  обобщения знаний;

 — универсальность; 

 — использование специальных  способов и методов познавательной  деятельности.

 Научное познание универсально  в том смысле, что может сделать  предметом исследования любой  феномен, может изучать все  в человеческом мире — будь  то деятельность сознания, психика  или же хозяйственная деятельность  человека. Однако все, что наука  делает своим предметом, она  исследует со стороны закономерностей  и причин.

 Научное познание имеет  свои уровни, формы и методы.

 Уровни научного познания:

- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;

- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

 Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон,  проблема, гипотеза, теория.

 Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение,  классификация, систематизация, описание, сравнение. 

 Универсальные - анализ  и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

 Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

 Научный факт (лат.  factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

 Эмпирический закон  — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь  между явлениями и процессами.

 Проблема — осознанная  формулировка вопросов, возникающих  в ходе познания и требующих  ответа.

 Проблема может быть  теоретической или практической.

 Научная проблема выражается  в наличии противоположных позиций  в объяснении каких-либо явлений,  объектов, процессов и требует  адекватной научной теории для  ее разрешения.

 Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

 В ходе проверки  гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение. 

 Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

 Структура теории 

 • Исходные основания:  фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы  и т. п. 

 • Идеализированный  объект данной теории.

 • Логика и методология,  применяемые для построения теории.

 • Совокупность законов  и утверждений, выведенных из  теории.

 Ключевой элемент любой  теории — закон, поэтому ее  можно рассматривать как систему  законов. 

 Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

 Научный метод характеризуется  двумя важными качествами —  строгостью и объективностью.

 Среди эмпирических  методов научного познания большую  роль играют наблюдение (Н) и  эксперимент (Э):

1. Н) Целенаправленное  и организованное восприятие  внешнего мира, доставляющее первичный  материал для научного исследования; Э) Исследование какого-либо явления  путем активного воздействия  на него при помощи создания  новых условий, соответствующих  целям исследования, или же через  изменение течения процесса в  нужном направлении. 

2. Н) Отсутствие преобладающего  воздействия субъекта познания  на объект исследования; Э) Наличие  преобладающего воздействия субъекта  познания на объект исследования.

3. Н) Возможность использования  приборов и инструментов в  целях компенсации естественной  ограниченности человеческих органов  чувств; Э) Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств.

 К универсальным методам  научного познания относятся  анализ и синтез.

 Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

 Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

 Познание не может  сделать действительного шага  вперед, только анализируя или  только синтезируя. Анализ предшествует  синтезу, но и сам возможен  только на основе результатов  проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая. 

 Неразрывно связаны  между собой методы индукции  и дедукции, которые обусловливают  друг друга в процессе познания.

 Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

 Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

 Универсальным методом  научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Информация о работе Познание в философии