Предпосылки и источники марксисткой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Исторический ход развития философии, естественных и общественных наук, как и самой общественной жизни, подготовили возможность возникновения философии марксизма, необходимые для этого условия. "Но философы, - писал молодой К. Маркс, - не вырастают как грибы из земли, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов. Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека, хотя он и не лежит в желудке". И далее Маркс определяет философию как "духовную квинтэссенцию своего времени".

Файлы: 1 файл

Философия марксизма.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

2.  Прогрессивное общественное  развитие  обнаруживает   себя   через

множество зигзагов истории  – застой,  гибель  отдельных  цивилизаций  и  так далее. Это свидетельствует  о  его  сложности.  Однако  неизменной  остается логика    исторического    процесса,     выражающаяся     в     определенной последовательности смены общественно-экономических формаций. Она  находит  и свое практическое подтверждение: так, ни один из  народов  не  развивался  в направлении от феодализма  к  рабству,  или  от  капитализма  к  феодализму. Общественное развитие в целом осуществляется в виде  необратимого  процесса, что и отражается в марксистском  понимании  главного  направления  прогресса человечества как последовательной смены формаций.

3. В марксизме понятие общественно-экономической формации  неразрывно связано с понятием социальной революции. Последняя представляет собой  такой качественный   скачок,   который   знаменует   кардинальный   переворот    в общественной жизни и означает,  что  низвергается  отживший  и  утверждается новый прогрессивный общественный строй. Социальная  революция  с  логической необходимостью завершает процесс  разрешения  возникающего  на определенном этапе развития производства противоречием между производительными  силами  и производственными   отношениями,    которое    является    самой    глубокой экономической основой и причиной всякой социальной революции,  замена  одной общественно-экономической формации другой.

4. Исторический процесс является объективно  обусловленным,  поскольку подчиняется законам общественного развития. Они формируются как  устойчивые, необходимые, существенные связи между  людьми  или  элементами  общественной системы  на  основе  общественного   материального   производства   в   ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих  свои  цели.  Появление этих законов нельзя рассматривать ни  как  требование  какой-то  внешней  по отношению к обществу силы, ни  как  произвольные  стремления  господствующей социальной группы. Люди по своему желанию  произвольно   не  могут  отменять или заменять их. Объективные законы сами детерминируют  деятельность  людей, обуславливают определенный порядок отношений между ними.  Однако  реализация объективных законов находится в диалектической  взаимосвязи  с  сознательной деятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие  последствия, которые не входили в намерения классов и общества.  Это значит,  что люди сами  делают  свою  историю,  выступая,  по  словам  К.  Маркса,  не  только авторами, но и актерами своей собственной драмы.

 

5. Проблема теории и практики в марксизме.

 

Марксистская теория истины была разработана на основе классической концепции. Объективная истина трактуется как знание, соответствующее объективному миру. Объективная истина – содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, т.е. воспроизводит его. Диамат утверждает, что человек в своей познавательной деятельности способен установить связь логических конструкций не просто с миром ощущений, а с лежащим вне его объективным миром.

Рассмотрим в этой связи вопрос обоснования истины через опыт и  практику. Начиная с Ф. Бэкона, ученые обращались к опыту как к судье, который должен решить вопрос об истинности знаний. Но опыт рассматривался созерцательно, т.е. как элемент чувственного познания. Когда стало ясно, что чувственное знание не гарантирует истинности, что оно может включать в себя искажения, философы обратились к мышлению. Но все те философские теории исходили из того, что проблему критерия истины могли решить в рамках системы знаний. Марксистская философия утверждает, чтобы решить проблему критерия истины, необходимо выйти за пределы знания и сопоставить его с оригиналом. Форма такого выхода и сравнения знаний с объектом – практика – материальная общественно-историческая деятельность людей.

Роль практики как критерия истины проявляется в том, что она:

1) выступает как материальная деятельность, формирующая объективный предмет познания

2) выступает как деятельность, формирующая субъект познания. Практика «ответственна» не только за предмет, но и за субъект познания. Активно воздействуя на объективный мир своей материальной деятельностью, человек не только видоизменяет этот мир, но вместе с тем подчиняет свою деятельность законам объективного мира. Если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс, контролируемый указанными законами, оказывается эффективной. Ее эффективность проявляется в том, что она осуществляется в соответствии с идеальным планом и осуществляет этот план. Напротив, если представления человечества не соответствуют законам объективного мира и если практическая деятельность построена в соответствии с этими представлениями, то законы объективного мира сделают практику неэффективной – она не сможет осуществить идеальный план. Таким образом, практика выполняет роль критерия истины как деятельность, реализующая проверяемые знания. 
   Знания, имеющие форму высказываний, теорий, являются истинными, если они соответствуют объективному миру, но не объективному миру самому по себе, как его представляли материалисты до Маркса, а тем его свойствам, которые выявлены практикой данной исторической эпохи

Марксизм считает, что  критерий истины – это практика. И это верно, так как истина ищется для того, чтобы применить  ее на практике. Что такое практика? По определению марксистской теории, практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика определяет: а) источник познания, его основу; б) сферу применения знаний, цель познания; в) является критерием, мерилом истины.    

Итак, практика – это  основа формирования и развития познания на всех его ступенях. Результаты научного творчества находят свое практическое применение в сфере материального производства, в технике. Каждая область научного знания, раскрывая различные закономерности, объясняя определенные явления, участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения.

С точки зрения марксистской гносеологии, истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения. Характеризуется с точки зрения ее достоверности. Истина предметна, ее необходимо не только постичь, но и можно осуществить. Это позволяет марксистской гносеологии ввести понятие объективной истины. Истина определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Поэтому истина объективна, конкретна и исторична. Она отражает знания о мире на его определенном, конкретно-историческом этапе, следовательно, в этом, и только в этом плане, она относительна.

Итак, истина не "лежит  в вещах" и "не создается нами" произвольно. Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом. А раз есть истина, то должен быть и ее антипод – заблуждение. Заблуждение – это непреднамеренное искажение действительного состояния дела, неизбежный продукт познавательного процесса. Если искажение носит намеренный характер и содержит сознательную цель: ввести кого-то в заблуждение, тогда это квалифицируется как ложь, и такое положение уже приобретает нравственную характеристику, выходит в область этики науки.

Заблуждения в науке  постепенно преодолеваются. До тех пор, пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гёте, он блуждает. Но истина пробивает себе дорогу к свету, хотя возможны и заблуждения, но они менее болезненные, если имеют место в естественных науках и более опасны, если таковые наличествуют в общественном знании, так как негативно, а порой трагически сказываются на людях.

Марксизм вводит понятие  и абсолютной истины. Абсолютная истина – это предел мечтаний человечества, но возможна ли она? По определению, абсолютная истина – такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается практикой. Истина конкретна. Это означает, что она основана на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, существенных свойствах, тенденциях его развития.

Марксистскую теорию истины можно считать разновидностью корреспондентной (корреспонденция = соответствие) теории истины. Истоки корреспондентной теории истины имеют место еще  в античности. Платон и Аристотель определяли истину как соответствие знаний объекту. Данная теория истины может применяться, если речь идет о познании несложных объектов, простых общеизвестных фактов. Главный недостаток данной теории заключается в том, что очень трудно и не всегда возможно понять, соответствуют наши знания объекту или не соответствуют. Практика ведь также не является абсолютным критерием истинности. Далеко не все наши знания можно проверить на практике, подтвердить практикой. Критерий практики так же относителен, как относительны все наши знания.

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать  философским направлением. Скорее это  способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается  практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты:

  • мир материален;
  • мир объективен и не зависит от сознания;
  • материя первична, вечна, несотворенна;
  • сознание — свойство материи;
  • мир познаваем.

 

6. Историческое  значение марксистской философии

 

Диалектический и исторический материализм возник как прямое продолжение предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными предпосылками возникновения философии марксизма существовали определенные теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической философией второй половины XVIII — первой половины XIX века, особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха.

Гегель, сформулировав  основные принципы диалектики, представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля в конечном счете представляет собой результат самодвижения духа. Нужно было устранить это идеалистическое толкование диалектики.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею.

Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелевской философии, его диалектики.

Но то, что не смог сделать  Фейербах, сделали основоположники диалектического и исторического материализма — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. В ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии — диалектику, освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм — последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.

Философия, созданная  К. Марксом (1818—1883) при участии Ф. Энгельса (1820—1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII — начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьезное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов.

Однако созданная Марксом  философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность,  многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют  широту распространения и влияния этого учения и быстро меняющемся мире XIX—XX веков.

 

 

 

 

Библиографический список

 
1) Афанасьев, В. Г. Основы философских знаний / В. Г. Афанасьев. // - М., 1978.

2) Марксистско-ленинская философия. Исторический материализм. - М., 1977.

3) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1998.

4) Бессонов Б.Н Философия: Курс лекций – М.: 000 «издательство АСТ», 2002.

5) Горбачев В.Г. Курс философии. Для студентов заочных отделений. Учебное пособие. – Брянск: Курсив, 2001.

6) Шевченко Н.И. Вопросы теории и истории философии. Ч.1. (Доклассический период). – Белгород, 1996.

7) Шевченко Н.И. Вопросы теории и истории философии. Ч.2. (Классический и Постклассический период) – Белгород, 1996.

8) Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42




Информация о работе Предпосылки и источники марксисткой философии