Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:37, контрольная работа
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, работа ума. При изучении этих сознательных и многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем.
1.Введение
2. Понятие, свойства и функции правового сознания
2.1. Понятие правового сознания.
2.2. Свойства и функции правового сознания
3. Концепция правового государства
4. Правосознание как проблема философии права. Философия правового сознания.
5. Заключение.
6. Список литературы.
В современной концепции правовое государство основывается на органичном признании
прав и свобод гражданина в их взаимосвязи
с требованиями общества, оно призвано
обеспечить не просто правопорядок, но справедливый правопорядок, система
органов власти в таком государстве основана
на признанной необходимости разделения
полномочий, в нем существуют действенные
процедуры контроля обществом за эффективностью действий власти.
Современные российские ученые определяют правовое государство, прежде всего, как государственно-организованное
Право - это юридические
законы, это система общеобязательных социальных
норм, охраняемых силой государства. С
помощью права общественные силы, имеющие
в своих руках государственную власть,
регулируют поведение людей, коллективов,
классов, закрепляют в качестве обязательных
определенные общественные отношения.
Выполнение права обязательно, оно обеспечивается
государственной властью.
Нормами права регулируются общественные
отношения, участники которых являются
носителями прав и обязанностей. Правовые
отношения - это отношения между отдельными
людьми, организациями, государственными
органами, связанными друг с другом обязанностями
и правами, они гарантируются законом
и отражают меру возможного и должного
поведения. Правовые нормы не допускают
отклонений от предписаний права. За правонарушение
законом предусмотрена гражданская, административная,
дисциплинарная, уголовная ответственность.
В праве сформулированы права человека,
например, право на сохранение и продолжение
жизни, в то же время в праве отражены нравственные
обязательства индивида. В антагонистическом
обществе в правовых нормах записано все
то, что необходимо господствующему классу,
а существующие в нем правовые воззрения
выражают волю господствующего класса,
возведенную в Закон. Характеризуя буржуазное
право, К.Маркс и Ф.Энгельс в "Манифесте
Коммунистической партии" писали: "Ваше
право есть лишь возведенная в Закон воля
вашего класса, воля, содержание которой
определяется материальными условиями
жизни вашего класса". (См. Маркс, К.Энгельс
Ф. Соч., т.4., с.443).
Следует отметить, что в научной литературе
есть и другие определения права и существует
разнообразие мнений о его сущности. Современные
ученые, представляющие демократические
взгляды о правовых общественных отношениях
и правосознания, придерживаются того
мнения, что сущность права в том, что оно
является мерой свободы. Следует отметить,
что право, во-первых, отражает существующие
общественные отношения, а во-вторых, оно
воздействует на их развитие благодаря
специфическому механизму их регулирования.
Право противостоит произволу и беззаконию.
Для него характерны системность, нормативность,
определенность, динамизм и обеспеченность
государственным принуждением.
Рассматривая категорию права, следует
отметить, что в последней трети ХХ века
во многих странах мира сложилось государство
с отличительными признаками, которые
в целом характеризуют его как правовое
государство, в котором на первом месте
стоит право, а на втором - государство.
В социально-политическом плане это означает
ведущую роль права во всех сферах жизни
общества, ибо это основополагающий принцип
правового государства, закрепленный
в конституции страны и распространяющийся
на прочие законы и нормативные акты. Верховенство
права в обществе, как главный принцип
правового государства, предопределяет
и другие его принципы, такие, как подчинение
закону и самого государства, и его органов,
и должностных лиц, и граждан.
Правовое государство отличается от не
правового содержанием и качеством законов,
они должны быть более справедливыми,
гуманными, закрепляющими права каждого
человека. Этими правами человек обладает
от природы. Во Всеобщей декларации прав
человека записано: "Каждый человек
имеет право на жизнь, на свободу и на личную
неприкосновенность". Но свобода имеет
определенную меру, т.е. предполагает ограничение.
В обществе эта мера свободы выражена
в форме права и должна быть равной для
всех.
В правах человека выражаются возможности
его действий в различных сферах жизнедеятельности:
политической, экономической, культурной,
личной. Чем шире права, чем они больше
гарантированы, тем свободнее развивается
личность. Если же естественные права
человека ущемлены, то он чувствует себя
неуверенно, теряет способность к творчеству,
тем самым сдерживая собственное развитие
и развитие общества.
Правовое государство конституционно
закрепляет свободу людей и их равенство
в правах как прирожденные качества каждого
человека. Незыблемость прав человека,
его чести и достоинства, его интересов,
их охрана и гарантированность являются
принципами правового государства. В свою
очередь, личность так же обязуется подчиняться
общим установлениям государства. В правовом
государстве устанавливается принцип
взаимной ответственности личности и
государства.
В отличие от не правового
государства правовое осуществляет управление
обществом в нормативном порядке, т.е.
через законы, основой которых является
гражданское общество.
Конечно, современные правовые
государства мирового сообщества не идеальны,
они по-разному складывались, имеют свои
недостатки и свою специфику. Но все-таки
в процессе их создания отмечается характерная
черта - это стремление человечества к
свободе, защита права, чести и достоинства
личности.
5.Правосознание как проблема философии права.
Философия правового сознания.
Для ответа на вопрос о сущности правосознания недостаточно привести ту или иную удачную его дефиницию. В большинстве из них акцент делается на определенного рода системе знаний, то есть правосознание раскрывается как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным».
По мнению Спиркина, «правосознание — это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей; это правовые теории, правовая идеология». В рамках такого подхода, правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь, господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Право воздействует на формирование правосознания; а последнее реализуется в праве и правосудии.
В таких определениях дается в целом правильное представление о правосознании. Однако это представление, во-первых, предварительное и неполное, во-вторых, оно не улавливает самого главного в правосознании. Правосознание — это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже действующих в обществе законов, оно активно, творчески корректирует и критикует действующие законы (и институты) с позиций индивидуальной справедливости, которая приобрела глубокий жизненный смысл и значение для достаточно большой массы людей.
Эрих Соловьев дает характеристику правосознания в единстве его познавательной, оценочно-критической и регулятивной функций. «Правосознание - это ориентация на идеал правового государства, который имеет безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина. Это значит, что, хотя правового государства еще нет, человек начинает жить так, как если бы оно утвердилось. Он вменяет себе в обязанность следовать таким установлениям (или хотя бы декларациям), которые соответствуют понятиям суверенитета, строгого права, и отказываются подчиняться тем, которые несут на себе явную печать неправого (патерналистского и авторитарно-бюрократического) ведения государственных дел». Такая характеристика свидетельствует, что в правосознании доминирует не детерминация прошлым (деятельность, отношения), а детерминация будущим желаемым состоянием и структурой сознания,
Как форма сознания и
мировоззрения правосознание
Институциональная форма бытия правосознания, существующая в виде документов, является формой живого процесса мышления юристов-профессионалов, согласующейся с общеобязательной нормой и подчиняющейся критерию правильности законосообразности суждений и решений; это сфера «законоположений», « юридического закона», «действующего права». Не институциональная форма бытия правосознания, или (неофициальная форма правового мышления, воли и чувств), существует в виде живого процесса или акта сознания , фиксируемого в письменной форме задним числом (теоретических трудах, художественной литературе, личных документах).
В свою очередь, по способу мышления последняя сфера разделяется на два вида:
а) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или несправедливости самих законов; эта-сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения. Данная форма правосудия включает в себя правовой менталитет: нижние этажи общественной и индивидуальной психологии, которые в большинстве своем формируются спонтанно, стихийно, бессистемно. В ней ведущими элементами являются чувства и эмоции, а не понятийные, символические формы выражения действительности;
б) теоретическое правосознание, куда можно отнести юридические –доктрины, с тиками права, а также обсуждение вопросов о праве, законности, справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности, об основополагающих институтах законодательства в годах ученых-гуманитариев.
В том смысле, который вкладывают авторы в понятие теоретического правосознания, его следует отличать от правоведения, юриспруденции как специальной дисциплины, ориентированной на исключительно действующее право и его законоположения, в основном на нем и основывающейся.
Теоретическое правосознание задается вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об «оправдании» существующего права, о его «гуманности» и «справедливости», соответствии «исконным правам» человека. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершенный и систематический вид, называется также «философией права». Следуя давнему различию «позитивного» и «естественного» права, эти сферы правосознания можно также обозначить как «позитивное» и «естественное» правосознание, или, что то же самое, — институциональное и не институциональное правосознание.
Так, например, И.А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и так как цель права в его концепции состоит «прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей».[4]
И так, мы можем
думать, что идея правосознания
это есть более широкий
В контексте такого подхода
к соотношению права и
Правосознание, его идеи и чувства в целом определяют право. Объективное право (в особенности практика его реализации) влияет на правосознание, меняя определенным образом его содержательную сторону (правовые определения, установки, идеи, убеждения, настроения, чувства и т. д.), но не может в имманентно-сущностном плане фундаментально изменить правовое сознание. Здесь возможна частичная, но не полная и глубинная перестройка.
В данном случае детерминируемое воздействует на детерминанта, но не отрицает его. По сути, внутреннее изменение правосознания возможно только самим правосознанием. Это происходит в случае имманентной «работы» субъективного правосознания: либо в процессе влияния (и как его результат) на правосознание «со стороны», либо как итог сочетания всего этого в единстве. Позитивное же право само по себе, без усилий правосознания, не меняется. Соответствующая идея правосознания способна кардинально обновить, усовершенствовать и даже фундаментально изменить право.
Философия правосознания определяет общемировоззренческую, концептуально-теоретическую основу любой философии права. Последняя не может существовать вне правовой идеи (правосознания). Важно, прежде всего, разрабатывать философию правосознания, которая должна стать философско-юридической дисциплиной. В любом случае философия права и собственно теория права вынуждены прямо или косвенно исследовать отдельные проблемы правосознания, но вне контекста единой и целостной философии правосознания.
Право — это тот социальный феномен, который «закрыт», если на него «смотреть» только юридическим взглядом. В этом состоит методологический недостаток многих интерпретаций права.
В основу подлинного, жизненного, реального права должна быть положена духовно-культурологическая идея правосознания. В данном контексте право есть, прежде всего, элемент культурологического строя социума, нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания, типу культуры данного общества представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности, социальных стереотипов мышления и действия субъектов; право есть часть (компонент) духовной сферы общества, сегмент универсальной и национальной духовной матрицы, где выражены общие и конкретные представления о справедливости в праве и др. Главное в праве — это необходимость проявления в нем справедливых начал в той мере, в какой это возможно осуществить с помощью юридических средств. Без этого право теряет свой исходный социальный смысл, перестает быть достойным регулятором общественных отношений. Именно поэтому идея права не сводима к естественно-правовому закону, правам человека, к совокупности юридических норм, институтов, отраслей. В общем плане идея права находится в плоскости формальной справедливости и равенства. Но это общий подход.
Право как конкретный феномен социальной действительности можно представить в следующих ипостасях:
- как проявление правовой идеи (мысли) и правового чувства;
- как специфический
социально-исторический и
- как выразитель формальной справедливости и равенства в обществе;
- как социальный институт,
оказывающий необходимое
- как четкий нормативный определитель, с одной стороны, свободного, возможного, дозволенного, желаемого поведения субъекта, а с другой — обязательного, необходимого, должного, принудительного;
- как мера позитивной
ответственности (долга)
-как институционально-
- как один из видов
информационного компонента
Этим, конечно же, не исчерпываются природа и содержание права. Именно духовно-культурная развитость или, напротив, неразвитость идеи правосознания в конечном счете определит соответствующее содержание и характер позитивного права. Право является феноменом, зависящим от культурного контекста.
6. Заключение.
Из российских ученых,
занимавшихся разработкой концепции
правосознания, следует выделить И.А. Ильина (1882-1954),
хотя его концепция правосознания и отличается
от широко распространенного понимания
правосознания как рефлексии закрепленных в законодательстве правовых
норм, в работах этого русского философа и правоведа
правосознание выступало как важнейшая
категория права. Поскольку мировоззрение этого ученого сформировалось в императорской
России, то согласно его концепции здоровое
правосознание российского общества неминуемо
приведет – или должно привести – к реставрации
монархии в стране. «Республику, все равно
- унитарную или федеративную, мы не считаем
государственною формою, способною восстановить
Россию, дать ей творческую свободу и культурно-духовный
расцвет» - писал он.[4] Вынужденный к эмиграции,
И.А. Ильин имел возможность анализировать
политическое и правовое состояние в современном
ему Советском Союзе. В 50-е годы он писал
об антиправовом характере тоталит
Информация о работе Правовое сознание и правовое государство