Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:00, контрольная работа
Философия, как известно, – это буквально «любовь к мудрости». Но столь же известно, что на протяжении последних трех-четырех веков философия меньше всего занимается мудростью. Oсобенно современная философия. «В древности мудрость рассматривалась как тип знания, необходимый для различения добра и для того, чтобы вести добрый образ жизни. Но о мудрости мало говорится в современной философии. Во всех определениях мудрости подчеркивается ее отличие и от практического умения, и от теоретического знания. Мудрость определяется не знанием фактов, как они есть, а взаимодействием с людьми, какими они могут быть.
Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще,- тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного об-ва, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Осн. понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного бога, к-рый мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.
Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный И. Классичским проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, к-рый создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма.
У самих буржуазных философов
понятие «И.» стало
3. Субъективный и объективный материализм
вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. То или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое, дуалистическое) образует основу каждого филос. учения. «Философы, — писал Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику. Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы. Идеализм – противоположный материализма направление философии, исходным принципом которого является утверждение, что в основе вещей и явлений объективной действительности лежит не материальное, а идеальное, духовное начало: мировой разум, идея, чувства и т.д. При решении основного вопроса философии – об отношении мышления к бытию – идеализм исходит из признания первичности сознания, духа и вторичности природы, материи. Есть две формы идеализма: объективный и субъективный.
Субъективный идеализм - философское направление, представители к-рого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители классической формы С. и. - Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант. С. и. 20 в. имеет много разновидностей, включая разные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.). У сторонников совр. С. и., и прежде всего у неопозитивистов, заметна тенденция к устранению резко выраженного субъективизма, психологизма и релятивизма, характерны попытки найти какие-то критерии выделения «общезначимых истин». На этом пути нередко стирается ранее отчетливая грань между идеализмом субъективным и объективным, к-рые объединяются, напр., в разных течениях неореализма. Совр. С. и. все чаще выступает под флагом «реализма». Вместе о тем в нем часто усиливаются моменты иррационализма (особенно в философии экзистенциализма). Теоретико-познавательной основой С. и. является абсолютизация активности субъекта в познании и практической деятельности. Диалектический материализм показывает, что такая активность не является произволом, она не только не противоречит существованию объективного мира и его законов, независимых от человеческого сознания, а, напротив, предполагает это существование. Субъективная форма познания не отрицает объективного его источника и содержания. Более того, сами формы познания отражают наиболее общие характеристики объективного мира и практики в нем. Поэтому противопоставление субъективного и объективного допустимо лишь в рамках осн. вопроса философии.
для объективного характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.
Исторический прообраз
объективного идеализма можно
усмотреть уже в религиозно-
4. Вульгарный и диалектический материализм
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.
Вульгарный (от французского — простой, примитивный, обычный) материализм — направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке. Сторонники вульгарного материализма: • полностью отрицали дух (идею) как реальность; • единственной реальностью считали материю; • отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс; • были атеистами; • в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения материи, социальный дарвинизм и др.); • придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия); • отвергали диалектику; • всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное — белое"); • значительно упрощали положения традиционного материализма. 2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт. Людвиг Бюхнер (1824 — 1899) — философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. Написал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм". В своей философии Бюхнер: • обосновывал несостоятельность идеалистических философских концепций; • лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха; • был последователем "социал-дарвинизма" — механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества. Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс. Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по профессии: • критиковал библейское учение о происхождении человека; • считал человека близким родственником обезьяны; • враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека; • считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом — "мозг выделяет мысль, как печень желчь".
Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:
материя — единственная основа мира;
мышление — неотъемлемое свойство материи;
движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.
Диалектический материализм,
философия марксизма-ленинизма, научное
мировоззрение, всеобщий метод познания
мира, наука о наиболее общих законах
движения и развития природы, общества
и сознания. Д. м. основывается на достижениях
современной науки и передовой
общественной практики, постоянно развивается
и обогащается вместе с их прогрессом.
Он составляет общетеоретическую основу
учения марксизма-ленинизма. Философия
марксизма является материалистической,
так как исходит из признания материи
единственной основой мира, рассматривая
сознание как свойство высокоорганизованной,
социальной формы движения материи, функцию
мозга, отражение объективного мира; она
называется диалектической, так как признаёт
всеобщую взаимосвязь предметов и явлений
мира, движение и развитие мира как результат
действующих в нём самом внутренних противоречий.
Д. м. — высшая форма современного материализма,
представляющая собой итог всей предшествующей
истории развития философской мысли.Возникновение
и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м.,
его составная часть, возникли в 40-х гг.
19 в., когда борьба пролетариата за своё
социальное освобождение властно требовала
познания законов развития общества, что
было невозможно без материалистической
диалектики, материалистического объяснения
истории. Основоположники Д. м. — К. Маркс
и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему
анализу общественную действительность,
критически переработав и усвоив всё положительное,
что было создано до них в области философии,
истории, создали качественно новое мировоззрение,
ставшее философской основой теории научного
коммунизма и практики рабочего революционного
движения. Они разрабатывали Д. м. в острой
идейной борьбе против различных форм
буржуазного мировоззрения.
Марксизм теоретически обосновал
и практически осуществил сознательное
соединение теории и практики. Выводя
теорию из практики, он подчинил её интересам
революционного преобразования мира.
Таков смысл знаменитого