Предпосылки возникновения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Несомненное величие индийской интеллектуальной традиции. С одной стороны, и ее нетождественность тому, что мы привыкли называть философией, – с другой. Порождают неоднозначное к ней отношение. К примеру, профессор Корнельского университета Ф.Тилли в своей «Истории философии» утверждал, что, по скольку индийцы ни когда в своем духовном развитии не выходили за границы обычной веры и мифологии, у них в принципе не может существовать и философия в собственном смысле этого слова по его мнению, всемирная история философии должна включать философское наследие всех народов, однако далеко не все народы смогли создать настоящие системы мысли, к которым применимо слово «философия». Большинство же так и не смогло выйти за пределы мифологического сознания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………...3
1. Источники и исторические типы………………………..……..……6
2. Предпосылки возникновения философии……………….........…....10
3. Благоговение перед живым, перед жизнью и природой…………...22
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………..…31

Файлы: 1 файл

ФИЛОС.docx

— 56.75 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………….………...3

1. Источники и исторические типы………………………..……..……6

2. Предпосылки возникновения  философии……………….........…....10

3. Благоговение перед живым, перед жизнью и природой…………...22

Заключение……………………………………………………………….29

Список использованных источников………………………………..…31

 

 

 

Введение

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства  приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая  в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс  не был однороден. Так, в Древнем  Египте и Древнем Вавилоне не сложилось  философских школ. Ранее же всего  философские традиции и школы  утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II -- началу I тысячелетия до нашей эры.

С точки зрения современного человека это древнейшее классовое  общество отличается крайней замедленностью своего исторического развития. Отдельные  традиции сохранялись тысячелетиями. Этому способствовала внутренняя устойчивость сельской общины, где земледелие (обычно ирригационное) было соединено с  ремеслом. Отношения обмена были развиты  слабо. О примитивности социальной структуры древнеиндийского общества свидетельствует система каст - замкнутых  социальных образований, объединяющих людей строго определенных профессий  и исключавших переход из одной  касты в другую. Самой влиятельной  и распространенной формой идеологической жизни древних обществ этого  периода была религиозно-мифологическая. Она нашла свое отражение в  первом литературном памятнике древних  индийцев - «Ведах».

Понять характерные индийские  сцены и ситуации можно, лишь вникнув  в суть мировоззрения индийцев. Представьте  себе типичную индийскую семью из низших каст: изможденный, одетый лишь в набедренную повязку муж, худая, высохшая жена,  в которой с  трудом угадывается женщина. Рядом  – жилище, сконструированное из досок. Кругом зловоние и не чистоты. И множество детей. При этом все - и родители, и дети – улыбаются. Вы не увидите следов печали, отчаяния или протеста. Индийский гид, видя на вашем лице недоумение, объясняет ситуацию примерно так: вам, европейцам, трудно понять. Как можно быть счастливыми в такой «несчастливой» обстановке, но для индуса , болезни нищета и другие беды – это всего лишь кармические последствия «прошлой жизни», которые надо принять безропотно. Страшного в жизни ни чего нет; то что страшнее всего для вас, европейцев, смерть - для индуса лишь переход в иную жизнь, которая быть может, будет лучше нынешней. В таких ситуациях убеждаешься в «практичности» индийской философии, в ее живой жизненной направленности.

Однако профессиональное обсуждение индийской философии  сталкивается с одной весьма серьезной  проблемой. Дело в том, что слишком  очевидна ее «несводимость» к европейской  философской традиции, «непохожесть»  на философию европейского образца. Так, читая Упанишады, самое значительное произведение индийской философской  литературы, вы не столкнетесь с  рациональным, логически последовательным и доказательным изложением. В  них нет того, что обычно называют дискурсивным рассуждением. Характерным  для классической философии Европы. Скорее наоборот. Вы словно плывете  по бескрайнему морю аллегорий, неожиданных  образов и оборотов мысли. Аргументы  и доказательства заменяются притчами и сравнениями. Древнеиндийский  философский текст производит впечатление  поэзии, мифа, тайного откровения, и  в этом также заключены его  притягательность, сила и своеобразие, которые можно понять лишь в контексте  культуры Востока.

Несомненное величие индийской интеллектуальной традиции. С одной стороны, и ее нетождественность тому, что мы привыкли называть философией, – с другой. Порождают неоднозначное к ней отношение. К примеру, профессор Корнельского университета Ф.Тилли в своей «Истории философии» утверждал, что, по скольку индийцы ни когда в своем духовном развитии не выходили за границы обычной веры и мифологии, у них в принципе не может существовать и философия в собственном смысле этого слова по его мнению, всемирная история философии должна включать философское наследие всех народов, однако далеко не все народы смогли создать  настоящие системы мысли, к которым применимо слово «философия». Большинство же  так и не смогло выйти за пределы мифологического сознания. При всей своей оригинальности индийский дух. Равно как и китайское, египетское, да и вообще всякое восточное духовное наследие, сводится к мифологическим сюжетам, либо эстетическим доктринам и весьма далек от той интеллектуальной строгости, без которой не возможна философия. По этой причине Ф.Тилли вообще исключил из своей книги индийскую философию, а свое изложение начал с Древней Греции. На которой зиждется европейская духовная традиция.

Философия любой страны или  народа представляет собой часть  культуры. Это относится и к  философии Индии. Поэтому ее изучение и постижение должно осуществляться с учетом ее   цивилизационного развития.

 

  1. Источники и исторические типы

 Философия Древней Индии прошла долгий путь. Хотя страна переживала и внутриполитическую раздробленность на отдельные княжества (Индия до прихода англичан, по существу, ни когда не представляла собой единого государства), и внешние нашествия (мусульманской династии Моголов, англичан), эволюция индийской  культуры и философской мысли как ее составной части фактически не знала перерывов. В ее развитии выделяются следующие периоды: древнеиндийская философия, средневековая философия и современная индийская философия. Период развития древнеиндийской философии ограничен хронологическими рамками III в.до н.э. – IV в.н.э. (хотя в литературе можно встретить и другую периодизация). В свою очередь, история древнеиндийской философии делится на три этапа.

Первый – ведический этап (приблизительно VI-V вв. до н.э.)

Второй – послеведический (V-III вв. до н.э.)

Третий – период сутр (III в до н.э.-IVв.н.э.)

Каждый из этих периодов получил  свое название по господствовавшим текстам (Веды, сутры), составлявшим источники философских поисков. Вместе с тем эти периоды различают по степени зрелости идей и принципов самой философии.

Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту  задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает  в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, - это  интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, абсолютным бытием.

Индийская мысль довольна мистична. С мистикой органично связана  сосредоточенность индусов. Которая  также признается одним из необходимых  достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных  размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.

Медитация ведет к состоянию  нирваны, к избавлению от земных желаний  и привязанностей, боли, страданий  и удовольствия. В этой связи очень  показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и  упражнений для достижения состояния  нирваны.

Индийскую философию часто  обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем  в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике.  Эти обвинения не много  стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий  индийская философия достойно выполняет  свое назначение – направляет деятельность своих почитателей.

Исторические типы

В истории мировой философии  разные проблемы ставились и решались по-разному. Эта история мысли  охватывает более чем 2,5 тысячелетия. Древневосточное философское наследие актуально и по сей день, т.к. имеет  непреходящую ценность.

Каковы исторические типы философии? Это индийская философия; китайская философия; античная философия; философия средневековья; философия эпохи Возрождения: философия Нового времени XVII в.; философия эпохи Просвещения; философия XIX в.; философия XX в.

Каждый из этапов философии  отличался рядом особенностей. Так, античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны, мифологии, с другой - формирующейся в Древней Греции науки. Средневековая философия развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) философия развивается под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов. Для философов Нового времени (XVII в.) характерна ориентация на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это cyщественно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента. Делаются попытки обоснования научного знания, уточненяется понятие “наука”. В эпоху Просвещения (XVIII в) философия строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придается разуму, как двигателю общественного прогресса. Философия XIX в. дала человечеству таких гигантов мысли, как Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Фейербах. Наконец, философия XX в. характеризуется новым этапом западно-европейской, русской философии и связана с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы, и т. д. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.

По Гегелю, философия есть “эпоха, схваченная в мышлении”. При  всем своеобразии этапов философии  в разные периоды в развитии мысли  сохранялась и преемственность, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.

Говоря о генезисе философии, следует отметить, что философия  формируется в тот период, когда  традиционно-мифологические представления  становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку? Новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам.

Таким образом, философия  отражает трагическое противоречие между традицией, традиционными  ценностями и новыми отношениями (формированием  права и государства). Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал  в теоретической или художественной форме кризисность эпохи и  рождение новой культуры.

 

  1. Предпосылки возникновения философии.

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины. Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек  производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие  от варварства – собирание растений, варварства – охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

  • выделение умственного труда;
  • появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
  • возникновение государственных структур и правовых норм регулирования    общественной жизни;
  • постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего  этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и  своего места в нем;

2. Потребности человека:

  • интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с самого начала развивалась  более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного наследия.

2.1 Философия ведического периода.

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили  первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно  обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта и Древнего Вавилона.

Первым памятником мысли  древних индийцев были Веды, возникшие, по-видимому, между вторым и первым тысячелетием до н. э., являющиеся одним из древнейших литературных памятников человечества. Веды сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли.

Веды укоренены в культуре народа и берут там свое начало. Означающие в переводе с санскрита "видение" или "знание", Веды выступают ядром культурных традиций великой страны, давшей миру такие памятники культуры, как "Ригведа", "Упанишады", "Артгхашастра", "Махабхарата", которые в той или иной мере послужили основой всех влиятельных философских систем Индий. Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул     и т.д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, о нравственной жизни.

Традиционно ведическая литература делится на четыре группы:

а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады.

Наиболее древними источниками  выступают Самхиты, состоящие из четырех сборников гимнов, тогда  как остальные выступают своего рода комментариями к ним.

Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое. Согласно ведическим представлениям, знания имеют визуальную природу  и потому "узнать" означает "увидеть".

Самой ранней по времени и  главной по значению Ведой является "Ригведа", состоящая из десяти книг - гимнов. Гимны Ригведы - своеобразные обращения к богам, их восхваление, просьбы, описание жертв, приносимых богам. Это наиболее ранний известный индийский  способ самопостижения человеком себя и тайн бытия. "Ригведа" включает в себя концепцию структуры Космоса, модель мира, в которой боги не вечны, они меняются в зависимости от человека. Уже в этих гимнах ставятся вопросы о начале мира.

Информация о работе Предпосылки возникновения философии