Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, работа ума. При изучении этих сознательных и многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.
1.Введение
2. Понятие, свойства и функции правового сознания
2.1. Понятие правового сознания.
2.2. Свойства и функции правового сознания
3. Концепция правового государства
4. Правосознание как проблема философии права. Философия правового сознания.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Содержание
Правовое сознание и правовое государство
Содержание
1.Введение
2. Понятие, свойства и функции правового сознания
2.1. Понятие правового сознания.
2.2. Свойства и функции правового сознания
3. Концепция правового государства
4. Правосознание как проблема философии права. Философия правового сознания.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1.Введение.
История показывает,
что только тогда
2.1. Понятие правового сознания.
Правовое сознание наиболее
тесно связано с политическим
сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются
и политические, и экономические интересы
социальных групп. Оно оказывает значительное
воздействие и на экономику, и на политику,
и на все стороны социальной жизни.
Под правовым сознанием
понимается система знаний и оценок, посредством
которых осознается сфера права общественными
субъектами (индивидами, группами, классами).
Правовое сознание выполняет в обществе
регулятивную, оценочную и познавательную
функции.
Правосознание - это та форма общественного
сознания, в которой отражаются знания
и оценки, принятых в обществе в качестве
юридических законов нормативов социально-политической
деятельности субъектов права: индивида,
коллектива, предприятия.
Правосознание имеет конкретно-исторический
характер, оно изменяется в связи с изменениями
экономических и политических условий
жизни общества, но в то же время следует
отметить в нем и существенную преемственность
между прошлым и настоящим.
Правовое сознание тесно связано
со всеми формами общественного сознания,
но более всего оно взаимодействует с
политическим сознанием и нравственным,
занимает промежуточное положение между
ними.
Правосознание является тем
средством, которое гарантирует выполнение
задач и правил, выделенных политическим
сознанием, оно оказывает на него обратное
воздействие. Правосознание общества
способствует поддержке идеи регламентированных
отношений между личностью и государством,
оно необходимо для установления законопорядка,
для защиты общества от произвола и анархии.
Но если политическое сознание формируется
в зависимости от социально-экономических
интересов, то правовое сознание помимо
этого опирается на рациональные и нравственные
оценки.
Правовое сознание возникает
с появлением политической организации
общества, права, с делением общества на
классы. Оно возникло как социальный заказ
на необходимость регламентации общественных
отношений и служило средством политической
стабильности общества. Правосознание
появилось как необходимость иметь четкие
знания о праве, об оценке его различными
социальными группами и классами. Правосознание
связано с правом. Эта связь объясняется
общими причинами их возникновения, функционирования
и изменения. Но всё же,правосознание и
право не тождественны.
Правовое сознание появилось и развивалось, как
необходимость иметь представления о
праве, о его оценке различными индивидами,
группами и классами. Правосознание является
наиболее подвижной частью юридической
надстройки, в то время как право - это
более устойчивая ее часть. В правовом
сознании отражаются те изменения, которые
происходят в сфере и материального, и
духовного производства, в сфере права.
Правосознание включает
в себя взгляды, представления о правомерном
и неправомерном, законном и незаконном,
справедливом и несправедливом, а так
же чувства и эмоции.
В структуру правосознания входят такие
элементы, как правовая идеология и правовая
психология.
Правовая идеология призвана
достаточно глубоко отразить правовую
и связанную с ней политическую реальность,
она характеризуется системностью, логичностью,
способностью к прогнозированию. Правовая
идеология включает в себя теорию государства
и права, систему знаний о правовой основе,
теорию правового развития на основе анализа
объективной действительности. Правовая
идеология, как и всякая другая идеология
вырабатывается специалистами-идеологами,
правоведами, занимающимися осмыслением
законов социальной жизни, при этом личностные
особенности идеологов, как всегда оказывают
влияние на создание правовых теорий.
В правовой идеологии отражены те задачи,
которые стоят перед обществом в отношении
правового регулирования.
При этом следует отметить, что на формирование
правовой идеологии значительное воздействие
оказывает экономический базис общества.
В структуре правосознания
важным элементом является правовая психология,
как специфическая форма его проявления,
включающая чувства, настроения, традиции,
обычаи, общественное мнение, социальные
привычки и формирующаяся под непосредственным
воздействием самых различных социальных
явлений. Например, эмоциональные моменты
в представлении людей о законном и незаконном
являются значительными регуляторами
поведения в обществе. В структуре правового
сознания по субъективному признаку можно
выделить индивидуальное, групповое и
массовое (например, классовое) сознание.
Если выделить такой критерий, как уровни
отражения действительности, то следует
развести следующие понятия: обыденное,
профессиональное и научное правосознание.
Обыденное правосознание формируется
стихийно в повседневной практике людей,
как эмпирическое отражение правовой
и взаимосвязанными с ней нравственной
и политической сторонами жизни общества.
Профессиональное и теоретическое правосознание
являются отражением существенных связей
и закономерностей действительности и
находя свое выражение в юридической науке
и других формах сознания (например, политическом
и нравственном). На практике обыденное,
профессиональное и теоретическое сознание
очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют,
тем не менее для философского осмысления
их необходимо выделить и представить
в специфическом виде. Названные уровни
правосознания не могут заменить друг
друга, но они очень активно взаимодействуют.
Например, на обыденном уровне правосознания
существующие в обществе законы рассматриваются
и оцениваются с позиций их соответствия
нравственным нормам, в то время как профессиональное
и научное правовое мышление исследует
право с позиций его политического содержания
и соответствия принципам рационального
государственного
устройства.
2.2. Свойства и функции правового сознания
Правовое сознание имеет
исторический характер, поскольку исторически-
В современной юридической
Познавательная функция
Оценочная функция правосознания осуществляется, прежде всего, при помощи системы аксиологических категорий («благо», «добро», «польза», «выгода», «вред», «зло», а также «справедливо — несправедливо», «правомерно — неправомерно» и т. п.). Оценивающий субъект может позитивно или негативно воспринимать право как таковое (аспекты, части, формы), в зависимости от того, отвечают или противоречат требования и возможности, заключенные в праве, его положению, интересам и целям. От полноты и глубины правовых знаний, которыми располагает субъект, зависит степень точности производимой им оценки права. Итак, познавательная и оценочная функции правосознания находятся в тесном единстве.
Органически с ними связана и их дополняет регулятивная функция правосознания. Она сводится, во-первых, к переработке и трансляции информации об объективных признаках права в знание-предписание, в программу деятельности, а также оценок признаков праве, и, во-вторых, к предметному воплощению этого знания в конкретные поступки, действия, правозначащие либо относящиеся к праву.
Посредством правосознания регулируются потребности, позиций, отношения и поведение людей в праве.
На уровне индивидуального субъекта правосознание охватывает различные сферы духовной деятельности: познавательную (эмпирический правовой опыт, правовые представления, правовое мышление); оценочную (правовые эмоции и чувства, которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности, а также правовые ценности, получившие рефлексивное , обоснование и ценностные ориентации); мотивационно-волевую (установки правосознания, выступающие непосредственным мотивом правового поведения, и ваяя как способность к самоконтролю и саморегуляции, а самое главное— как воля к праву), а также сферу бессознательного правового опыта. Особенную роль в механизме реализации регулятивной функций правосознания выполняет самосознание субъекта как участника правового общения.
Правосознание является одной из форм общественного
сознания, содержащей взгляды и убеждения,
идеи и традиции, то есть совокупность
мысленных и чувственных оценок, которые
относятся к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание предст
В правосознании отражается не только
позитивное право, но и история и тенденции развития права в целом, а
в условиях современной глобализации
в немалой степени и правовые явления
других обществ.
Кроме того, правосознание взаимообуславлив
В различных теоретических учениях сущность правосознания выявлялась посредством подчинения его
идее, главенствующей в той или иной концепции:
характеристике права в его позитивистском
понимании, классовой структуре государства
в марксистской концепции, понятию социальной
справедливости в естественно-правовом
подходе и т.д.
Правосознание обуславливается
как общими факторами: особенностями
государственного устройства и правовой
идеологии государства, политической
обстановкой в стране и в мире,
экономической ситуацией и т.д., так и индивидуальными: уровнем
культуры субъекта, его классовым положением,
благосостоянием, религиозными взглядами
и т.д. Правосознание взаимосвязано и взаимодействует
с политическим сознанием, мораль
Правосознание находится во взаимодействии
с другими формами
Правосознание характеризуется устойчивостью
Правосознание представляет собой довольно
инертный механизм: для него характерно
сопротивление новым идеям и принципам,
для преодоления прочно вошедших в сознание
правовых взглядов и предрассудков требуется гораздо больше времени, чем
для обновления нормативно-правовых актов.
Практика показывает, что даже при самой
бюрократизированной схеме организации
законодательного процесса тран
3.Концепция правового государства.
Концепция правового
государства имеет свою богатую историю. Исследование
принципов правового государства началось
еще в античности, что было связано с усложнением
политических и правовых отношений. В
зависимости от особенностей индивидуального
и общественного правосознания древние
мыслители или обращались больше к роли
неотчуждаемых прав личности и необходимости
их защиты государством (Протагор, Ликофрон), или исследовали преимущественно
организационную и правовую структуру
государственной власти с целью ее усовершенствования
на справедливой основе (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон).
Средневековое государственное
устройство не имело ничего общего с правовой государственностью,
однако в то время появилось понятие божественного,
священного закона, которое впоследствии
легло в основу естественного права. В
Эпоху Возрождения была заложена основная
тенденция дальнейшего развития права
– внимание к человеку, личности, принцип антропоцентризма.
Все это стало предпосылками развития
идеи правового государства.
Наиболее активно концепция правового
государства впервые стала развиваться французскими
мыслителями (Монтескье, Руссо, Вольтер, Ди
В немецком идеализме Канта, Фихте и Гегеля концепция правового
государства получила основательную, фундаментальную
проработку. Теория государства
и права в результате их работ была поднята на
новый уровень, и уже в полной мере образовалась как наука философия права. Концепция правового государства
стала занимать важное место не только
в исследованиях ученых-правоведов, но
и, получив реальную политическую силу,
стала определять политические платформы
целых политических партий и движений,
составила центр противостояния течений либерализма и этатизма, либерализма и консерватизма.
Как показала история, наиболее жизнеспособными оказались
тезисы либерального движения (Смит, Милль
и др.): равенство всех перед законами,
верховенство прав и свобод личности,
конституционное ограничение политической
власти, разделение властей, невмешательство государства в частную
сферу, развитие частной собственности и свободной конкуренции,
– и, как видно, многие из них легли в основу
современной концепции правового государства.
Информация о работе Правовое сознание и правовое государство