Предпосылки и источники марксисткой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Исторический ход развития философии, естественных и общественных наук, как и самой общественной жизни, подготовили возможность возникновения философии марксизма, необходимые для этого условия. "Но философы, - писал молодой К. Маркс, - не вырастают как грибы из земли, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов. Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека, хотя он и не лежит в желудке". И далее Маркс определяет философию как "духовную квинтэссенцию своего времени".

Файлы: 1 файл

Философия марксизма.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В работе "Немецкая идеология" Маркс  и Энгельс называют себя здесь  коммунистическими материалистами и освобождаются окончательно из-под  влияния идей Фейербаха. Внимание сосредоточивают  на учении об общественном бытии и общественном сознании. В этой работе впервые исследована роль производства в общественном развитии. Показано, что общественное производство - это и есть общественное развитие, и оно осуществляется в формах материального и духовного производства. Впервые вскрыта диалектика производительных сил и производственных отношений (форм общения), через развитие которых и осуществляется общественное движение и переход от одной формы общения к другой. Анализируется возможность перехода к бесклассовому обществу через ликвидацию форм социального отчуждения и классового разделения труда. В этом движении и заключается возможность самоосвобождения человека

Диалектический материализм – философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. В отличие от специальных  наук, изучающих законы развития и  функционирования различных явлений  природы и общества, диалектический материализм изучает наиболее общие  закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью  и наиболее общие принципы её познания и преобразования.

Диалектический материализм  создан в 19 в. Марксом и Энгельсом  и творчески развит в новых  исторических условиях Лениным, его  учениками и последователями. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Ленин подчёркивал, что марксистская философия возникла не в стороне от столбовой дороги мировой философии. Она является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Критически перерабатывая достижения предшествующей философской мысли, диалектический материализм вбирает в себя всё ценное, всё необходимое и полезное для решения задач современности, храня и развивая лучшие достижения и традиции культуры прошлого, стремясь связать их с передовой социалистической культурой нашей эпохи.

Диалектический материализм, отражающий сущность глубокий социальных изменений, процесса перехода от капитализма  к социализму, совершенствования  социалистического общества и коммунистического  строительства, научно-технической  революции, а также быстрые изменения  в духовной и социально-экономической  сферах, охватившие весь мир, является «духовной квинтэссенцией своего времени» (Маркс) и представляет собой наиболее распространённую и влиятельную философскую систему современности.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

    • Принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание
    • Принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что  мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

Принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических  наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и  мир в целом находятся в  непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение  и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних  состояний другими и образованию  принципиально новых качественных явлений и процессов

Принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в  достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества в  рамках единой коммунистической формации;

Принцип партийности, открыто  провозглашающий социальную, классовую  природу марксистско-ленинской философии и её непримиримость со всеми формами субъективного и объективного идеализма, агностицизма и антидиалектики.

Коренное отличие диалектического  материализма от всех предшествующих философских систем состоит в  том, что он выступает с момента  своего возникновения как философия  самого передового класса современности  — рабочего класса, историческая миссия которого состоит в уничтожении  всех форм эксплуатации человека и  создании бесклассового общества. «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, — писал Маркс, — так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».

Впервые в истории философии  диалектический материализм творчески  соединил в едином целостном учении все достижения философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Диалектический материализм отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем  самым материализм впервые достраивается  доверху, охватывая не только отношения  природы и мышления, но и все  формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому  диалектический материализм и исторический материализм представляют собой  единое философское учение.

Диалектический материализм  выполняет ряд важных функций. Его  мировоззренческая функция состоит  в теоретическом обосновании  и синтезе на основе достижений современной  науки единой картины мира, в обосновании  научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте  человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его  с природной средой.

 Другая его  важная функция – методологическая. На основе целостного мировоззрения диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях революционного преобразования общества и наиболее эффективного и адекватного познания мира.

 Идеологическая функция диалектического  материализма состоит в философском  обосновании марксистско-ленинской  идеологии, выражающей коренные  интересы рабочего класса, всех трудящихся, всех прогрессивных сил, борющихся за мир, социальный прогресс, совершенствование социалистического общества и построение коммунизма. Вместе с тем диалектический материализм сам входит в систему марксистской идеологии как её неотъемлемая теоретическая основа.

Диалектический материализм  развивается в тесном взаимодействии с другими формами общественного  сознания: художественным, нравственным, политическим сознанием и т. д., синтезирует их достижения и обосновывает методологические принципы. Такую же роль он играет и по отношению к специальным наукам, теоретически обосновывая принципы научного познания. Преодолев характерное для других философских школ и направлений противопоставление учения о бытии (онтологии) учению о познании (гносеологии), диалектический материализм играет принципиальную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний.

Исторический материализм (материалистическое понимание истории) - марксистская теория развития общества и методология его познания, материалистически решающая основной вопрос философии, применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.

Предметом исторического  материализма является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса. Исторический материализм — составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы общественных наук.    

Исторический материализм  органически связан с диалектическим материализмом. Единство диалектического и исторического материализма не отменяет относительно самостоятельного характера исторического материализма, как науки об обществе, имеющей собственный понятийный аппарат и выработавшей философско-социологическую методологию социального познания. Необходимость такой философской науки об обществе определяется прежде всего тем, что любая социальная теория, анализирующая деятельность людей, сталкивается с проблемой отношения их сознания к бытию. Исторический материализм даёт своё решение этого основного философского вопроса применительно к обществу, т. е. вопроса о соотношении общественного бытия людей и их сознания, руководствуясь общефилософскими принципами диалектического материализма и опираясь на материал самой истории.

Открыв законы и движущие силы общественного  развития, создатели исторического  материализма возвели социологию на уровень подлинной науки об обществе. Исторический материализм выступает и в качестве марксистской общесоциологической теории, которая раскрывает специфику структурных элементов социальной системы, характер их взаимодействия, законы общественного развития и механизмы их проявления.     

До возникновения марксизма  во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты до К. Маркса, а также такие выдающиеся представители общественных наук, как  А. Смит и Д. Рикардо, А. Сен-Симон  и Ш. Фурье, О. Тьерри и Ф. Минье, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов и др., не были материалистами в понимании общественной жизни.      

Социальные предпосылки  возникновения исторического материализма связаны с развитием капитализма, расширившим возможности общественного  познания, и классовой борьбы пролетариата, породившей общественную потребность в объективном познании социальной действительности. Исторический материализм связан с предшествующей социальной философией и общественной наукой. До К. Маркса и Ф. Энгельса были сформулированы идеи исторической необходимости и общественного развития (Дж. Вико, Г. Гегель), создана трудовая теория стоимости (Смит, Рикардо), открыта борьба классов (Тьерри, Минье, Ф. Гизо), предугаданы, хотя и в утопической форме, некоторые черты социализма (Т. Мор, Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн и др.). Таким образом, в разных аспектах и с разных сторон в общественную науку проникали новые мысли о материальных основах общественно-исторического процесса, выдвигался вопрос о его закономерностях.     

Исходные положения теории исторического материализма были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х гг. Х1Х в., когда капитализм достиг сравнительно высокой ступени развития и достаточно резко проявились его основные внутренние противоречия, когда на арену политической борьбы вышла новая сила – пролетариат. Впервые основные принципы исторического материализма были ими сформулированы в работе «Немецкая идеология» (1845—1846). Важное место в разработке марксистской концепции истории принадлежит таким трудам, как «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852) и др.     

Краткая и вместе с тем целостная  характеристика сущности исторического  материализма впервые была дана в  предисловии «К критике политической экономии» (1859). Выдвинутый первоначально в качестве гипотезы, исторический материализм должен был доказать свою истинность и плодотворность. Это было сделано основоположниками марксизма путём его применения к изучению различных социальных процессов и исторических событий и, в первую очередь, к анализу функционирования и развития капиталистической системы. С выходом «Капитала» К. Маркса (1867) научная ценность исторического материализма может считаться полностью доказанной.      

Исторический материализм совершил подлинный переворот в развитии философии и обществознания. Появление исторического материализма позволило достроить здание материализма «доверху», создать цельный научно-философский взгляд на мир, включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы философского мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности общественного познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.     

Основными категориями исторического  материализма являются: общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая  формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания.      

Важнейшие принципы исторического  материализма:

    • признание первичности материальной жизни общества — общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;
    • выделение из всей совокупности общественных отношений — отношений производственных как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;
    • исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций, идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

Разработка и применение этих принципов привели к преодолению  главных недостатков предшествующих исторических и социологических теорий: идеализма в понимании истории и замалчивания творческой роли народных масс в истории, позволили поставить на место существовавших до этого абстрактных философско-исторических схем научную теорию общественного развития.

Информация о работе Предпосылки и источники марксисткой философии