Предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков. Философия не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в общем виде, т.е. дает систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру.
Все знания человечества, как бы они не были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы «растопыренные » пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........3
1. Основной вопрос философии………………………………………………..6
2. Функции философии…………………………………………………………9
3. Сферы философского знания……………………………………………….11
4. Связь философии с другими науками……………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..20
Библиографический список…………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.43 Кб (Скачать файл)

По мере накопления научно-философских  знаний (природных, личностных и общественных) и выработки специальных приёмов  исследования (аналитических - логических, математических) начался процесс  специализации нерасчленённого  знания, выделения математики, астрономии, медицины. Первоначально эти науки входили в состав философского знания. Но постепенно начинается и ограничение круга проблем, которыми занимается философия, происходит развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникают различные философские теории и течения. В ходе предметного самоопределения философии и её внутренней дифференциации (специализации) сформировались следующие философские дисциплины:

  1. онтология (от греч. онтос - бытие, сущее) - учение о бытии (или о первоначалах всего сущего): проблема бытия понимается здесь в универсальном (всеохватывающем) смысле ("почему есть нечто, а не ничто" - один из первых философских вопросов), анализируются бытие (сам принцип существования), небытиё (возможно ли несуществование, ничто), бытие материальное (природа) и идеальное (идея, мысль, дух). Часто онтология в истории философии отождествлялась с метафизикой (букв. то, что идет после физики), поскольку бытие рассматривалось не как то, что существует, а как то, что позволят всему существовать, само этим существующим не являясь;
  2. гносеология, эпистемология (от греч. гносис, эпистеме - знание) - теория познания, анализ наиболее общих вопросов познания: познаваем или непознаваем (агностицизм) мир, каковы возможности, методы и цели познания; в чем сущность познания и что есть истина; кто субъект и что является объектом познания;
  3. логика (от греч. логос - мысль и слово одновременно) - наука о формах правильного (т.е. связного, последовательного, доказательного) мышления; формами такого правильного (т.е. в соответствии с правилами логики, отражающей реальные процессы действительности) были понятия, суждения, умозаключения;
  4. этика (от греч. эйкос - относящийся к нравам, характеру, поведению) - наука о нравственности, морали как формам общественного сознания, о должном и правильном поведении человека среди себе подобных; проблемы этики связаны с проблемами свободы воли, природы нравственного поведения и его принципов, справедливости, добродетели, высшего блага, пользы и счастья как последствий человеческого поведения;
  5. эстетика (от греч. аестетикос - чувствующий, чувственный) - наука о художественном и ценностном освоении мира: изучает принципы и условия творческого преобразования и изображения мира в таких категориях, как красота, прекрасное, возвышенное, безобразное, эстетическое восприятие, вкус, трагическое и комическое.
  6. философия истории (освоение закономерностей исторического процесса).

Структуру философии в  целом можно связать с такими тремя осваиваемыми ею явлениями, как  истина, добро и красота (и в  связи с этим выделять в ней  философские дисциплины).

Начиная с эпохи Возрождения (14-16 века) процесс размежевания между  философией и частными науками протекает  всё более ускоренными темпами.

Возникает представление  о естественной положительной науке, ограничивающейся преимущественно  фактическими, опытными (эмпирическими) исследованиями. Специфику же философии  теперь видят прежде всего в ее отвлечённости (спекулятивности, оторванности от опыта), абстрактности, умозрительности, теоретичности, которая очень часто вступает в противоречие с фактами и реалиями действительности. В это время философия еще продолжает заниматься общетеоретическими вопросами естественных наук. Но т.к философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал, то оно носило умозрительный характер, и его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникло противопоставление философии частным наукам. В 17-19 вв. создавались системы, в которых естествознанию противопоставлялась философия природы (противопоставлявшаяся физике), философия истории - истории как науке, философия права - правоведению. Считалось, что философия способна выходить за пределы опыта, давать "сверхопытное" знание. Но такого рода иллюзии опровергались дальнейшим развитием частных наук.

 

 

4. Связь философии с  другими науками

Взаимоотношение между философией и частными науками носило противоречивый характер и изменялось по мере развития самой философии и частнонаучного знания. Вначале, как уже отмечалось, философия включала всю совокупность знаний о мире. Длительное время философия, по существу, играла роль «науки наук», когда наряду со стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязать частным наукам положения и принципы, добытые путем умозрительных рассуждений. Этот факт объяснялся не просто заблуждениями отдельных философов, а общим состоянием духовной культуры и социальными условиями того времени.

 Развитие практики, науки,  в том числе и самого философского  знания, позволило философии самоопределиться  в системе научного знания. Каждая  конкретная (специальная) наука исследует  качественно определенную систему  закономерностей, присущих лишь  определенной сфере явлений и  процессов. Философия вырабатывает  общий взгляд на мир, исследует  его наиболее общие начала  и принципы. Но система самых  общих теоретических взглядов  на мир, человека, место человека  в мире не есть просто конструкции  ума. Эта система знаний разрабатывается,  выводится из самого мира с  помощью конкретных (частных, специальных)  наук. Без опоры на конкретные  науки, на практику философия  может превратиться в абстрактные,  умозрительные конструкции ума.  А что дает философия специальным  отраслям знания, т.е. частным,  конкретным наукам? Для них она  выступает как всеобщий метод  и методология познания. Не случайно  русский философ 2-й половины XVIII в. Н.Н. Поповский образно называл  философию «матерью всех наук  и художеств»15. Великий же русский  мыслитель А.И. Герцен образно  представлял взаимосвязь философии  и конкретно-научного знания в  виде дерева с его могучим  стволом и раскидистыми ветвями.  Подобно тому, как дерево не  бывает без ствола и ветвей, так немыслимы друг без друга наука и философия. «Отнимите ветви, – говорил он, – останется мертвый пень, отнимите ствол – ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наука не соперницы. Каждая из них в культуре выполняет

В процессе развития науки  происходит всё более тесное взаимодействие естественных, социальных и технических  наук, усиливается «онаучивание» практики, возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение её социального значения, сближение научных и вненаучных форм знания, упрочнение аксиологической (ценностной) суверенности науки.

Разделение науки на отдельные  области обусловлено различием  природы вещей, закономерностей, которым  последние подчиняются. Различные  науки и научные дисциплины развиваются  не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по различным  направлениям. Одно из них – это  использование одной наукой данных полученных другими науками.

Один из важных путей взаимодействия наук – это взаимообмен методами и приёмами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Следует  иметь в виду, что взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм  – характерная особенность современной  науки, благодаря которой создаются  необходимые условия для более  полного и глубокого раскрытия  сущности, законов качественного  различных явлений реальной действительности.

Философское мировоззрение  выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе принципов рационального  миропонимания философская мысль  группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует  общие предположения об их природе  и возможных способах познания. Используя  опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики (перенос  опыта), она создает философские "эскизы" тех или иных природных  или общественных реалий, подготавливая  их последующую конкретно-научную  проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально  допустимого, логически, теоретически возможного. Познавательная сила таких "эскизов" тем больше, чем более зрелым является философское понимание. В результате "выбраковки" вариантов, малоправдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального познания, возможны отбор (селекция), обоснование наиболее разумных допущений.

Функция "интеллектуальной разведки" служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно  в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием "белых пятен" в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном  плане эти пробелы предстоит  заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе  миропонимания. Философия заполняет  их силой логического мышления. Схему  опыта должна сначала набросать  мысль, пояснял Кант[3]. Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, неразорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своей областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача.

Философия же вносит весомый  вклад в ее решение, способствуя  правильной постановке проблем. Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены  также с разрешением характерных  трудностей, противоречий, возникающих  на границах различных областей, уровней, разделов науки при их "стыковке", согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях (противоречиях в логически  доказуемых положениях), познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в  науке, в осмыслении и преодолении  которых философской мысли принадлежит  весьма существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

Кроме задач, родственных  науке, философия выполняет и  особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в  общих, целостных представлениях о  мире, о принципах его "устройства", общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений  не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются в  сфере философии.

Философия выполняет интегрирующую  роль по отношению ко всем другим наукам. Было время, когда никаких наук еще  не существовало, а философия уже  выделилась в самостоятельную систему  идей. Создав самую общую картину  мира, его устройства и развития, указав способы познания этого мира, определив цели и смысл человеческой жизни, а также некоторые общие  законы общества, философия дала жизнь  всем конкретным наукам . На разных исторических этапах они то и дело выделялись из материнского лона философии, обрастали массой конкретных фактов, брали на вооружение технические средства, проникали в такие глубины строения материи и поведения людей, куда философ, вооруженный лишь собственным созерцанием, проникнуть не мог. Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни. Философское мышление подразумевает силу ума, логики, наблюдательности, умение выявлять в отдельных фактах общечеловеческий смысл явления.

Философские корни конкретно-научных  знаний продолжают ощущаться в любой  дисциплине, поэтому на каждом этапе  познания, обобщив очередную порцию новых знаний и для их более  глубокого осмысления, ученые вновь  и вновь обращаются к философским  основаниям своей науки. Философия  продолжает выполнять регулятивную функцию методологии научного познания и сегодня[4].

К сожалению, не изжиты попытки  противопоставления философии и  конкретных наук, проявлениями которого являются сциентизм и антисциентизм. Сам термин в переводе с латинского (scientia) означает «знание, наука». Сциентизм – мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль науки в системе культуры и идейной жизни общества. Но в качестве образца науки сциентизм рассматривает естественные, так называемые точные науки. Сциентизм проявляется по-разному. От внешнего подражания точным наукам до абсолютизации естественнонаучного знания как единственно научного и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как якобы лишенной познавательного смысла и значения. Антисциентизм, напротив, концепция, утверждающая ограниченность возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающая науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию антисциентизм противопоставляет науке, которая якобы носит утилитарный характер и не способна подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

 Вопрос «Философия  и конкретные науки» рассматривается  в учебной литературе традиционно:  в плане их взаимовлияния, взаимодействия. Не менее актуален также вопрос: является ли сама философия  наукой? Этот вопрос однозначного  решения в учебной литературе  пока не нашел. Отдельные авторы  не вдаваясь «в дебри споров»  прямо заявляют, что «философия  это наука». Другие – выводят  философию за границы науки,  считают, что к философии неприменимы  общепринятые критерии научности.  Значительная часть авторов, с которыми можно согласиться, сходится во мнении, что «философское знание есть комплексный интегральный вид знания», что в нем имеются признаки, свойственные: естественно-научному знанию (особенно в таких разделах как онтология, гносеология, методология), а также идеологическому, гуманитарному, художественному, обыденному знанию. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны, а порой оказываются слитными и неразделимыми.

 

Заключение

На протяжении всей своей  истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность  в развитии философского знания, его  проблематики, общность категориального  аппарата и логики исследования.

Информация о работе Предмет философии