Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, работа ума. При изучении этих сознательных и многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.
1.Введение
2. Понятие, свойства и функции правового сознания
2.1. Понятие правового сознания.
2.2. Свойства и функции правового сознания
3. Концепция правового государства
4. Правосознание как проблема философии права. Философия правового сознания.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Духовная диалектика позволяет правосознанию при сохранении
культурно значимых свойств «шагать в
авангарде» правовой жизни, подвергать,
если есть необходимость, переоценке свои
представления, взгляды, идеи, убеждения,
концепции, мировоззренческие и идеологические
установки и т. п. Это вовсе не ментальное
самоуничтожение, а лишь желание быть
действительно развитым, зрелым, диалектичным сознанием
Противоречия — это ментальная объективность не только для правосознания, но и для всякого иного сознания. Как известно, диалектика рассматривает их как источник движения, развития. Хотя, на наш взгляд, здесь не все так очевидно и просто. Источники духовного и социального движения лежат глубже, чем это видится диалектике. Дело в том, что разрешение (снятие) противоречий происходит не само по себе, как закономерный процесс. Противоречие должно быть наполнено неким смыслом для лица (лиц), и соответственно этому его снятие приведет к необходимому для него результату. К тому же неизвестно, будет ли это поступательное движение (развитие) или откат назад.
Важным вопросом метафизики
правосознания выступают правов
Правовой идеал есть плод правового сознания и духа. Он должен быть связан с эмпирической действительностью, чтобы не стать пустой, ничего не значащей иллюзией сознания. Но в любом случае он исходит от правосознания и сводится к нему.
Идеал не предполагает его
полного практического
Отсюда столь ответственным делом является правильный выбор идеала (идеалов). Это касается и правовой жизни. В ней правовые идеалы — обязательный компонент. Они не могут быть произвольно установлены. Их формирование и существование не только субъективный, но и объективный процесс (состояние). Здесь действуют как законы духа, так и законы жизни. Иначе мы получим не правовые идеалы, а «фантомные» мечты.
Сейчас, пожалуй, «наивысшим» для Российской Федерации правовым идеалом выступает правовое государство. Это нашло отражение в ст. 1 Конституции РФ, где, впрочем, речь идет не об идеале, а уже о факте российской действительности. Но совершенно очевидно, что это не так. Правовое государство есть лишь идеал, выражающий официальную право-мировоззренческую позицию нашего государства.
Теория правового государства стала идеологической «заменой» коммунистической идеи (доктрины). Образно говоря, правовое государство стало юридическим «знаменем» отечественного права. Можно даже сказать, что в правоведении почти все выводится из правового государства и сводится к нему, к необходимости и важности более быстрого воплощения в жизнь его идей и принципов.
Безусловно, как законодателю, так и правоприменителю нельзя обходиться без правового идеала. Здесь важно отметить ошибочность мнения, что идеалы нужны больше правотворцу, чем юристу-практику. Последний также должен ориентироваться на них, поскольку они выражают (как правило) юридические ценности общественного правосознания, многие из них официально закреплены в законодательстве, и потому их игнорирование может привести к нарушению правовых предписаний.
Что же касается вопроса
о российском правовом идеале, то здесь идея правового государства
сталкивается с ментально-
Правовое государство есть только частный момент правовой идеи. И нельзя данный аспект абсолютизировать. Действительно, на Западе он сыграл и играет до сих пор большую роль. Но проблема как раз и состоит в том, что Россия отличается от Запада.
Правосознание есть определенное идеальное видение юридического мира. Проблема возникает, когда правовые представления и правовая реальность разительно отличаются. Вот тогда нормальное правосознание начинает испытывать «ненормированные» перегрузки и сомнения, вследствие чего возможно даже желание отойти от соответствующих стратегических ориентиров и приоритетов.
Сами расхождения между
представлением правового разума и
юридической практикой
В какой мере формируемая правосознанием идеальная модель правового явления соответствует реальности и как, в каких пределах определяет ее? Возьмем, к примеру, такой широко известный феномен, как законность. В теории права общепризнанной точкой зрения является определение законности в виде неуклонного и точного соблюдения законов и иных нормативных актов всеми субъектами права. Хотя соблюдение и исполнение норм права, содержащихся в нормативных актах, вовсе не показывает, что в обществе есть режим законности. И дело не только в том, что правовые нормы находят выражение и в иных формах права (правовой обычай, нормативный договор и др.). Ведь состояние законности обязательно предполагает полноценную и эффективную реализацию не только нормативных, но и всех других правовых предписаний, содержащихся в правоприменительных и иных юридических актах.
Это и есть идеальная правовая модель законности, выработанная правосознанием. В жизни она, естественно, не находит своего полного воплощения. Следует ли из этого, что от нее надо отказаться, как и вообще от самого понятия идеальной правовой модели? Конечно, нет. Ибо без нее (а если шире — без правовой идеи) правовая жизнь «умрет» в том смысле, что люди просто потеряют ориентиры правового поведения, критерии правомерного и неправомерного, возможного и должного, нормативного и индивидуального в юридической сфере общества.
Идеальные правовые представления «заложены» в самом «фундаменте» права. Более того, право в целом можно рассматривать как некое состояние идеальной правовой модели. Это относится и к его отдельным проявлениям — норме, закону, форме. Бесспорно, что такое понимание права нельзя оценивать как абсолютное. Оно условно и подчеркивает одну из важнейших сторон правовой действительности. А она такова, что в ней (как и в любой другой) идеальные модели, представления сознания способны ее реально преобразовать. Они предстают ценностями правосознания, а следовательно, и правового бытия.
Здесь необходимо коснуться аксиологии правового сознания. Как известно, аксиология — это учение о ценностях. В нашем случае аксиология правосознания выражает ценности правового характера.
Уникальность сознания в том, что оно, объективно являясь ценностью человеческой жизни, способно к самооценке собственного аксиологического статуса. Иные социальные (в том числе правовые) феномены являются ценностями в силу их объективных качественных свойств, а также в зависимости от отношения к ним сознания.
Далеко не все правовые явления могут быть юридическими ценностями, так как последние представляют собой общезначимые духовные, культурные и иные блага в области права, а не какие-то отдельные проявления правовой жизни. Правовые ценности являются критерием того, что есть право-культурное, а что нет. Они отражают уровень правового развития государства. Во многом о национальной правовой системе (в том числе и о правовой семье) можно судить на основании того, какие существуют и культивируются в ней правовые ценности.
Это — аксиологический облик права, в огромной мере зависящий от характера и сущности национального правосознания. Но правовое сознание не является здесь единственным «распорядителем». Многие юридические ценности предстают прежде всего как моральные, в целом, как социальные, общечеловеческие. Законодателю ничего не остается, как их формально закрепить в праве, придать им статус правовых ценностей. Здесь не надо что-то выдумывать, нужно только прислушаться к голосу социального разума.
Практикующим юристам может казаться, что они находятся вне поля правовой идеологии и политики государства. Ошибочное мнение. Нормативные рамки, определяющие их юридически значимое поведения, обусловлены правовой идеей и чувством, в том числе и через соответствующее законодательство. Даже в тех странах, где существует судейское правотворчество, судьи выносят прецеденты с учетом господствующего в обществе национального морального и правового сознания. Иначе нельзя, поскольку правовое решение должно приниматься во имя людей и для людей. Юридическая абстракция не может быть выше личности, ее достоинства, свободы, прав.
Поэтому правосознанию,
независимо от того, какое оно —
теоретическое или
Список литературы.
1. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999
2. Гегель Г.В.Ф.Философия права, М: Мир книги, 2009
3. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. №3.
4. Иванов В.В.ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА. М: ИД Территория будущего,2010
5. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. – М., 1991.
6. Канке В.А. Философия, М: Логос, 2006
7. Лупу А.А., Оськина И.Ю. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, М: Проспект,2011
8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997
9. Федорченко А.А. О ПРАВЕ, ДУХЕ И СВОБОДЕ (ПАМЯТИ АКАДЕМИКА В.С. НЕРСЕСЯНЦА) // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ, 2010, № 3, СТР. 86 М: Российская правовая академия, 2010
10. Шитова М.А. LEXT-СПРАВОЧНИК.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ
Информация о работе Правовое сознание и правовое государство