Предпосылки и источники марксисткой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Исторический ход развития философии, естественных и общественных наук, как и самой общественной жизни, подготовили возможность возникновения философии марксизма, необходимые для этого условия. "Но философы, - писал молодой К. Маркс, - не вырастают как грибы из земли, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов. Философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека, хотя он и не лежит в желудке". И далее Маркс определяет философию как "духовную квинтэссенцию своего времени".

Файлы: 1 файл

Философия марксизма.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

«Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, «как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса»       

Вместе с тем исторический материализм принципиально отличается от вульгарного экономического материализма, рассматривающего экономику в качестве единственной активной силы в истории. Исторический материализм требует учитывать относительную самостоятельность и специфику различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней. Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества, в решении назревших социальных проблем.

История есть результат  сложного взаимодействия различных  общественных явлений, социальных сил, но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и, в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.     

Важнейшей категорией исторического  материализма является понятие общественно-экономической формации как качественно определённого общества на данном этапе его развития. Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени исторического развития, и тем самым применить в историческом исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества. 
         Каждая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации. Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка.

Надстройка — это  совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций  и учреждений (государство, суд, церковь  и т. д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества.      

Базис и надстройка с  достаточной определённостью и  полнотой характеризуют особенность  каждой формации, её качественное отличие  от других формаций. Но, помимо базиса и надстройки, категория общественно-экономической формации охватывает и ряд других общественных явлений, необходимых для функционирования данной формации, для жизни «социального организма». Каждая формация связана с определёнными производительными силами; никакое общество не может существовать без такого средства общения, как язык; в современных обществах всё большую роль играет наука и т. п. Кроме того, каждая формация связана с определёнными типами дифференциации на социальные группы (классы, социальные слои) и общности (семья, народность, нация и др.). Эти образования находятся в различных отношениях к базису и надстройке, перекрещиваются с ними, но не могут быть отнесены ни к базису, ни к надстройке. Исторический материализм рассматривает каждую общественно-экономическую формацию как сложную социальную систему, все элементы которой органически взаимосвязаны, а главным элементом этой системы в конечном счёте выступает способ производства материальных благ.      

С помощью категории общественно-экономической формации исторический материализм неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития. Трактовка исторического процесса как диалектики развития и смены общественно-экономических формаций ставит изучение истории на конкретную почву. Анализ и сопоставление различных формационных структур позволяют выделить некоторые общие зависимости и закономерности общественной жизни, понять исторический процесс в его целостности.

Исторический   материализм   рассматривает   развитие   общества   как

естественно-исторический процесс, который никем  не  может  быть  отменен  и который осуществляется на основе объективных закономерностей, проходя  через исторически необходимые  этапы  поступательного  движения.  Эти  объективные закономерности действуют во всех общественно-экономических формациях и в  то же  время  конкретно  -  исторически  проявляются  в  специфических  законах развития каждой из них. По  словам  Т.  И.  Ойзермана,  «они  не  существуют отдельно от этих особенных, исторически преходящих законов, но и  последние… неотделимы от наиболее общих… закономерностей».

Таким  образом,   марксистское   понимание   общественно-исторического процесса  нельзя  воспринимать  как  обоснование  лишь  всеобщих  социальных закономерностей:  в  рамках  конкретно-исторического  периода  времени   это всеобщее проявляется в специфических формах, что  позволяет  различать  типы общественно-экономических формаций и говорить об  изменениях  в обществе  в процессе его  развития.  В  то  же  время  признание  Марксом  существования наиболее   общих   закономерностей   подтверждает   историческую   связь   и преемственность  между   различными   историческими   эпохами,   целостность исторического процесса.

Общественные закономерности возникли с появлением общества. Они  имеют конкретно-исторический характер, так как неразрывно связаны с  определенными историческими условиями.

Общественные  закономерности  выступают  как   устойчивые   тенденции   в историческом развитии. Значение их состоит  в  том,  что  они  обусловливают развертывание событий в определенном  направлении,  благодаря  чему  история движется не хаотически, а с  объективно  необходимой  последовательностью  в смене  явлений.  Из  одной  общественно-экономической  формации  закономерно возникает другая, более  высокая  по  степени  развития,  в  каждой  из  них действует своя объективная логика событий.

Исторический материализм  рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда  предопределившую  каждую  ступень  в  развитии общества, каждое явление, а  как  внутреннюю  логику  исторических  событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей.

Объективная реальность социального создается и изменяется  человечеством.

Производительные  силы  –  результат   созидательной   деятельности   многих поколений людей. Именно многих,  вследствие  чего  уровень  производительных сил  не  зависит  от  каждого   отдельного   поколения.   Маркс   специально подчеркивает последнее обстоятельство, так как оно объясняет, почему  и  как человечество само  создает  объективную,  определяющую  основу  общественной жизни. Он пишет: «… люди не свободны в выборе  своих  производительных  сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая  производительная сила есть приобретенная сила,  продукт  предшествующей  деятельности.  Таким образом, производительные силы – это результат практической  энергии  людей, но сама эта энергия определена теми условиями,  в  которых  люди  находятся, общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти  люди,  а предыдущее  поколение». Развивая  эту мысль в другой  работе,  Маркс отмечает: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не  так,  как  им вздумается, при обстоятельствах, которые не  сами  они  выбрали,  а  которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого».

Люди сами творят свою историю, но  при  определенных  обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора  людей.

Изменение этих  обстоятельств  осуществляется  в  человеческой  практике  на основе использования общественных закономерностей.  В  ходе  диалектического взаимодействия объективных условий и человеческой  деятельности  совершается исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

В  этом  единстве  двух  противоположностей  первичным,   определяющим являются объективные  условия.  Их  нельзя  по  одному  лишь  желанию  людей создать или отменить. Только на основе учета  объективных  условий  и  путем использования общественных закономерностей люди  могут  добиться  успехов  в достижении своих целей.

По этому поводу Маркс  писал:  «Общество,  если  даже оно напало на след естественного  закона  своего  развития...  не  может ни

перескочить  через  естественные  фазы  развития,  ни   отменить   последние

декретами. Но оно может  сократить и смягчить муки родов».

Экономическое  развитие  составляет  главное  содержание   объективной обусловленности   исторического   процесса    и    выступает    первоосновой исторических закономерностей. К ней относятся также и другого  рода  явления общественной жизни, существующие вне сознания  людей  (например,  обострение классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом  обществе,  распад колониальной системы и другие подобные процессы).

Но  есть  и  другой  фактор  общественного  развития,  существующий  в сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов  и их  организаций,  направленная  на  изменение  существующего   положения   в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение  на  основе знания законов общественного развития.

Анализ материального  производства и его главной производительной  силы – трудящихся – привел Маркса к важнейшему выводу о  решающей  роли  народных масс в истории. Именно народ,  создающий  материальные  ценности,  выступает также   творцом   духовной   культуры   человечества,   определяющей   силой общественно-политического развития. В. И.Ленин  указывал,  что  исторический материализм «впервые дал возможность  с  естественно-исторической  точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий».

Исследуя  общественные  условия  жизни  народных  масс,   закономерный процесс изменения этих условий в связи с развитием  производительных  сил  и производственных отношений, Маркс пришел к научным выводам о  решающей  роли народных масс в  общественном  развитии,  о  борьбе  классов  и  объективной неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Таким  образом,  исторический  процесс  имеет  в  своей   основе   ряд

устойчивых  факторов,  которые  обусловливают  его  прогрессивное  движение.

Иными словами, развитие общества подчинено  идее исторической  необходимости, то есть обязательности проявления объективных законов истории. Эти законы  в своем  осуществлении  опосредуются   конкретными   условиями   исторического процесса, в силу  чего  в  реальности  проявляется  та  или  иная  специфика исторических  событий.  Данный  факт,  однако,  свидетельствует лишь  о сложности исторического процесса, ни в коей мере не опровергая общие  законы и тенденции развития общества.

Сознательная же деятельность людей выступает в качестве  опосредования необходимости,  поскольку  служит  ее  осуществлению.  В  реальной  жизни  в результате действия объективных  законов  общественного  развития  возникают такие условия и возможности,  реализация  которых  зависит  от  деятельности народных  масс.  В  этой  связи  В.И.Ленин  отмечал, марксистская теория «отличается от всех других… теорий замечательным соединением полной  научной трезвости  в  анализе  объективного  положения  вещей  и  объективного  хода эволюции с самым  решительным  признанием  значения  революционной  энергии, революционного творчества,  революционной  инициативы  народных  масс,  -  а также, конечно, отдельных личностей,  групп,  организаций,  партий,  умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами».

Из сказанного следует  вывод,  что  в  рамках марксистского понимания истории необходимость выступает  в  виде  естественно-исторических  законов, непреложных детерминант развития общества. Тем  не  менее,  она  может  быть реализована только через  сознательную  деятельность  людей  и,  в  конечном итоге, - народных масс.

 

4. Материалистическое понимание истории.

 

Материалистическое понимание  истории К. Маркса  представляет  собой самостоятельную систему в философии марксизма. В  качестве  метода  познания объективных  законов  исторического  развития  общества  здесь  используется метод   диалектического   материализма,   который   оперирует   категориями, характеризующими    обусловленность    истории    человеческого     общества материальным  производством:  общественное  бытие,  общественное   сознание, производительные силы, производственные отношения,  базис,  надстройка.  Они составляют тот каркас, на котором базируется историко-философская  концепция К. Маркса.

1.    Категория    «общественно-экономическая    формация»    является

интегративной и имеет  громадное  методологическое  значение  для  философии исторического  материализма.  Все  важнейшие категории данной философской системы так или иначе  интегрируются  в  понятии  «общественно-экономической формации». Так, невозможно  раскрыть  определения экономического  базиса  и надстройки только  через  их  взаимное  становление  как  парных  категорий, необходимо одновременно указать их  место  в  ряду  всех  других  категорий, характеризующих   общественно-экономическую   формацию.   Именно    в    ней концентрируются   наиболее   важные   детерминанты   исторической   динамики общества, движущие силы общественного прогресса.

Информация о работе Предпосылки и источники марксисткой философии