Предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков. Философия не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде, т.е. дает систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру.
Все знания человечества, как бы они не были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные » пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........3
1. Основной вопрос философии………………………………………………..6
2. Функции философии…………………………………………………………9
3. Сферы философского знания……………………………………………….11
4. Связь философии с другими науками……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..20
Библиографический список…………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3

1. Основной вопрос философии………………………………………………..6

2. Функции философии…………………………………………………………9

3. Сферы философского  знания……………………………………………….11

4. Связь философии с   другими науками……………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………..20

Библиографический список…………………………………………………...22

 

 

Введение

Каждая наука-это  своего рода обрывок знания, а все науки  в их простом сложении - это сумма  обрывков. Философия не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде, т.е. дает систему знания о мире как целом, об  отношении человека к миру.

Все знания человечества, как  бы они не были многообразны и удивительно  дифференцированы между собой и  внутри себя, являют собой как бы «растопыренные » пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо.  Но наряду с этим дифференцированным  подходом нужен и обобщающе-мудрый  взор, проникнутый философским мышлением.

Для человека как разумного  существа бесконечно важнее любой специальной  научной теории представляется решение  вопросов о том, что же такое мир  в целом, какова его субстанция, имеет  ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену жизнь , какова природа добра и зла. На эти вопросы у науки нет ответа. Разрешение их лежит в области философского мышления[1].

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут  начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится  главное поле ее интересов. При этом важно иметь в виду, что с  точки зрения научной философии  уразуметь действительность вовсе  не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия  предполагает критическое отношение  к действительности, к тому, что  устаревает и отживает, и одновременно — поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и  направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Задача философии- не  одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство[2].

В современной науке сложились  и стали общепринятыми представления  о том, как определить предмет  любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает  наука сегодня; определить возможные  направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии не представляется возможным.

Потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя  современности Бертрана Рассела (1872–1970), «представляет собой размышление  о предметах, знание о которых  еще невозможно».

Представления о предмете философии  многочисленны. Конструирование самого понятия «философия» приписывают  древнегреческому мудрецу Пифагору, у которого оно обозначало «любовь  к мудрости».

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык. Гераклит называет философом человека, занимающегося исследованиями. В качестве определения особой науки, направленной на познавание всего вечного, непреходящего бытия, термин «философия» начинает использовать Платон. Для Сократа философия – средство познавания добра и зла. У Аристотеля философия – исследование причин и принципов вещей. Для эпикурейцев философия – это путь достижения счастья через познание мира. У Ф. БэконаР. Декарта философия – целостная наука, представленная в понятийной форме. Гегель именует философию наукой о всеобщем, о разуме постигающем самого себя. Согласно А. Шопенгауэру, философия призвана отразить сущность мира в форме всеобщих абстрактных понятий.

Что именно является предметом  философии, зависит от эпохи и  интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии  продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

И сегодняшнее значение философии  в том, «что она заставляет нас  осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки».

 

  1. Основной вопрос философии

У каждого изучающего философию  рано или поздно закономерно возникает  интерес к тому, есть ли в философии  такие вопросы, проблемы, которые  по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными.

Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система. Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа - проблема человека, для философов Нового времени - поиск всеобщего метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. 1) Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична - источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное - вторично, определяется материальным. Достоинство материализма - опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение,прежде всего) и всего идеального.

Виды материализма:

Материализм Древнего Востока  и Древней Греции (стихийный и  наивный) - это первоначальный вид  материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается  сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени - в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри. К. Гельвеций и др.)

Диалектический материализм - представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится  в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые  и новые формы и проходит различные  этапы развития (К. Маркс, Ф.Энгельс). Сознание - свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный  человеком для объяснения непонятных явлений

Вульгарный материализм - сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей - материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея или  индивидуальное сознание), материя  возникает из духа и подчиняется  ему. Идеализм также неоднороден:

1. Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

2. Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только моего собственного «Я» и моих ощущений.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее  из признания равноправными, не сводимыми  друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

 Вторая сторона основного  вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос  возникли три философских направления:  агностицизм, скептицизм, оптимизм.

 Агностицизм - это философское  учение, которое отрицает принципиальную  возможность познаваемости объективного  мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

 В настоящее время  в ряде философских учений  основной вопрос философии рассматривается  как вопрос о роли и месте  человека в окружающем мире.

 

2. Функции философии

Предмет и специфику философии  нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопроса о ее функциях, среди которых следует отметить такие:

  1. Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно - теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения (религиозного, обыденного, мифологического).
  2. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
  3. Прогностическая функция философии - формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.
  4. Функция философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
  5. Критическая функция философии. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. .
  6. С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios - ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

 

  1. Социальная функция философии: философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества.
  2. С социальной функцией тесно связана функция философии, которую называют гуманитарной. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда человеческое существование находится в "пограничной ситуации", и каждый должен делать свой выбор.

 

3. Сферы философского  знания

Как и любая другая сфера  знания философия имеет внутреннее деление. Разделы философии являются своеобразными ответами на ее основной вопрос. Так, первая сторона основного вопроса философии анализируется в рамках науки – онтологии. Вторая сторона подразделяющаяся на проблему понимания человека и вопрос о его взаимоотношении с миром решается в рамках целого ряда наук. Вопрос о понимании человека, смысле и целях его жизни, месте и роли в обществе анализируется в философской антропологии, и социальной философии. Вопрос о взаимоотношении человека и мира в рамках наук гносеологии, аксиологии, логики, праксиологии, этики и эстетики.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в целостном воззрении на мир и человека, в изучении общих принципов бытия и познания. Первые философы античного мира (Древняя Греция) стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Поэтому природа (по греч. фюсис; физика) стала первым всеобщим объектом, к которому обратилась философии, и в связи с этим сформировалось первое философское учение - натурфилософия (философия природы), которая явилась первой исторической формой философского мышления, первой философской дисциплиной в структуре философии (первыми физиологами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).

Информация о работе Предмет философии