Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:30, реферат
Несомненное величие индийской интеллектуальной традиции. С одной стороны, и ее нетождественность тому, что мы привыкли называть философией, – с другой. Порождают неоднозначное к ней отношение. К примеру, профессор Корнельского университета Ф.Тилли в своей «Истории философии» утверждал, что, по скольку индийцы ни когда в своем духовном развитии не выходили за границы обычной веры и мифологии, у них в принципе не может существовать и философия в собственном смысле этого слова по его мнению, всемирная история философии должна включать философское наследие всех народов, однако далеко не все народы смогли создать настоящие системы мысли, к которым применимо слово «философия». Большинство же так и не смогло выйти за пределы мифологического сознания.
Введение……………………………………………………….………...3
1. Источники и исторические типы………………………..……..……6
2. Предпосылки возникновения философии……………….........…....10
3. Благоговение перед живым, перед жизнью и природой…………...22
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………..…31
Введение……………………………………………………….
1. Источники и исторические типы………………………..……..……6
2. Предпосылки возникновения
философии……………….........…....
3. Благоговение перед живым, перед жизнью и природой…………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………..…31
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II -- началу I тысячелетия до нашей эры.
С точки зрения современного человека это древнейшее классовое общество отличается крайней замедленностью своего исторического развития. Отдельные традиции сохранялись тысячелетиями. Этому способствовала внутренняя устойчивость сельской общины, где земледелие (обычно ирригационное) было соединено с ремеслом. Отношения обмена были развиты слабо. О примитивности социальной структуры древнеиндийского общества свидетельствует система каст - замкнутых социальных образований, объединяющих людей строго определенных профессий и исключавших переход из одной касты в другую. Самой влиятельной и распространенной формой идеологической жизни древних обществ этого периода была религиозно-мифологическая. Она нашла свое отражение в первом литературном памятнике древних индийцев - «Ведах».
Понять характерные индийские сцены и ситуации можно, лишь вникнув в суть мировоззрения индийцев. Представьте себе типичную индийскую семью из низших каст: изможденный, одетый лишь в набедренную повязку муж, худая, высохшая жена, в которой с трудом угадывается женщина. Рядом – жилище, сконструированное из досок. Кругом зловоние и не чистоты. И множество детей. При этом все - и родители, и дети – улыбаются. Вы не увидите следов печали, отчаяния или протеста. Индийский гид, видя на вашем лице недоумение, объясняет ситуацию примерно так: вам, европейцам, трудно понять. Как можно быть счастливыми в такой «несчастливой» обстановке, но для индуса , болезни нищета и другие беды – это всего лишь кармические последствия «прошлой жизни», которые надо принять безропотно. Страшного в жизни ни чего нет; то что страшнее всего для вас, европейцев, смерть - для индуса лишь переход в иную жизнь, которая быть может, будет лучше нынешней. В таких ситуациях убеждаешься в «практичности» индийской философии, в ее живой жизненной направленности.
Однако профессиональное обсуждение индийской философии сталкивается с одной весьма серьезной проблемой. Дело в том, что слишком очевидна ее «несводимость» к европейской философской традиции, «непохожесть» на философию европейского образца. Так, читая Упанишады, самое значительное произведение индийской философской литературы, вы не столкнетесь с рациональным, логически последовательным и доказательным изложением. В них нет того, что обычно называют дискурсивным рассуждением. Характерным для классической философии Европы. Скорее наоборот. Вы словно плывете по бескрайнему морю аллегорий, неожиданных образов и оборотов мысли. Аргументы и доказательства заменяются притчами и сравнениями. Древнеиндийский философский текст производит впечатление поэзии, мифа, тайного откровения, и в этом также заключены его притягательность, сила и своеобразие, которые можно понять лишь в контексте культуры Востока.
Несомненное величие индийской интеллектуальной традиции. С одной стороны, и ее нетождественность тому, что мы привыкли называть философией, – с другой. Порождают неоднозначное к ней отношение. К примеру, профессор Корнельского университета Ф.Тилли в своей «Истории философии» утверждал, что, по скольку индийцы ни когда в своем духовном развитии не выходили за границы обычной веры и мифологии, у них в принципе не может существовать и философия в собственном смысле этого слова по его мнению, всемирная история философии должна включать философское наследие всех народов, однако далеко не все народы смогли создать настоящие системы мысли, к которым применимо слово «философия». Большинство же так и не смогло выйти за пределы мифологического сознания. При всей своей оригинальности индийский дух. Равно как и китайское, египетское, да и вообще всякое восточное духовное наследие, сводится к мифологическим сюжетам, либо эстетическим доктринам и весьма далек от той интеллектуальной строгости, без которой не возможна философия. По этой причине Ф.Тилли вообще исключил из своей книги индийскую философию, а свое изложение начал с Древней Греции. На которой зиждется европейская духовная традиция.
Философия любой страны или народа представляет собой часть культуры. Это относится и к философии Индии. Поэтому ее изучение и постижение должно осуществляться с учетом ее цивилизационного развития.
Философия Древней Индии прошла долгий путь. Хотя страна переживала и внутриполитическую раздробленность на отдельные княжества (Индия до прихода англичан, по существу, ни когда не представляла собой единого государства), и внешние нашествия (мусульманской династии Моголов, англичан), эволюция индийской культуры и философской мысли как ее составной части фактически не знала перерывов. В ее развитии выделяются следующие периоды: древнеиндийская философия, средневековая философия и современная индийская философия. Период развития древнеиндийской философии ограничен хронологическими рамками III в.до н.э. – IV в.н.э. (хотя в литературе можно встретить и другую периодизация). В свою очередь, история древнеиндийской философии делится на три этапа.
Первый – ведический этап (приблизительно VI-V вв. до н.э.)
Второй – послеведический (V-III вв. до н.э.)
Третий – период сутр (III в до н.э.-IVв.н.э.)
Каждый из этих периодов получил свое название по господствовавшим текстам (Веды, сутры), составлявшим источники философских поисков. Вместе с тем эти периоды различают по степени зрелости идей и принципов самой философии.
Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, - это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, абсолютным бытием.
Индийская мысль довольна
мистична. С мистикой органично связана
сосредоточенность индусов. Которая
также признается одним из необходимых
достоинств человека. Индусы считают,
что именно искусство мистики, духовных
переживаний и медитаций (сосредоточенных
размышлений) не раз позволяло им
противостоять превратностям
Медитация ведет к состоянию
нирваны, к избавлению от земных желаний
и привязанностей, боли, страданий
и удовольствия. В этой связи очень
показателен разработанный
Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не много стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение – направляет деятельность своих почитателей.
В истории мировой философии
разные проблемы ставились и решались
по-разному. Эта история мысли
охватывает более чем 2,5 тысячелетия.
Древневосточное философское
Каковы исторические типы философии? Это индийская философия; китайская философия; античная философия; философия средневековья; философия эпохи Возрождения: философия Нового времени XVII в.; философия эпохи Просвещения; философия XIX в.; философия XX в.
Каждый из этапов философии
отличался рядом особенностей. Так, античная философия развивалась под влиянием,
с одной стороны, мифологии, с другой -
формирующейся в Древней Греции науки. Средневековая философия развивалась
в тесной взаимосвязи с религиозной формой
сознания, господствующей в тот исторический
период. В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия
развивается под сильным воздействием
искусства. Именно тогда начинается новое
прочтение античной литературы; эстетический
подход играет большую роль в формировании
взглядов гуманистов. Для философов
Нового времени (XVII в.) характерна
ориентация на науку. Причем, под наукой
понимали экспериментально-
По Гегелю, философия есть “эпоха, схваченная в мышлении”. При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственность, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.
Говоря о генезисе философии, следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно-мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку? Новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам.
Таким образом, философия
отражает трагическое противоречие
между традицией, традиционными
ценностями и новыми отношениями (формированием
права и государства). Философия
- именно такой тип мировоззрения,
который во все времена передавал
в теоретической или
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины. Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).
Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)
1. Возможности человека:
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
2. Потребности человека:
В Индии, несмотря на контакты
с другими древнейшими
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта и Древнего Вавилона.
Первым памятником мысли древних индийцев были Веды, возникшие, по-видимому, между вторым и первым тысячелетием до н. э., являющиеся одним из древнейших литературных памятников человечества. Веды сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли.
Веды укоренены в культуре народа и берут там свое начало. Означающие в переводе с санскрита "видение" или "знание", Веды выступают ядром культурных традиций великой страны, давшей миру такие памятники культуры, как "Ригведа", "Упанишады", "Артгхашастра", "Махабхарата", которые в той или иной мере послужили основой всех влиятельных философских систем Индий. Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т.д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, о нравственной жизни.
Традиционно ведическая литература делится на четыре группы:
а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады.
Наиболее древними источниками выступают Самхиты, состоящие из четырех сборников гимнов, тогда как остальные выступают своего рода комментариями к ним.
Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое. Согласно ведическим представлениям, знания имеют визуальную природу и потому "узнать" означает "увидеть".
Самой ранней по времени и главной по значению Ведой является "Ригведа", состоящая из десяти книг - гимнов. Гимны Ригведы - своеобразные обращения к богам, их восхваление, просьбы, описание жертв, приносимых богам. Это наиболее ранний известный индийский способ самопостижения человеком себя и тайн бытия. "Ригведа" включает в себя концепцию структуры Космоса, модель мира, в которой боги не вечны, они меняются в зависимости от человека. Уже в этих гимнах ставятся вопросы о начале мира.